Вчера, на ликующей благовещенской службе, слышали мы пение «Душеполезную совершив Четыредесятницу…». Это значит — закончился Великий пост, и мы вступаем в какие-то другие дни, в какое-то иное состояние. Дни эти, вся следующая неделя называется Страстной.
Сегодня — Лазарева суббота. Это встреча Иисуса Христа со смертью Своего друга; встреча, на которой Творец пролил слёзы, видя падшесть, разрушенность Своего творения. Лазарь уже смердел, его тело четыре дня лежало в закрытой пещере, и начало разлагаться. Но вот Христос приказывает, или зовёт: «Лазарь! иди вон». И человек воскресает, и схватка со смертью завершается победой.
А на следующий день Христос въезжает в Иерусалим, въезжает как Царь, и толпы людей приветствуют Его как владыку, и расстилают одежды перед Ним, и машут пальмовыми ветвями. Мы знаем, что за этой торжественной и радостной встречей последует ужас и мрак Страданий Христа, и Он Сам знает об этом, спускаясь в город — но к этим мгновениям воцарения Бога, которые Господь устроил перед Страстями, мы теперь — и через два тысячелетия — можем быть причастны. Завтра возьмём мы вербы в руки, и с ними воспоём Христу: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!», и этим прославим Христа как Царя, победившего зло.
А потом наступят Страстные дни. Будут удивительные отрывки из Евангелия — о смоковнице, о десяти девах, о блуднице; будут литургии Преждеосвященных Даров; будет Великий четверг с его установлением Евхаристии и множеством причастников; будет мрак Великой пятницы — когда Тот, Кто сотворил Землю, повиснет на Кресте, истекая Кровью; будет великий покой благословенной субботы — удивительный день, пронизанный предощущением пасхального взрыва радости…
Великий пост: Страстная седмица — последняя схватка между Небом и преисподней
Протопресвитер Александр Шмеман называл эту неделю последней схваткой. Это и вправду последняя схватка Христа со смертью, это бой, окончившийся полной и безоговорочной победой. Господь разрушил ад изнутри, вывел оттуда человечество, вырвал жало из пасти змея, и, как потом скажет Златоуст: «Никто да не боится смерти!». Христос сделал это — но сделал не мановением всесильной руки, а умалением Себя даже до казни на Кресте.
Нам надо понять, что любовь и страдание стоят рядом. И если ты любишь, то ты будешь страдать. Христианство — религия радости, но радости, вырастающей из страдания. Кровоточащая рана — вот что такое сердце христианина, плачущего и о людях, и о животных. Каждый, кто хоть чуть-чуть любил по-настоящему, знает это — знает мама, проливающая слёзы над детьми; знает безответно влюблённый, желающий счастья своей избраннице; знает святой, молящийся о всём мире. Начало этому страданию, высшее оправдание ему положил Христос на Кресте, распятый по Своей воле за тебя и за меня.
Страстная седмица призвана включить нас в эту Христову любовь, в это Христово страдание. Мы не раз говорили, и скажем ещё: Церковь вводит верующего в сердцевину событий, вспоминаемых на службе. Это значит, чем смиреннее и чище мы постились, тем больше сможем воспринять сердцем Страсти Христовы. Тем искреннее прольём слёзы вместе с Ним, тем глубже почувствуем духом предательство, поношения, богооставленность… Тем ближе прикоснёмся к тайне Любви, приносящей Себя в жертву.
Моя знакомая, уверовав во взрослом возрасте, первый свой пост провела на удивление стойко, и впервые попав на пятничный чин погребения, стояла в очереди за прихожанами, чтобы приложиться к Плащанице. Вот пришло время, и эта женщина шагнула к образу Христа… И её как будто пронзила молния — моя знакомая увидела, что глаза Иисуса из Назарета закрыты, что Он мёртв. До этого она не видела таких икон, и поэтому была страшно поражена, напугана, раздавлена. «Если Бог умер, то что теперь, как быть, чем жить и что, вообще, дальше?», — думала моя знакомая в трепете, и тут мысль пронеслась в её голове: «А ведь это ты Его убила».
Человеческий язык не в силах передать духовный опыт, прикосновение к сердцу небесных даров. Но всё же мы можем наглядно увидеть, как наша «новенькая» христианка испытала на себе тайну Церкви, тайну соучастия верующих в событиях священной истории, тайну изменения собственной души после такого соучастия.
Надо ли говорить, каким ликованием для этой моей знакомой стала Пасха, распахнутые ночью двери храма и первое пение «Христос воскресе!». Он для неё воскрес реально, как был реально мёртв телом всего два дня назад.
Вот к чему призывает нас Церковь, вот какие глубины таит себе. Держа завтра в руках вербы и воспевая песнь Царю, не будем забывать, что стоим в Вечности, и если не умом, то хотя бы сердцем пока будем трепетать перед явлением нам Бога. А потом, когда начнутся Страстные дни, 40-дневный путь по пустыне поста поможет нам воспринять эту великую тайну Любви, Жертвы и Страдания. Мы и вправду готовились к этим скорбным дням, готовились воздержанием и молитвой. Не отними от нас, Господи, эту седмицу; не пронеси мимо нас — но дай, если будет на то воля Твоя, хоть чуть-чуть прикоснуться к Твоему деланию, хоть чуть-чуть загореться Твоей любовью, которой нет границ, и которая светит нам вот уже две тысячи лет.
И не объять этого света тьме — во веки веков.