Постимся постом приятным, друзья! Вообще-то это привычное нашему слуху приветствие двусмысленно, в нём есть как бы лукавое умолчание. Это ведь на самом деле богослужебная стихира первого дня поста, и звучит она в переводе с церковно-славянского примерно так: «Постимся постом, приятным Господу», то есть, постом, который угоден (приятен) Господу, а не нам. Из такого превратного понимания поста и плодятся все те кулинарные изыски, что описаны в книгах, где сотни рецептов «о вкусной и здоровой пище великопостной».
Однако истинный смысл Великого поста в другом! Мы говорили давеча и о мясе, и об обжорстве в целом, о том, что всё это «приземляет» человека, делает его почти животным. А пост, напротив, даёт возможность высвободить душу из тисков телесных, дать ей возможность дышать и трудиться во славу Божию, угождать любимому Господу.
В идеале в пост о еде надо бы вообще забыть
Но всё-таки главная цель Великого поста — это Христос воскресший, Пасха наша! Нужно приготовиться к встрече и принять Его достойно, чтобы соединиться с Ним навсегда. И чтобы никто и никогда не смог нас разлучить! Вот об этом хотелось сказать несколько слов.
Что значит «достойно»? Это значит с мыслью о том, что Христос спасает нас по милости своей. Что за новость, — скажете вы, — кто же об этом не слышал? Верно, все мы об этом знаем, но: «имеющий уши, да слышит». Уши есть у всех, но слышат не все — можно ведь механически знать что-то и не задумываться над этим и, значит, не принимать это сердцем.
Вот эта простая и всем известная мысль — Христос спасает нас по милости своей — на самом деле не вмещается в нас! Ни в голову не влезает, ни тем более в сердце. Голова — она, как селекционер, должна отбирать правильные мысли и всаживать их в землю сердца как драгоценные селекционные семена. А ведь не факт, что голова хороший селекционер (не факт, что она вообще селекционер). И не факт, что земля сердца способна принять здравое семя. Вот сорняки, это пожалуйста — это в любое время и в любом виде. То есть мысль о том, что Господь спасает нас просто так, ни за что, ни про что, но исключительно по Своей любви необъяснимой, мы не принимаем. Дескать, я же тружусь и делаю немало и это, так сказать, объективный факт. Может быть оно и так, но ведь тогда надо признать, что мы наёмники, а наёмник получает причитающуюся ему адекватную мзду. То есть поработал — получи заработанное — ровно столько, сколько заработал. Так сказать, ничего личного, бизнес есть бизнес.
Но, будучи в здравом уме, сочтём ли мы, что сможем своими трудами заработать спасение? Старший сын из евангельской притчи был уверен, что труды его не оценены и ему не доплатили. Он не понимал, что работать Богу — это милость и только милость и ничего кроме милости. «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал» и призвал к спасению через служение Мне… Блудному сыну из той же притчи легче, потому что нет у него «заслуг» и нечем ему гордиться. А спасает нас Господь по-разному, ибо: «Мои мысли — не ваши мысли, и Мои пути — не ваши пути», но это внешнее разнообразие всегда приводится к одному знаменателю — к смирению. То есть к благодатному миру с Богом.
Великий пост даёт возможность глубоко узнать себя. Испытать ужас от той злобы, которая раздирает твоё сердце, увидеть зловещие тени «гадов, ихже несть числа», познать свою неисправимость, почуять её трупное зловоние и понять всё-таки всем своим прокаженным нутром, что спасает нас Господь только и исключительно по Своей необъяснимой любви к нам. Если земля нашего сердца принимает эту мысль, и она укореняется в нём, то значит, мы не зря постились. Эта смиренная мысль, укоренившаяся в сердце, обязательно даст плод и это есть главный плод Великого поста.