Слово законоучителя Казанского Родионовского института (1889-1891), настоятеля Петропавловского собора (1892-1896), профессора Казанской духовной академии протоиерея Александра Смирнова (+1933) в Великую Пятницу
Это были последние прощальные слова нашего Господа и Спасителя (Ин. 16, 33), которыми Он закончил Свою предсмертную и вечно незабвенную беседу с учениками. Они были сказаны в то самое время, когда враги Иисуса Христа во главе с сыном погибельным Иудой совещались и приготовлялись идти в Гефсиманский сад с оружием и дрекольем, когда участь Спасителя мира была окончательно предрешена Его врагами. Но Господь мог сказать, что Он победил мир даже и тогда, когда Он стоял пред лицом Анны и Каиафы с неисчезнувшим следом на ланите от удара рукою презренного раба, стоял как злодей и преступник, забытый и оставленный даже теми, кому Он за несколько часов до сего говорил: вы друзи мои есте (Иоан. 14, 15). Он мог сказать: Аз победих мир — даже и в то время, когда злобная и грубая толпа слуг и воинов безчеловечно издевалась над невинным Страдальцем, придумывая в безумном ослеплении гневом и злобой все новые и новые виды оскорблений и мучений своего Спасителя. Он мог, наконец, сказать о том, что одержал великую победу над миром, даже на самом кресте, даже в самый момент смерти, когда Его враги, утолившие невинной кровью свою злобу, готовы были торжествовать свою мнимую победу и признать окончательно уничтоженным то дело, для которого трудился сошедший с небес Сын Божий.
В истории крестных страданий Спасителя победа Его над миром, победа над грехом, над злобою и страстями человеческими, выступает яснее и определённые с каждым новым оскорблением, наносимым безвинному Агнцу озлобившимися до безумия врагами. В то время, как синедрион, утвердив смертный приговор, считает окончательное поражение Христа делом решенным, предатель Иуда с отчаянием сознает бессилие своей ненависти против божественной кротости и незлобия своего Учителя и, побежденный Им, восклицает: «я согрешил, предав неповинную кров» (Мф. 27, 4).
Размышления о страстях Христовых
Христос на суде у Пилата; злобствующая толпа не перестает восклицать «распни, расти Его; отпусти Варавву, а не Иисуса», но даже грубое сердце язычника Пилата поражается величием поруганного Христа, и этот малодушный язычник в слух всего народа свидетельствует о Нем, как о праведнике: «я неповинен в крови сего праведника» (Мф. 27, 24). — Разве и это не победа? Христос пригвожден ко кресту; у врагов уже не достает слов для новых оскорблений Его; в опьянении злобой они только повторяют: «спаси Себя Самого; сойди со креста, если Ты Сын Божий; Ты надеялся на Бога, пусть же Он теперь избавит Тебя» (Мф. 27, 40—43). А в это время с другого креста из уст распятого разбойника слышится великое исповедание и незабвенная молитва: «помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем» (Лук. 23, 42). — Разве и это не победа Христа над миром? Уста Господа с последним вздохом прорекли: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лук. 23, 46); все совершилось; казалось бы, что всё дело Христа рушилось, погибло и умерло вместе с Ним. Но в это время у самого креста Христова не иудеи только, но и язычники (сотник и иже с ним) объявляют себя новыми исповедниками распятого Сына Божия: воистину Божий Сын бе сей (Мф. 27, 54), повторяют они, расходясь от креста во мраке померкшего солнца и бия себя в перси.
Умер Христос, но торжество Его крестной победы достигает даже до глубины ада, где ветхозаветные праведники готовятся встретить своего Избавителя и Победителя смерти. Умер Христос, но на Его спасительном Кресте и Живоносном гробе засияла восходящая звезда новой жизни, звезда любви, мира, кротости и всепрощения, звезда, путеводящая грешный мир от тьмы к свету, от греха к святости, от вражды к примирению. Умер Христос, но этой смертью пленен ад, попрана смерть, поражен диавол, побежден грех. В сравнении с этою крестной победой Христа что такое все земные победы великих людей, — победы вождей мечем и оружием, победы мудрецов обаянием земной мудрости, победы реформаторов и законодателей обещанием земного счастья?
Воспоминаемые события Великой Пятницы
Дерзайте, яко Аз победих мир. Но где же ныне плоды этой победы Христовой, победившей мир? Не так же ли и ныне, как восемнадцать веков тому назад, враждующий мир стоит как бы у подножия креста Христова и злобствует, мятется, богохульствует, восстаёт на Христа и изъязвляет Его пречистое тело все новыми и новыми язвами? Где же это обетованное царство Христово, царство любви и мира, для водворения которого на земле сошел с Небес Сын Божий? — Мир не пресытился еще враждой и злобой, он еще не испил до дна чашу зла и страданий. Но придет этот желанный день и для человечества наступит блаженство правды и любви. Нова небесе и новы земли по обетованию Божию чаем, в них-же правда живет (2 Петр. 3, 13). Кончится этот самолюбивый, враждующий и греховный мир, велением Божиим обновится оскверненная злобой и коварством земля и тогда-то по всей силе обнаружится торжество Христовой победы; это будет день, когда ликующий глас воинства Христова сольется с ликованием небесных духов в единогласном прославлении Победителя мира.
Но и ныне плоды крестной победы Христовой сказываются в жизни мира с такою силой и очевидностью, что их не заметит только духовный слепец. Да и можно ли исчислить все эти плоды? Сколько, например, горьких слез выплакано у подножия Христова Креста, сколько безутешного горя, тоски и душевных мук поверено пред ним, и сколько христиан, скорбящих и болезнующих, нашло утешение в молитве пред Распятым? Там, у этого креста, столько неземного мира, столько божественного всепрощения, столько необъятной любви, что там снимается с сердца всякая печаль, осушаются самые безутешные слезы: там, у этого креста, если и можно плакать, то только слезами умиления, восторга и благоговения пред величием поруганного Христа.
Братие, возлюбленные братие! Не за врагов только Своих молился на кресте Христос: «Отче прости им, они не знают что делают» (Лук. 23, 34); нет, это молитва за весь греховный мир, за весь человеческий род, это молитва и за нас с вами. Он все, все простит нам, всякую злобу, всякую вражду, если только мы с чувством глубокого смирения склонимся к подножию Его Креста и всем сердцем отзовемся на призыв Того, Кто есть путь, истина и живот. Ко Кресту, братие, ко Кресту, к поруганному, осмеянному и изъязвленному Победителю мира! Там, только там залог нашего мира, любви и полного блаженства. Аминь.