Публикации

«Смерти празднуем умерщвление, адово же разрушение»

  Количество просмотров

У некоторых людей существует непонимание, как может быть, что Христос накануне Своего Воскресения сошел во ад и освободил оттуда души наших праотцев. «Как это, до Своего Воскресения? Ведь Он сначала воскрес, а уже потом сошел во ад», — задаются вопросом.

Поможет нам разобраться в нем клирик храма бессребреников Космы и Дамиана города Набережные Челны протоиерей Александр Андриевский.

Каноническая икона Воскресения Христова — это изображение Его сошествия во ад. Конечно, существуют иконы Воскресения, на которых изображают явление Христа мироносицам и ученикам, но это все «тлетворное влияние Запада». В подлинном смысле иконой Воскресения является изображение сокрушения смерти, когда душа Христа, соединенная с Божеством, спустилась во ад и освободила души всех находившихся там и ожидавших Его как Спасителя. «Смерти празднуем умерщвление, адово же разрушение» — поем мы в церкви. Разрешение ада и умерщвление смерти есть глубочайший смысл праздника.

Слово «ад» в Новом Завете соответствует древнееврейскому «шеолу», темному, невидимому царству мертвых. В Ветхом Завете, ад представлялся как некое пространство в недрах земли, согласно воззрениям той эпохи, земля находится посередине, небо сверху, а ад под землей. Исходя из того, что души не материальны, а бесплотны и невещественны, мы не можем думать об аде как о каком-то месте. Можно сказать, что души людей, находящиеся во власти диавола и смерти, находятся в аду. Именно в этом смысле мы должны рассматривать учение Церкви о нисхождении Христа во ад. Христос вошел во власть смерти, согласился умереть — после чего силой Своего Божества победил смерть, совершенно обессилил ее и Своей собственной силой и властью дал возможность каждому человеку избегать господства, власти и силы смерти и диавола.

Для понимания этого очень важно Огласительное слово cв. Иоанна Златоуста, которое читается на Пасхальной службе. Наряду с прочим в нем говорится, что ад, встретив Христа, «огорчися, упразднися, поруган бысть, умертвися, низложися, связася». Далее говорится, что со смертью Христа на кресте ад, приняв смертное тело, оказался перед Богом, приняв землю-прах, встретил небо, приняв то, что видел, то есть человеческое тело, человеческую природу, был побежден тем, чего не видел, то есть Божеством.

Очевидно, что цель, ради которой Христос сошел во ад, есть упразднение ада и смерти. Это событие было предречено еще в Ветхом Завете. Пророк Исайя приводит слова Бога: «Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу, и запоры железные сломаю» (Ис. 45, 2).

Иоанн Златоуст, толкуя это событие, замечает, что не сказано «открою врата медные», но «сокрушу», чтобы место заключения стало просто ненужным. Также не сказал, что «сниму запоры», но «сломаю» — чтобы показать тюрьму бессильной, потому что туда, где нет ни двери, ни запора, если кто-либо и попадется — не может быть удерживаем. Если Христос что-либо разрушает или превращает в пепел, то никто не может это восстановить.

Далее, Христос снизошел во ад, чтобы наполнить все светом Своего Божества. Апостол Павел свидетельствует об этом, говоря: «А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 9-10). Таким образом, нисхождение Христа в преисподнюю земли произошло для того, чтобы все наполнилось Его светом и чтобы действительно была ниспровержена держава смерти.

Святой Григорий говорит, что почитатели Бога должны были найтись не только в вышних, но и в нижних, так чтобы все исполнилось и наполнилось славой Божией. В этой перспективе написаны также тропари Церкви: «Дабы исполнить всяческая славою Твоею снишед в преисподняя земли». Св. Иоанн Дамаскин торжественно поет: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя, да празднует убо всякая тварь востание Христово, в немже утверждается».

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: Господь сошел во ад, когда претерпел смерть по плоти. Но поскольку Он был не только человеком, но и Богом, ад – как царство смерти и диавола, разрушился. И для душ, находившихся там, открылась возможность освобождения. И не только для душ, но как говорит евангелист Матфей, «…многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф.27:52-53). Смерть Христова, таким образом, разрушила сразу три преграды: между Богом и людьми (раздрание завесы), между иудеями и язычниками (исповедание сотника) и между живыми и мертвыми (воскресение усопших).

Вернуться к списку

Последние добавления