«Поминай последняя твоя, — и во веки не согрешиши» (Сирах. VII, 39)
«Видишь, говорит святитель Тихон Задонский, что часы заведенные непрестанно идут, и хотя спим или бодрствуем, делаем или не делаем, непрестанное движение имеют и приближаются к пределу своему. Такова и жизнь наша: от рождения и до смерти непрестанно течет и убавляется и к концу своему приближается». Но по характеру своему, по своему нравственному достоинству, течение жизни бывает двоякое, ибо какова причина, таково и следствие. Благочестие, на все полезное, имеет обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. IV, 8). Жизнь нравственно добрая не только увеличивает сумму добра духовного в Царстве Христовом, но и добра физического, здоровья телесного и вообще внешнего благоденствия. Напротив, нечестивому не будет добра и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом (Еккл. VIII, 13), потому что души злых людей Господь не охраняет от смерти (Пс. 77, 50).
И если возмездие за грех — смерть (Рим. VI. 23), то чем больше греха на земле, тем больше должна быть и смертность людская. И мы видим, что не смотря на всю силу врачебного искусства, не смотря на все так называемые последние слова врачебной науки, смертность рода человеческого поразительная, потому, конечно, что грех слишком царствует в смертном теле нашем (Рим. VI, 11). От того многие из нас немощны и больны, и не мало умирает, говорит апостол Павел, что мы или преступно уклоняемся от принятия Тела и Крови Господней, или преступно приступаем к этому великому Таинству (1 Кор. 11, 30).
Посмотрите, какая поразительная смертность среди детей! В детских приютах и разного рода яслях из сотни едва пять, много десять, остаются в живых, потому, конечно, что благодаря преступной и незаконной связи своих случайных родителей дети остаются вне крова семейной жизни и почти совсем не сподобляются причастия Животворящей Крови Христовой. Не застрахована от смерти и крепкая и бодрая юность и опять потому, что слишком скоро эта юность знакомится с грехом, стареет и изнашивается. Среди взрослых большинство доживает только до 33—35 лет. Не станем говорить о чахотке, которая поразительно много уносит человеческих жизней; обратим внимание на увеличивающуюся смертность от тех модных болезней, которыми поражено огромное количество современного человечества: разумеем болезни венерические и нервные, на почве которых и идет таким усиленным маршем вырождение людей, заканчивающееся обычно или калечеством, или скоропостижными смертями. И все это — страшное возмездие за грех.
И что особенно страшно, так это то, что при такой ужасающей работе смерти, время кончины нашей все же нам неизвестно, и люди умирают весьма часто совсем неожиданно. Так, военачальника Сисару смерть застигла на постели, Амнона, сына Давидова, после угощения вином в кругу родных. Случалось, люди умирали в день своей свадьбы. Один спрашивал: «который час», и пока справлялись о времени, он уже умер. «Мы видим, говорит святитель Тихон Задонский, что те, которые с утра ходили здоровы, к вечеру лежат на одре смертном бездыханными, и те, которые с вечера засыпают, по утру не восстают и будут спать до трубы архангельской».
Все это, т.е., с одной стороны, все более и более увеличивающаяся смертность рода человеческого, с другой, полная неожиданность смертного часа, — все это, братие, заставляет нас не забывать и нашего исхода из здешней жизни, помнит последняя своя. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, говорит Господь, ибо не знаете, когда наступит это время (Мк. XIII, 33). Очевидно, Промыслу Божию потому угодно было сокрыть от нас день и час нашей смерти, чтобы мы всегда были готовы к исходу, когда ни позовет нас к Себе Владыка наш Бог. Блаженны те рабы, которых Господь найдет бодрствующими (Лук. XII, 37).
Блаженны они, конечно, потому, что блаженно умирают, ибо живут как бы по вся дни умирая (1 Кор. XV, 31), а умерший свободен от греха (Рим. VI, 7). Помнящий последняя своя — смерть, суд, ад и рай — во веки не согрешит, ибо память смертная удержит его от греха. Если бы люди каждое утро своей сознательной жизни встречали серьезным раздумьем: не будет ли этот день последним днем моей жизни, а каждый день заканчивали новой думой о том, что быть может наступающая ночь на веки закроет глаза мои, и одр мой станет гробом моим, о! сколько бы тогда остыло плотских похотений, нечистых пожеланий, сколько было бы спасено человеческих жизней от огня геенскаго!
Поразительный случай передает преподобный Иоанн Лествичник об одном иноке горы Хорива, Исихии. Инок этот вел сначала самую нерадивую жизнь и нисколько не заботился о душе своей. Однажды впал он в такую жестокую болезнь, что душа его с час времени была в совершенном разлучении от тела. Потом, когда он пришел в себя, то сразу же от всех и от всего удалился, заключился в своей келье и около 12 лет прожил в таком затворе, питаясь хлебом и водою и не говоря ни с кем ни слова. За все это время он не преставал погружаться своими думами в те видения, которые представлялись ему во время обмирания, постоянно был как бы вне себя, проливал покаянные слезы и до конца жизни своей был верен своему доброму настроению. Когда настал день его кончины, братья иноки отворили дверь и вошли в его келью, чтобы проститься и последний раз поговорить с ним. Но на все вопросы братии инок Исихий сказал только следующее: «Простите, кто стяжал намять смерти, тот никогда не может согрешить».
Вот почему все великие подвижники и добрые христиане всегда помнили и помнят день тот, который, по слову Господа, должен прийти для каждого из нас яко тать в нощи. Так, блаженный Иероним держал пред глазами своими человеческий череп. Иоанн милостивый, патриарх Александрийский, приказал устроить для себя гроб1, но не отделывать его окончательно, и поставил в обязанность мастерам, чтобы они в праздничные дни приходили к нему и в присутствии всех громогласно говорили: «гроб твой, владыко, доселе еще не окончен; итак, прикажи докончить его, ибо смерть приближается как тать, и ты не знаешь, в какой час она придет». Многие выкапывали себе могилу (на Афоне) и по временам ложились на ночь в эти могилы.
Будем и мы всегда хранить намять смертную и всегда быть в готовности к переходу в вечность. Аминь.
Примечание
Данное поучение было произнесено во Владимирском соборе Казани 7 февраля 1904 года, в день отпевания рабы Божией Екатерины Матвеевской.
1 Тоже известно о святителе Тихоне Задонском и многих других.