Прихожанка Казанско-Богородицкого монастыря делится воспоминаниями о пребывании в Иерусалиме в дни Cвятой Пасхи.
У каждого из нас своя Пасха, свой путь к Богу. Даже если мы Его не ищем, мы рано или поздно к Нему придем, все зависит в этом случае не от нас, а от того, как скоро захочет увидеть нас Создатель.
Мой путь к вере, как и у многих советских детей, начался под пристальным руководством бабушки. Раз в год, когда я гостила у нее на каникулах в Воронежской области, бабушка водила меня в церковь – причаститься и попросить благословения у батюшки на учебу. С переездом бабушки в Москву в церковь я исправно ходила, но не на службы – просто «поставить свечку». Все изменилось в один день – на Пасху в Иерусалиме.
Та поездка была скорее связана с желанием поправить здоровье, нежели сменить обстановку на майские праздники – у дочки были часты гаймориты, и очередная поездка «на море» в Египет, на мой взгляд, только бы поспособствовала укреплению здоровья. Ровно за неделю до вылета в очередной раз насморк вопреки назначенному врачом лечению перешел в гайморит, и поездка была под вопросом – перелет при гайморите, мягко говоря, нежелателен. За несколько часов до полета врач дал заветное «добро» и снабдил инструкциями. Начав пить курс второго антибиотика, мы улетели в теплые края. До Пасхи оставалось три дня.
Как это часто бывает в Египте, на второй день пребывания гайморит прошел сам – этому способствовал морской воздух и сухой египетский климат. Мы купались, играли на пляже в карты, ели фрукты – в общем, наш «овощной» отдых был в полном разгаре и уже превратился в один сплошной день сурка. На встрече с гидом отеля мы неожиданно для себя решили поехать в Иерусалим (при покупке путевок в Египет мне эта мысль приходила в голову, но я как-то быстро про это забыла), тем более что наша поездка приходилась на начало Пасхальной недели. Гид не слишком усердно советовала ехать нам (в поездку собрались мы и еще одна семейная пара с ребенком) – в Иерусалиме, по ее словам, нас ждала толпа паломников со всей планеты. А, стало быть, ничего посмотреть нам не удастся, а с детьми ехать и вовсе неудобно. Желание побывать в Иерусалиме, да еще на Пасху (очень хотелось прочувствовать праздник здесь, вдали от родины) взяло вверх и в ночь мы тронулись в путь.
Странные (на тот момент) мысли стали посещать меня еще в автобусе. На уроках географии я, глядя на Мертвое море, мечтала его воочию увидеть – самое соленое озеро, самая низкая точка Земли казалась далекой и недосягаемой. В свои 32 года я думала, что весь автобус на этой остановке ринется в море и обязательно большая часть наших пассажиров опоздает к моменту отправки, переодевая купальники и судорожно складывая полотенца. Каково же было мое удивление, когда я увидела, что только 2 человека из 56 решили искупаться и то лишь из праздного любопытства. Все ехали в Иерусалим. Это была главная точка назначения.
Одна пара просила о ребенке, другая просила за ребенка. Кто-то молился о здоровье своих близких, кто-то – об устройстве жизни. У каждого в этом маленьком путешествии была своя молитва, и, возвращаясь обратно в автобус, я начала это понимать. Это было не просто желание каждого из нас посетить Иерусалим в эти святые дни. Это была самая искренняя молитва в душе каждого из нас, наверное, за всю свою жизнь, нам казалось, что Бог с нами рядом, слышит нас, и это ощущение близости к Нему стало главным открытием на земле обетованной.
Второе ощущение, которое испытали себя мы с дочкой в Иерусалиме, было понятно и знакомо только нам из всего нашего автобуса. Купола храмов мирно соседствуют с минаретами мечетей, намаз прекрасно слышно у Стены плача, а в Старом городе находится одна из важных для мусульман мечетей – Аль-Акса. Это все так напомнило родную Казань, на какой-то момент показалось, что мы никуда не уезжали, дух городов действительно очень похож. Еврей, продававший воду, разменивал деньги нам для сдачи у араба, торговавшего с ним рядом. Они весело о чем-то разговаривали, как будто арабо-израильского конфликта не было в истории никогда.
Второй момент, который удивил уже всю группу – ключи от Храма Гроба Господня находятся у мусульманина, хотя в храме представлены несколько христианских конфессий. Это именно тот храм, в который нисходит Благодатный огонь накануне Пасхи, в Великую Субботу. Благодатный огонь не обжигает – мимо нас проходили люди с настоящими «факелами» - в руках у них было по 3-4 иерусалимских свечи (каждая включает в себя 33 свечи, по количеству лет Христа), которые они зажигали здесь, а потушив, увозили домой, сохранив, таким образом, Благодатный огонь.
В Иерусалим едут не за тем, чтобы посмотреть архитектуру и внутреннее убранство храмов, поэтому, простите, я не буду их описывать – все это можно увидеть при желании, посетив город, или просто набрав в поисковике нужный вам запрос. Люди хотят быть ближе к Богу, чтобы попросить о самом главном, как бы пафосно это ни звучало.
О чем просила я? О здоровье близких, о том, чтобы все оставалось по-прежнему, потому что неожиданно в тот день я поняла – у меня есть все и даже больше. Наверное, та счастливая весть, которая переполнила город почти две тысячи лет назад, заставила и меня пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Той толпы, которой запугивала нас отельный гид, мы не увидели. Нам фантастически повезло (хотя считается, что в православии не бывает случайностей) – Иерусалим открыл для нас один из лучших гидов по Израилю Алекс (визитку с фамилией потеряла при переезде), восхищенные отзывы о работе которого, прочла по возвращении домой. Да, храмы были полны людей, в церковные лавки стояли очереди, но нашу программу мы прошли без малейшей задержки.
Из той поездки я привезла три иконы – Рождество Богородицы, Святое семейство и Вифлеемскую икону Божией матери. Это единственный образ, на котором Святая Дева улыбается, радуется рождению Спасителя. А еще – две вифлеемские звезды, которые мы с дочкой носим вместе с крестиком. Кто был в подобной поездке, наверняка вспомнит демонстрацию золотых и серебряных православных украшений в Палестине и Иерусалиме – из вифлиемской звезды раскладывается колье с лилиями, из иерусалимского креста – подвеска. Местные ювелиры объясняют такую изобретательность особенностями географического расположения и соседством двух государств.
После возвращения я не побежала в церковь. Захотелось это сделать осмысленно – сходить на службу, исповедоваться, подумать о том, что было мной сделано не так. А еще захотелось снова вернуться в Иерусалим, желательно недели на две. Пока это удалось сделать только дочке, и здесь отмечу, что путешествие ребенка в древний город только подхлестнет его интерес к истории, заставит рисовать картины прошлого в воображении, подкрепленные увиденными пейзажами в настоящем.
Паломничество к местам событий Священной истории
С тех пор Пасха для меня самый настоящий праздник, и эти ощущения я не могу описать словами. Побывать на Пасху в Иерусалиме моя бабушка даже не мечтала, представляю, с каким интересом она бы слушала мой рассказ. Особенно про Голгофу (в детстве из рассказов о мучениях Христа она казалась огромной) – в наши дни эта гора находится в Храме Гроба Господня, подняться на нее можно по лестнице, перед этим купив деревянный крест в одной из многочисленных лавочек.
Праздновать Пасху мы тоже стали по-другому. Безусловно, куличи, яйца и творожная пасха тоже присутствуют, но отношение к празднику кардинально поменялось. Стараемся соблюдать пост, в воскресение важно посетить службу. Завершить хочу свое повествование еще одним воспоминанием. В той поездке наши сограждане активно расспрашивали нас, как мы празднуем Пасху в Татарстане. Мы рассказывали, что все праздники – мусульманские и православные – принято отмечать вместе. Угощать друг друга – это не только правило хорошего тона, иначе у нас не принято. Так уж заведено – Курбан-байрам, Пасха, Рождество или Науруз – мы отмечаем вместе. И, слава Богу!