Из моего окна виден целый каскад жилых многоэтажек — тонны бетона, железа и кирпича, среди которых живут мои соотечественники и я сам. Маленькие норки в этом каменном лабиринте — это наши жилища, которые каждый из нас именует «своим домом». Мы выбиваемся из сил ради этого «дома», хотим, чтобы он был у нас, всё делаем для него, дорожим им.
Но вот на Пасху является воскресший из мертвых Господь, и проходит сквозь всё это жилое и перенаселённое нагромождение, сквозь наши железные затворенные на три замка двери и надёжные стены, и оказывается с нами лицом к лицу. И что Ему сказать? «Я потратил лучшую часть жизни, которую Ты мне дал, для всего того, что Ты видишь вокруг! Не правда ли, хороший у меня дом? Неплохо я жизнь наладил, а!». Как смешно говорить такое собственному Творцу и Спасителю, победившему смерть…
«Христос воскресе, радость моя!» — как известно, говорил преподобный Серафим Саровский приходившим к нему, вне зависимости от того, Пасхальные дни были на дворе или нет. А ведь в этом и смысл — в том, чтобы жить этой радостью, как старец Серафим, как и многие другие угодники Божии, которые ни за что не променяли бы возможность даже в самых страшных условиях жить и дышать Воскресшим Христом на жизнь, наполненную увлекательной заботой о приобретении нового железа, новых метров бетона, новых статусов, новых впечатлений, которой живёт большая часть человечества.
Пасхальная радость
В знаменитой книге «Отец Арсений» один из людей, знавших батюшку, вспоминает, что он с такой верой и силой духа, вероятно, мог бы спокойно покинуть по собственному желанию лагерь особого режима, и все двери на волю сами бы ему открылись по его молитве, но он этого не делал, так как осознавал этот лагерь местом своего служения, и благодарил Бога, и молился Богу, и нёс тяготы ближних. Живая, живительная вера в Воскресшего Христа помогла отцу Арсению выжить в нечеловеческих условиях и спасти многих других людей. И, что интересно, вряд ли бы он захотел иной участи, если бы ему предложили отмотать плёнку жизни назад.
Однако где же взять такую ревность о Господе и о своём спасении, как у отца Арсения или Серафима Саровского? Где взять силы, чтобы в ущерб той же молитве не хотеть себе лучшей земной жизни? Две тысячи лет назад Богочеловек Иисус Христос воскрес из мертвых, и как стать причастным этому Чуду?
Святитель Феофан Затворник пишет: «Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельном, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его… Богоугождение ревностное есть отрадное, окрыляющее дух, шествие к Богу… Без ревности христианин — плохой христианин, ни тепел, ни хладен, и жизнь такая — не жизнь… И никто не думай сам собою родить такую силу жизни: об ней нужно молиться и быть готовым принять ее».
Ревность. Вот её-то вечно и не хватает, а если и есть она, то часто — не ради Бога. Остаётся только воззвать мудрыми словами утренней молитвы: «Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити тя, якоже возлюбих иногда той самый грех!» — Сподоби, Господи, ради нас воплотившийся, страдавший и воскресший, возлюбить Тебя больше, чем всё остальное.