Публикации

«Я весь принадлежу Академии…»

  Количество просмотров

К 100-летию со дня кончины заслуженного ординарного профессора Казанской духовной академии П.В. Знаменского (1836-1917)

15 (2) мая 2017 года исполняется ровно сто лет со дня кончины заслуженного ординарного профессора Казанской духовной академии, доктора церковной истории Петра Васильевича Знаменского. Это был не только выдающийся ученый — почетный член всех духовных академий России, Императорской Академии наук и множества научных сообществ, доктор гражданской истории honoris causa Московского университета, дважды лауреат Макариевской премии, — он был, что называется, плоть от плоти Казанской духовной академии, ему было суждено принять нить преемственности от основателей академии и передать ее не только своим современникам, но и нам — тем, кто трудится на ниве духовного образования в XXI веке.

Знаменский приехал в Казань в 1856 году, чтобы поступить в академию, которая тогда находилась еще на этапе своего становления, и ушел из этого мира на рубеже страшных революционных событий, которых Господь по Своему милосердию не дал ему пережить. Петр Васильевич оставил для родной alma mater все свое имущество, включая дом с садом и обширную библиотеку, не зная о том, что академия так и не сможет воспользоваться этим щедрым даянием.

Более чем полувековая деятельность П. В. Знаменского в академии была весьма обширной и многогранной: он возглавлял исследовательскую работу по изучению рукописей Соловецкого монастыря, был редактором академического журнала «Православный собеседник», а также епархиального издания «Известия по Казанской епархии». Но главным его делом было, конечно же, преподавание и изучение истории Русской Церкви. На основании читаемых им в академии лекций он издал свое знаменитое «Руководство к русской церковной истории», многократно переиздававшееся и принесшее автору всероссийскую известность, заслуженный авторитет и уважение как в научных, так и в студенческих кругах.

Знаменский стал также первым историком и бытописателем родной ему академии, он издал фундаментальный труд «История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.)», в котором рассказал не только о научных достижениях духовной школы, но и о бытовой стороне ее жизни. Такая «история с человеческим лицом» была новым словом в отечественной историографии.

Вот что в этой связи писал знаменитый публицист В.В. Розанов:

«<П. В. Знаменский> в начале девятидесятых годов минувшего века издал «Историю Казанской духовной академии». Как известно, «истории» наших учебных заведений большею частью состоят из истории разных канцелярских дел при этих учебных заведениях или об этих учебных заведениях и из хроники разных подпольных и надполъных интриг и борьбы честолюбий из-за получения в них такого-то места, оклада жалованья или казенной квартиры. Все это составляет "исторические деяния" университета, корпуса или академии — в своем роде acta sanctorum ("деяния святых", так в католической традиции именуются жития святых — иг. Е.) русской науки и просвещения. Профессор Знаменский с тою талантливостью, которою часто отличаются у нас люди духовного образования, взял темою не эту канцелярскую и бюрократическую сторону истории Казанской духовной академии, а личную и бытовую. И вместо пересказа содержания разных циркулирующих бумаг дал изумительные по яркости и типичности изображения ректоров, профессоров и, сколько он мог собрать и проследить по частной переписке и воспоминаниям, изображения чем-либо выдавшихся питомцев Академии. Мертвецы восстали из гробов.

Не могу передать лучше своего впечатления от этой книги, как сказав, что раз во время заседания педагогического совета гимназии, взяв ее из рук одного товарища, который был сам питомец этой Академии, я до того увлекся ее чтением, что ничего не слышал из происходившего на совете и не принял никакого участия в его прениях. Труд этот, столь специальный по предмету, столь мало общерусский, являл собою столько выдающихся качеств, что Московский университет по собственной инициативе даровал автору степень почетного доктора истории. Отличие редкое, исключительное».

Не приходится сомневаться, что труды профессора П. В. Знаменского, которые запечатлели для истории облик Казанской академии в первые три десятилетия ее существования, станут бесценным материалом для возрождения академии в XXI столетии. Как, по образному выражению Розанова, благодаря трудам Знаменского «мертвецы восстали из гробов», так, верим, и сама Академия — трудами наследников ее духовной традиции и преемников П. В. Знаменского — во благовремении вновь будет приведена из небытия в бытие.

П. В. Знаменский был похоронен в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля рядом с могилой жены, их захоронения, к сожалению, не сохранились.

К кончине заслуженного ординарного профессора Казанской духовной академии Петра Васильевича Знаменского

К кончине заслуженного ординарного профессора Казанской духовной академии Петра Васильевича Знаменского

Вернуться к списку

Последние добавления