В настоящее время происходит несомненный упадок русской культуры. Средства массовой информации пропагандируют насилие, секс, примитивную музыку, пошлость и вульгарность. Всё это не может не волновать Русскую Православную Церковь, призванную поднимать и беречь духовное здоровье народа.
Что такое культура? В переводе на русский язык это слово означает «возделывание», «обработка». В понятие культуры входят все духовные и материальные ценности, созданные деятельностью человека. Эту деятельность можно представить в трех направлениях:
— Практическая, образующая материальную культуру.
— Теоретическая, образующая основы научного знания.
— Религиозная, литургическая, создающая духовную культуру, которая служит запросам высшей духовной природы человека и устанавливает его отношение с Горним миром.
Каждый народ создает свою культуру, но в цивилизованном мире под воздействием объединяющей идеи образуется и общемировая культура, в которой, как справедливо писал Гегель, все ценное прямо или косвенно обязано своим происхождением христианству. При этом общемировая культура не подавляет национальные, обобщая лишь лучшие черты их.
Человечество понимает термин «культура» в положительном смысле. Это означает, что всякая деятельность, приносящая ущерб христианскому сознанию, наносящая вред человеку и природе, должна быть названа «бескультурьем» или даже «антикультурой».
Культура России имеет своим началом Крещение Руси. Святой равноапостольный князь Владимир, выбирая государственную религию, оценивал ее влияние на развитие государства. Православие соответствовало его идеалам. Культура Киевской Руси не явилась простым перенесением византийской, но формировалась с включением положительного народного опыта и некоторых элементов культуры западных государств, с которыми после Крещения Руси устанавливались тесные связи.
Храмы и монастыри, быстро распространявшиеся по стране, становились центрами духовного просвещения. Киево-Печерская Лавра имела прекрасную библиотеку, а монахи не только переписывали книги, но и писали сами (святой Нестор и другие). Россия становилась грамотной и смело входила в строй европейских государств.
Колоссальный ущерб русской культуре нанесло монгольское нашествие. Киев разрушен, Лавра разгромлена, библиотека сожжена, утрачены многие культурные ценности, люди стали переселяться в северные края.
Русь стала собираться вокруг Москвы, но это была уже не Киевская Русь. Люди, переселившиеся с юга, попали в совершенно другую обстановку с суровым климатом, неустойчивыми урожаями. Переселенцы, сталкиваясь с местным населением, часто роднились с ними, перенимали обычаи, в том числе и языческие. Характер великоросса отличался осторожностью, подозрительностью, малой общительностью. Были утрачены навыки непрерывного напряженного труда, вместо этого ритм работы состоял из периодов активности «с раскачкой» перед этим и часто длительной пассивности — «оцепенения». Выработалась неуверенность в будущем.
Монастыри теперь поднимались не в городах, а в чаще лесов, на дальних озерах, их связь с городами была слабой. Государство было раздроблено на княжества, часто враждовавшие между собой. Все вместе вызвало значительный упадок культуры и нравственности. «Научившись обманывать татар, стали обманывать друг друга» (Карамзин).
Божьим промыслом был определен Светоч, который направил Россию на путь духовного объединения вокруг православной церкви и гражданского объединения вокруг Москвы. Преподобный Сергий Радонежский — духовный родоначальник Московской Руси — сумел воплотить в своей личности гармонию нравственного идеала христианства. Его личность и созданная им обитель оказали громадное влияние на формирование русской культуры. Православный философ, священник Павел Флоренский писал, что вглядываясь в ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу, к этому Ангелу земли Русской: нравственная идея, государственность, литература, живопись, зодчество, русская школа, русская наука — все нити русской культуры сходятся к Преподобному.
В области материальной культуры он явился в Северной Руси родоначальником сооружения общественных центров, первым из которых стала его Лавра. Здесь не только помещения для коллективной молитвы, но и для коллективного труда и трапезы, гостиница и столовая для паломников. Стены лавры были неприступными как для поляков, так и через 200 лет для французов. Этот архитектурный комплекс явился образцом для большинства русских монастырей.
Святой Сергий Радонежский «живой дом Троицы», как называли его, явился несомненным вдохновителем святого преподобного Андрея Рублева, а через него и иконописцев последующих веков. Вершина творчества Рублева «Троица» полностью соответствует определению русской иконы, данному православным философом Е.Н. Трубецким: «умозрение в красках». Эта икона и в настоящее время является символом Троице-Сергиевой лавры. Нужно помнить и то, что иконы на Руси долгое время исполняли роль книг, учивших молящихся правилам поведения, основам христианской жизни.
Преподобный Сергий всячески поощрял распространение книг и создание библиотек. В Лавре книги переписывались не только для себя и своей духовной школы, но и для других монастырей. На многих книгах остались на полях заметки Преподобного. Он поучал всех постоянно читать духовную литературу для внутреннего руководства к спасению. Современники считали преподобного Сергия одним из самых образованных людей своего времени.
Русь эпохи Сергия принимала богословские труды своих святых, достигаемые как естественным путем (через собственный поиск и труд), так и сверхъестественным (через божественное откровение) и не знала вовсе аскетического отвержения культуры, ярко выраженного в древнем подвижничестве Востока. Монастырь преподобного Сергия стал сосредоточением науки и культуры того времени, сюда тянулись пытливые и ищущие. Достаточно лишь упомянуть святого Максима Грека, трудившегося здесь, заложившего здесь основы русской грамматики и книгопечатания и нашедшего здесь последнее упокоение.
Культурные традиции преподобного Сергия были унаследованы русским православием. Долгие годы лучшие библиотеки были при монастырях, при них же готовили просвещенных людей не только для храмов, но и для народного образования. Каждый сельский священник, как правило, был и учителем, обычно ему помогала и матушка. Церковно-приходские школы сделали Россию грамотной. Духовные училища, семинарии и академии образовали стройную систему подготовки людей, которые несли в народ христианскую нравственность и культуру. В духовных академиях трудились не только богословы, но и ученые различных гуманитарных направлений. Так, Казанская духовная академия готовила миссионеров для Сибири и Востока. Здесь были кафедры восточных языков и литературы, библиотека — около 2 млн. томов. Ученые академии способствовали развитию письменности у малых по численности народов, составляли словари, разрабатывали алфавиты и грамматику. Например, Николай Иванович Ильминский создал основы письменности кряшен. Многие выпускники академии впоследствии стали известными учеными, профессорами Казанского, Московского и Петербургского университетов. Среди крупных русских ученых в Казанской духовной академии были и иностранные, среди них Бодуэн де Куртене — филолог с мировым именем.
Церковные песнопения оказали большое влияние на музыкальное творчество многих русских композиторов (Глинка, Чайковский, Рахманинов, Свиридов...). Тема влияния православия на русскую культуру чрезвычайно обширна и многогранна. В рамках одной статьи трудно во всей полноте показать роль преподобного Сергия в становлении русской культуры при становлении и самой России, перечисляются лишь основные направления его деятельности на этом поприще.
Наиболее значимым в теоретической (и реализованной в практике) деятельности преподобного Сергия является проповедь единения, исходящая из его понимания Святой Троицы. Для Руси того времени единение было единственным средством сохранения русского народа как нации. Сергий не был отшельником, закрывшимся монастырскими стенами от мира. Нет, он пристально следил за событиями в мире и вмешивался, когда видел необходимость и возможность изменить дело к лучшему. Это он вдохновил Дмитрия Донского на подвиг, заставил князей Бориса Нижегородского и Олега Рязанского вернуться под знамя Москвы. И в дальнейшем он многократно повторял, что в единении спасение России.
В литургической деятельности заслуга преподобного Сергия в том, что именно он показал, что для русской культуры ведущим принципом и высшей реальностью является Живоначальная Троица — путеводная звезда всего культурно-исторического развития русского народа. Для народа Троица является образцом святости, нравственного совершенства чистоты и простоты, искания неземной, высшей мудрости, получаемой в приобщении к Троическому свету. Жизнь преподобного Сергия — это непрестанный путь в осуществлении этого идеала.
Русский истории В.О. Ключевский, говоря о значении преподобного Сергия для русского народа, писал: «Преподобный Сергий своей жизнью дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло. Своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их Светоч».
Сегодня, более чем через 600 лет после успения преподобного Сергия, мы с ужасом замечаем, что вновь страна находится в пучине бездуховности и разобщенности, когда утрачены величайшие ценности, созданные в лоне православной церкви многими подвижниками и святыми. Но Православная Церковь, восстающая после долгих лет преследования, снова собирает русский народ под Покров Божьей Матери — покровительницы России и Наставницы святого Сергия. Много предстоит сделать сегодня, нужно беспокоиться и о будущем, в первую очередь о духовности детей, которым надлежит приумножать честь России. Слишком много сейчас общего со временем преподобного Сергия и так нужен он нам сейчас. Время общественных бедствий и духовного упадка есть его время: когда теряется последняя надежда, тогда поднимается Сергий.