Недавно во время строительных работ в одном из братских корпусов Раифского Богородицкого мужского монастыря неожиданно провалился земляной пол — перед строителями открылась кирпичная кладка в виде арки, которая будто открыла ход некоему помещению. Туда явно никогда не попадал солнечный свет: из земляного провала шла неприятная сырость.
Что это? Откуда в земляном полу кирпичная арка? Как версия, — это некогда устроенная затворническая пещера. Именно о них писал в своей рукописи в 1830 году архимандрит Даниил (Сивиллов), который детально описывал Раифскую пустынь того времени. Но, повторимся, это лишь версия. Заключительное слово — за церковными историками и археологами.
Рукопись архимандрита Даниила (Сивиллова) впервые была опубликована в 2011 году в ежегодном издании «Раифский Альманах».
Пещеры затворнические
Внизу под сим зданием показывали мне одну пещеру отшельнического затворничества. Теснота внутреннего объема, слабое, едва мерцающее сияние света, проникающее внутрь пещеры из узенького оконца, низменность потолка и сырость пола, стеснение воздуха и жесткое ложе; все это облекало пещеру видом строгого, пустыннического затворничества, все знаменовало трудность подвижничества в самоотвержении. «Пустынным непрестанное божественное желание бывает, мира сущим суетного кроется». Я слыхал от одного пустынника, не скажу как назывался и к какому веку принадлежал, что затворнику, сидящему посреди тесной пещеры, чрезвычайно полезно с толком напевать те стихи, певаемые на воскресных утренних, и таким образом отражать наветы древнего врага человекоубийцы. В эту пещеру помещался по временам один безмолвник, который около 20 лет вел жизнь безмолвную. Оставив пещеру со всеми знамениями духовного ее любомудрия, пошел я мимо трапезы к той башне, которая занимала середину на южной стороне ограды. Между сею башнею и корпусом трапезы с прочия принадлежностями, другое стоит здание, каменное. Об одном этаже и несколькими аршинами уже прочим соседнего с ним корпуса. Оно разделено на три части келлий. Среднюю часть занимает просвирник, а в двух боковых помещаются двое иноков. Сказывают, что это здание первоначально выстроено было с двумя этажами, верхним деревянным, где существовали келлии для помещения Преосвященейшего митрополита Тихона и при них церковь каменная во имя Тихона Амафунтского. Но когда этот верхний деревянный этаж стал приходить в ветхость, то и был сломан; а нижний каменный, который занимаем был разными покоями, необходимыми для службы, перекрыт и обращен потом в братские келлии.