Слово священника Александра Воронцова, настоятеля Грузинской церкви города Казани и учителя пения Казанской духовной семинарии, произнесенное в кафедральном Благовещенском соборе города Казани 13 мая 1912 года на Литургии в день Пятидесятницы, при служений архиепископа Казанскаго и Свияжскаго Иакова.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством, священнотайне» (1-й воскресный антифон 4-го гласа).
Эта священная песнь известна всем православным христианам; в ней кратко, но и глубоко изображаются действия Святого Духа—Утешителя на душу человеческую. С глубоким вниманием и благоговением вникнем умом и сердцем в священные слова этой церковной песни теперь, в этот великий день и час, когда мы воспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов и молитвенно ожидаем той же благодати и для нас грешных; в меру наших сил выясним некоторые «плоды Духа» (Гал. 5, 22), известные нам из прошлой и современной христианской жизни.
«Святым Духом всякая душа оживляется». Многочисленны и разнообразны души людские, — различны и живительные дары Духа Святого. Вот как говорит святой апостол Павел о различных действиях Духа Божия в современных ему первых христианах: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом, иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один н тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 4—11). Эти чрезвычайные дары были для первенствующей Церкви великим «утешением от Духа Святаго» (Деян. 9, 31), — в них христиане черпали силу и мужество для исповедания и защиты своей веры, — и Церковь жила и развивалась, как великое дерево из малого зерна (Мф, 13, 31—32). Так, в самый день Пятидесятницы апостолы получают от Духа Божия дар языков, — возвещают о величии Божием на наречиях самых разнообразных народов, сошедшихся в Иерусалим, — и чрез это в тот же день обращаются ко Христу около трех тысяч (Деян. 2, 4—11, 41), По дару исцелений, ниспосланному от того же Духа, Петр и Иоанн исцеляют хромого у ворот храма (Деян. 3, 1—8) — и тем привлекают ко Христу множество народа, около пяти тысяч (Деян. 4, 4). За это, иудейские начальники привлекают апостолов к допросу, — и здесь ниспосылается им от Духа слово премудрости, — и сбывается, на них пророческое наставление Спасителя: «Когда приведут вас, в синагоги, к начальствам и властям; не заботьтесь, как иди что отвечать, или что говорить; ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лук. 12, 11—12). Враги не могут по существу опровергнуть вдохновенных речей Петра и Иоанна, и запрещают им говорить о Христе; но апостолы не боятся угрозы, — возносят молитву к Богу вместе со всеми верующими, — «и по молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением» (Деян. 4, 31).
Мы Твои, Господи!
Перенесем взоры к нашему времени, к нашей жизни; обратимся к личному опыту каждого человека, хотя и грешного, но не отрекшегося от Бога, — и здесь увидим, как «Святым Духом всяка душа живится».
Обременен ты, человек, заботами и суетой своей трудовой жизни; среди этих забот думаешь ты найти себе отдых и отраду, — манят тебя мирские утехи и забавы, — то невинные, то легкомысленные, то грешные; от них душа твоя получает временный видимый покой и удовлетворение. Но вот приходит пора усиленных молитв церковных; благовест доносится до слуха твоего и зовет тебя к покаянным и скорбным службам Великого поста, к торжественным службам великих праздников. Сердце твое тревожно бьется, — вместо прежнего видимого покоя является грусть и тоска о храме Божием, — хочется тебе покаяться, помолиться, излить и очистить душу свою пред Господом. Знай, это сбывается на тебе слово псаломское: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142, 10); это — Святой Дух-Утешитель ведет тебя от окамененного нечувствия к умилению, вызывает твою душу от смерти к жизни, «Святым Духом душа твоя живится».
Постигло тебя тяжкое горе — в семье или по службе; душа Твоя скорбит и унывает, — мысли путаются в мучительном недоумении, уста смыкаются тяжелым молчанием, руки бессильно опускаются. Стал ты на молитву, — вместо слов одни безмолвные вздохи и слезы вырываются из груди твоей, — и легче станет тебе, — с души как бремя скатится. Знай, это исполняется на тебе слово апостольское: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26); и здесь «Святым Духом душа твоя живится».
Слышишь ты или сам воспеваешь церковную песнь, и вся душа твоя отзывается на нее: чувствуешь ты, как в этой песни ярко выражено то, что ты сам смутно чувствовал, но не умел высказать, — и твои греховныя немощи, и земные страхи и печали, и дерзновенное обращение к Богу с верой и упованием; бодрость вливается в душу твою, и с новыми силами принимаешься ты за свой жизненный труд. Знай, это сбывается на тебе слово апостольское: «исполняйтесь Духом, Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5, 18—19); и здесь «Святым Духом душа твоя живится».
И благо тому, кто умеет замечать и хранить в себе этот «начаток Духа» (Рим. 8, 23); блажен, кто не дает этому небесному огню утешительной благодати заглохнуть от сомнений, малодушия и лености; блажен, кто помнит завет апостола: «Духа не угашайте» (1 Сол. 5, 19). Внимай, человек, таким благодатным посещениям Духа Господня, глубже помни их, сильнее желай и молитвенно проси, да сохраняются и вновь повторяются в тебе эти святые чувства: тем легче будет для тебя борьба с греховными немощами, — легче будешь побеждать искушения, очищать сердце свое, восходить от силы в силу (Пс. 83, 8), от веры в веру (Рим. 1, 17), возрастать в добродетели и приближаться к Богу: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается».
Вот, в притворе храма иерусалимского благодать Духа Божия посещает и пробуждает от греховного сна гибнущую душу блудницы — Марии: она следует голосу, который зовет ее в пустыню за Иордан; там она терпит и голод, и жажду, и холод, и зной; с молитвенными слезами покаяния Мария борется против искусительных воспоминаний греховного прошлого, и после 17-летней борьбы находит покой душе своей, и во время молитвы не только духом возвышается ко Господу, но и телом поднимается от земли. Вникни, христианин, в эту историю преподобной Марии Египетской, и пойми слово церковное: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается». Вот, страдал человек тяжким душевным и телесным недугом пьянства, но прикоснулась к его душе призывающая благодать Духа-Утешителя, — сознал человек и пагубу своего греха, и свое личное бессилие в борьбе, и решается вооружиться силою Божией: дает грешник обет воздержания на определенный срок, освящает свой обет молебным пением в храме, целованием Святого Креста, Евангелия и святых икон, исповедью и причащением Святых Таин, — и легче ему побеждать искушение. Чем чаще укрепляет себя человек молитвой церковной, тем менее тянет его на прежний грех, — и сбывается слово церковное: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается».
День Святого Духа
Так христианин действием Духа Святого обновляется и из раба и пленника греха претворяется в высшее достоинство — благодатного сына Божия, по слову апостольскому: «Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии; потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8, 13—16). В чем же яснее всего проявляется это свидетельство Духа Святого об усыновлении человека Богу? В чем венец христианского совершенства во Святом Духе? Услышим на это ответ друга Христова — святого Иоанна Богослова: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога, и знает Бога. Кто не любит, тот не позвал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7—8). Любовь христианская — вот первый и высший из плодов Духа (Гал. 5, 22), по свидетельству святого апостола Павла: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). Хочешь ли ты, человек, чтобы тебе стали доступны глубочайшие тайны и высшие радости науки и искусства? Сначала пройди долгий, подчас, скучный и тяжелый, путь первоначального обучения, — кропотливым трудом и неослабным терпением воспитай в себе тонкую отзывчивость, чуткую восприимчивость духа и тела. Так и в жизни духовной. Желаешь ли ты, христианин, принять от Духа Святого высший дар, — царицу добродетелей, — любовь христианскую? Сначала много и долго потрудись над собой, — в подвигах духовной борьбы побеждай искушения лености, гордости, невоздержания, гнева и других страстей; этим ты очистишь почву для небесного растения — любви Божественной; а без такого предварительного подвига, по неложному слову Христову, «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). Но кто достиг этого высшего дара Божия, тот сердцем своим объединяется с ближними во единое существо, — «радуется с радующимися и плачет с плачущими» (Рим. 12, 15), — вместе с апостолом может сказать о себе: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29). Такому подвижнику любви охотно открываются сокровенные тайны жизни людской, — затаенные изгибы мыслей, чувств и желаний человеческих: он обогащается духовным опытом и делается прозорливцем, — душа ближнего становится ему близка и понятна, как своя собственная, — он читает в ней, как в раскрытой книге. В этом духовном единении жизни с ближними совершенный христианин приближается к тому полному и блаженному единству существа, какое имеют от века три Лица Божественные, — Отец, Сын, и Святой Дух; об этом говорит Сам Спаситель в великой предсмертной первосвященнической молитве: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). Велика и священна тайна Святой Троицы; дивно и непостижимо для слабого и грешного естественного разума слово святого Иоанна Богослова: «Трие суть свидетельствующие на небеси, Отец, Слово и Святый Дух; и сии три едино суть» (1 Ин. 5, 7). Но эта великая тайна все более проясняется для христианина по мере того, как его собственная душа просветляется «единением духа в союзе мира» (Ефес. 4, 3) с ближними, — и близок его сердцу, и понятен его разуму возглас Божественной литургии: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Так на совершенном христианине сбывается во всей полноте изъясняемое ныне слово церковное: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством, священнотайне». Преподобный Сергий Радонежский, святитель Тихон Задонский, преподобный Серафим Саровский, в Бозе почивший Кронштадтский батюшка отец Иоанн, Гефсиманский старец Варнава, Оптинские отцы Амвросий и Иосиф, — вот немногие имена из великого сонма таких духовных чад Божиих, которые озарены были Духом Божиим до возможного человеку приближения к Троическому единству.
Вот краткое и, по немощи нашей, слабое начертание того пути, каким Дух Святой от начала и доныне ведет христианские души к совершенству. Помолимся же, да не отнимется и от нас грешных это спасительное руководство Духа Божия; да пробудится душа беспечная от своего нерадения; да воспрянет душа унылая, печальная и малодушная от убийственной тоски, скорби и отчаяния; да преображается всякая душа христианская во образ Господень от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3, 18); да умножается в нас союз совершенства— любовь (Кол. 3, 14), и да приближает она всех нас к блаженному Троическому единству Отца, Сына и Святаго Духа.
«Господи иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того Благий не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся» Аминь.