Публикации

Святость и бессмертие

  Количество просмотров

Воистину великий сегодня день! Ведь за этой воскресной службой — первой после праздника Пятидесятницы — Церковь вспоминает не только всех святых угодников Божиих, когда-либо ходивших по земле, но ещё и нас, ныне живущих призывает вспомнить о своём предназначении, о цели нашего странствования по этому миру. А цель наша одна, как повествуют богослужение праздника, это — святость.

Один из текстов Ветхого Завета, читаемый за вечерней службой Недели всех святых, гласит: «Души праведных в руке Божией, и не коснется их мучение. Показались они в глазах неразумных умершими, и сочтен бедствием исход их, и шествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя и были они в глазах людей наказаны, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Себя. Как золото в горниле Он проверил их… Надеющиеся на Него уразумеют истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление – об избранных Его» (Прем 3, 1-9).

Эти слова обращены сегодня, конечно же, не к отошедшим ко Господу святым (хотя и повествуют о них), но к ныне живущим на земле — к тем, которые ещё только на пути к Богу (а, может, ещё и не встали на этот путь).

Святость часто кажется чем-то недостижимым, невозможным. И автор Книги премудрости Соломоновой ясно говорит, что путь человека, желающего святости, зачастую сопряжён со страданиями (это перекликается и со словами Христа о том, что каждый, кто последует за Ним, будет ненавидим миром, и суждено такому человеку пройти через страдания). Но надежда любящих Бога в бессмертии! И самое-то главное, может быть — не в бессмертии как в даре (ибо и души грешников бессмертны), но в том каким это бессмертие будет. Вечная радостная, беспечальная жизнь с Богом ждёт всех любящих его — всех святых. И вечная непроглядная тьма ждёт всякого, кто за Христом не идёт, и не будет радости в этой тьме и успокоения, как о том, может быть, думают натуры декадентствующие — только плач о потерянной связи с Богом.

Конечно, трудно бывает себя убедить в том, что жизнь после смерти важнее, чем, как пишет пророк Давид, семьдесят, или от силы восемьдесят, мимолётных лет земной жизни. Но святые показывают нам, что ради бессмертия с Богом стоит претерпеть временные страдания. А в какой-то момент духовной жизни, возможно, что и страдания эти перестанут тревожить, и останется только радость от пребывания в Боге – ещё здесь, на земле. Только для этого результата нужны старание и труд, как и для всего в нашей жизни. Все люди умирают, всё земное богатство их становится бесполезным, только духовное богатство людей верных Господу остаётся с ними навсегда. Недостойные мира, становятся достойными Бога.

Но мир силён, и каждую секунду делает всё, чтобы человек отворачивался от спасения, или сделал хотя бы полшага в противоположную сторону от Царствия Небесного. Что же делать? Как бороться за своё бессмертие, если собственное сердце порой бывает настолько пленено житейскими попечениями, что бессмертия даже и не желает? Что вечность?! Этот бы день, как говорится, прожить…

Как пишет апостол Павел в своём послании к евреям, которое читается за Литургией в Неделю всех святых: люди любящие Господа, «… которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11, 38), терпели и иные лишения, но Бог был сними, и вечная награда их за эту верность превзошла меру их страданий в итоге. Нам же первоверховный апостол прямо говорит, как мы должны относится к примеру наших святых, засвидетельствовавших своей жизнью истинность христианского пути: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12, 1).

Сам же Господь в Евангелии дня, говорит всем так: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38). Вроде бы, грозные это слова, но вместе с тем и обнадёживающие, ведь это значит, что каждый может идти за Христом — у каждого свой крест, каждый может его нести, и каждому Спаситель непременно поможет нести его ношу (лишь бы, следовал человек за Ним), потому, что каждый имеет призвание к святости.

Вернуться к списку

Последние добавления