Часто от христиан можно услышать, что Петров пост для них обременителен: вот, мол, лето на дворе, а тут пост, и вообще сколько можно поститься! И порой сводится этот пост к простому вынужденному воздержанию от вкусной пищи — такой нежеланной благочестивой уступки Церковному уставу. Но неужели же Церковь, установившая Петров пост, хотела тем самым нас как-то обидеть, помучить нас?! Конечно, нет.
История этого летнего поста восходит ко временам апостолов, которые после сошествия на них Святого Духа готовились к предстоящей им проповеди Евангелия именно постом и молитвой, как заповедовал им Господь. Значит, можно даже считать Петров пост одним из древнейших (а возможно, и древнейшим) среди постов христианской Церкви, ведь не было тогда ещё даже всем известного Поста Великого. Уже сама эта древность указывает, на то, что вряд ли люди, на глазах которых Господь воскрес и вознёсся на небо, и на которых зримо снизошёл Святой Дух в виде языков пламени — вряд ли эти люди, накладывая на себя пост, делали что-то необдуманное, что-то ненужное.
Как писал апостол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6,1 2) — мы, христиане, находимся во вражде не собственно с материальным миром, но с духовным миром демонов. А как бороться с этими серьёзными врагами — об этом говорит Господь в Евангелии от Матфея предельно ясно: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф, 17, 21). Проповедь же Евангелия есть самая прямая борьба со всеми этими духами злобы, о которых говорит апостол, и чем, как не постом и молитвой, готовиться к этой борьбе?
Кто-то скажет, что мы вроде бы не апостолы, и не для нас «немощных» подвиги таких гигантов духа. Но, как раз в таких словах скрыта большая ошибка. Все мы призваны к проповеди Евангелия — если и не словом, то образом своей жизни. Мы христиане, и, при том, христиане православные, члены древней Церкви, сохранившей учение Господа в чистоте до настоящего времени. И призваны мы свидетельствовать миру, что приняли Крещение не напрасно, что великие наши церковные праздники — это не просто красивые календарные даты, лишний повод расслабиться, разговеться и тому подобное.
Мыслимо ли было апостолам после Воскресения, Вознесения и Пятидесятницы не посвятить свою жизнь самоотверженному служению Богу, а прожить остаток дней своих на земле в блаженном духовном и физическом безделье! Смешно даже представить такое. Почему же мы стремимся к расслабленности? Итак, в путь! Вместе с апостолами! Церковь учит, что события Воскресения, Вознесения, Пятидесятницы и всех остальных главных праздников православного мира касаются нас так же, как и апостолов, что это — не просто воспоминания давно ушедших дней, но реальное наше соучастие в этих событиях. И накладывая на себя пост мы свидетельствуем, что Господь действительно воскрес, вознёсся на небеса, что Дух Святой снизошел и на нас в Таинстве Крещения, что мы в самом деле участники, наследники радости этих великих событий. И вот теперь после праздников нам предстоит идти в мир для прославления Господа нашего, для проповеди Евангелия, для жизни во Христе (которая суть та же проповедь, то же прославление). Это труд. И вполне естественно, что к посвящённому памяти первых проповедников Евангелия празднику первоверховных апостолов Петра и Павла мы готовимся постом, ведь и мы свидетельствуем ту же Истину, что и они. А значит и нам противостоят те же тёмные силы, что и им, и которые мы тоже призваны победить с помощью Божией.
В утренних молитвах своих мы говорим: «Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Жизнь — христианская это труд, и труд одухотворённый, труд наполненный любовью к Богу. Если же нет, то труд напрасен, напрасно Крещение, напрасны все праздники. Пост и молитва отрывают нас от земного, от привязанностей плоти, и дают нам возможность наполнить духовной жизненной силой все наши труды, всю нашу жизнь, превращая её в истинное, самоотверженное служение любимому Богу.
Почему мы должны поститься?
Никто не призывает нас во время поста закрывать глаза на летнюю красоту Божьего мира, никто не призывает нас напускать на себя мрачный вид. Напротив, Господь говорит, что мы должны быть радостны во время поста, что пост наш не повод для уныния.
Истинный христианин несёт в себе самое большое сокровище во вселенной — весть о том, что Христос воскрес, открыв ворота вечной жизни всем без исключения людям. Нужно только не забывать об этом, напоминать себе об этом почаще. Нести в себе это сокровище трудно, поскольку велико противостояние миродержителей тьмы века сего. Но молитва и пост помогли апостолам донести это сокровище до нас. Помогут они и нам быть христианами: жить ради Бога, любить Его, бороться со своими грехами и приземляющими мирскими привязанностями ради Него, радоваться духовной радостью во времена бурь и невзгод.
Лето — пора, когда всё вокруг так и тянет отрешиться от надоевших забот. Оно и понятно — солнечно, тепло, всё цветёт, и хочется выйти на природу, насладиться свежим воздухом, передохнуть от суеты, от зимних и весенних холодов. Пусть это будет некоторый отдых, но только не от духовной жизни, потому, что духовные враги наши не отдыхают и отпуска им не нужны. К слову, очень интересно святитель Афанасий Великий толкует одну известную строку 90 псалма: С Богом, говорит пророк Давид, «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго» (Пс. 90, 5, 6). Здесь бесом полуденным святитель Афанасий именует духа лености. И правда, как легко даже и физическому врагу победить человека излишне расслабившегося убаюканного полуденной летней истомой, беспечно погрузившегося в ленивую дрёму. Что же говорить тогда о демонах?! Разумеется, и православному человеку тоже порой нужен некоторый отдых, как возможность восстановить силы и здоровье. Пусть это будет отдых, только движение в сторону Бога не должно останавливаться — это жизненно необходимо. И как раз в этом нам помогает Церковь, заботливо установившая для своих чад постное время именно в эти дни, полные соблазнов и искушений.
Церковь хочет нашего спасения и говорит: «С нами Бог». Засвидетельствуем же эти слова пророка Исаии о радостном единстве с Господом летним нашим, апостольским постом. Итак, в путь, вместе с апостолами!