Пожалуй, Россия ещё не открыла для себя имя этого святого. Его образа не висят на стене каждой православной квартиры. Житие и чудеса знают далеко не все верующие. Не так много молитв возносится ему в отчаянных ситуациях и нежданных горестях. Однако жизнь этого удивительного святого убеждает: святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский — звезда огромной величины на церковном небосводе.
Он, кажется, воплотил в себе тысячелетние традиции православных подвижников. Родственник святителя Иоанна Тобольского — знаменитого миссионера 17 века — он уже с самого детства отличался особыми отношениями с Богом. Миша (такое имя нарекли будущему святому) очень любил молиться, и своим примером даже обратил гувернантку-католичку к Православию. И это — лишь один из великого множества случаев, когда решительная и бескомпромиссная забота этого человека о стяжании Святого Духа давала возможность окружающим его людям встретиться с Самим Богом.
71 год прожил святитель Иоанн, и где только не повстречаем мы его! Вот в Париже он, словно знаменитый кронштадтский тёзка, постоянно отдаёт нищим башмаки, и его так и прозывают французы — «русский святой Иоанн Босой».
Вот в шанхайских трущобах за бутылку водки выкупает у бродяги младенца (тот хотел выбросить дитя в мусорный бак) и относит малыша в свой приют в честь свт. Тихона Задонского — всего через это заведение прошло три с половиной тысячи несчастных китайских детей.
Вот, увидев, что часть прихожан пропустила всенощное бдение под воскресенье, владыка Иоанн, стуча посохом, молча обходит молодёжь, собравшуюся на танцульках в честь Хэллоуина, а на следующее утро выпускает указ «О недопустимости участия в развеселениях в канун воскресных и праздничных служб».
Вот подметает пятачок на улице Марселя — то самое место, где был убит сербский король-благодетель Александр — и расстилает там епископские орлецы, зажигает кадило и служит панихиду по монарху. В одиночестве — ибо собратья-священники постеснялись такого необычного шага.
Вот в Мильковском монастыре (Сербия) проводит беседы с монастырскими послушниками — эти летние разговоры на всю жизнь запомнит молодой Томислав, в будущем ставший знаменитым как старец Фаддей Витовницкий.
Вот звонит своему духовному чаду — на другой конец планеты звонит в полночь по телефону, и говорит: всё, можешь быть спокойным и идти спать — то, о чём ты сейчас молился, будет благополучно разрешено.
Вот собирает Святые Дары, извергнутые из нутра женщины, умирающей от бешенства, а потом потребляет Причастие — а на предупреждения ужасающихся священников об опасности заразиться отвечает твёрдо, что Тело и Кровь Христовы не могут передать болезнь.
Много-много ещё удивительных случаев, ярких историй из полной жизни святителя, вы сможете узнать, познакомившись с его житием. Он ведь — представьте на секундочку — однажды принял решение никогда не спать лёжа, и всю жизнь (!) несколько часов забытья проводил, сидя на кресле. Он причащался каждый день. Он молился так, что всем было понятно — вот сейчас человек разговаривает с Создателем Вселенной.
2 июля — день преставления святителя Иоанна, и в это воскресенье мы возносим молитвы человеку, ушедшему на Небо всего-то 51 год назад. Да и как «ушедшему на Небо» — ушедшему, но не покинувшего свою паству, продолжающего помогать Церкви воинствующей, откликающегося на искренние просьбы с земли.
Когда я вспоминаю святого Иоанна Шанхайского, то в голове всегда проносится образ дружбы этого человека с нашим современником — протоиереем Андреем Ткачёвым. Они, конечно, в глаза друг друга не видели. Но вот украинский батюшка так проникся жизнью владыки Иоанна, так полюбил его, что… Послушайте, что пишет о своей встрече со святым в Сан-Франциско сам отец Андрей:
«Вечером служба в соборе. Подошёл к мощам Иоанна Шанхайского и… должен был быстрее отойти, чтобы не забиться в истерике. Сердце само подкатывает к горлу и слёзы льются, как из опрокинутого стакана. Ради этого стоило терпеть любой перелёт. До чего же благодатен этот человек! О, Господи! У меня нет слов. Научи меня молчать и плакать».
Святителю отче Иоанне, и ты — моли Бога о нас, погибающих! Научи нас молчать и плакать…