Проповедь настоятеля кафедрального Благовещенского собора Казанского кремля протоиерея Виктора Вишневского в день памяти перенесения мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского в 1885 году
Еще же и плоть моя вселится на уповании, яко не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления (Пс. ХV. 8)
И Божественное откровение, и опыт всеобщий наш свидетельствует, что после того, как первым человеком введен в мир грех, а грехом смерть, которая перешла на всех, и не согрешивших, по подобию Адама, человеков (Рим. 5:12-14), истление тела нашего сделалось неизбежным уделом умирающих людей, потому что Правосудным Богом определено согрешившему человеку обращаться в землю, из которой первый человек создан был.
Итак, от чего же преподобным, т.е. людям святым даруется Богом нетление по смерти? Это богатый милостию Бог творит для удостоверения всех земнородных, что по силе благодати, открывшейся явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, истребившего смерть и явившего жизнь и нетление, посредством Евангелия (2 Тит. 1:10) тленному нашему телу надлежит облечься в нетление, и смертному облечься в бессмертие (1 Кор. 15:53) и для опытного убеждения желающих войти в живот вечный, в том, что слушающий слово Христово, и верующий пославшему Его, имеет жизнь вечную, и суду не подвергается, но перешел уже от смерти в жизнь (Ин. 5:29). Поэтому держась сказанного Иисусом Христом притчею, что никто, зажигая свечу не покрывают сосудом и не ставят под кровать, но ставят на подсвечник, чтобы входящие видели свет и пользовались им (Лк. 8:16), нельзя не видеть, что Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, облекая умирающих угодников Своих нетлением, с одной стороны просвещает очи сердец наших, чтобы мы узнали, в чем состоит надежда призвания Его, и как богато-славное наследие для святых (Еф. 1:18); а с другой учит уверовавших в Бога, что Он воскресил Сына Своего из мертвых и дал Ему славу, чтобы мы веровали в Бога и на Него надеялись (1 Петр. 1:21), служа Ему, в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. (Лук. 1:75).
Смотря с такой точки зрения на облекаемые от Бога нетлением тела умирающих угодников Его, уразумеем, братие, что в хранимых в сем святом храме, для чествования, святых мощах святого Первосвятителя нашего Гурия, для назидания нашего, предизображена слава Иисуса Христа, для достижения которой мы призываемся благовествованием Его (2 Сол. 11:14) или предизображено наше тело, которое Христос, когда придет прославиться во святых своих и явиться дивным во всех веровавших в Него (2 Сол. 1:10), преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё (Фил. 3:21) т. е. соделает оное вместо тленного нетленным, вместо презренного славным, вместо немощного сильным, вместо душевного духовным (1 Кор. 15:48-49). Познавших благодать Божию во истине, слава, которая откроется в нас, когда явится Христос во славе, обыкновенно воодушевляет ревностью к чистоте душевной и телесной, и непобедимою неизбежными на пути к царствию небесному скорбями любовию Христовою. Мы дети Божии, учит святой Иоанн Богослов, но еще не открылось что будет. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, ибо узрим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист (1 Иоан. 3:2-3); а святой апостол Павел учит, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. VIII. 18), потому что временное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор. 4:17). Посему, взирая на святые мощи святого Первосвятителя нашего, нам предстоит познавать силу воскресения Христа и участие в страданиях Его, дабы достигнуть воскресения мертвых (Фил. 3:10-11).
Но в чествуемых нами святых мощах первосвятителя нашего заключается и руководство нам к достижению блаженного воскресения мертвых. Ибо почему девственное тело Его почтено нетлением? Потому, что было храмом Святого Духа, т.е. потому, что святитель Гурий в жизни и деятельности своей руководствовался данным Ему духом силы любви и целомудрия (2 Тим. 17); посему Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в нас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертные тела Духом Своим, живущим в нас (Рим. 8:2). Посему, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, потщимся хранить драгоценный залог Духа Святого, живущего в нас (2 Тим. 1. 14) и не оскорблять Его греховными помыслами, желаниями, делами и словами; но всячески постараемся, чтобы Он пребывал с нами неотлучно, до конца нашей жизни. Живя таким образом и мы, братие, подобно присущему нам нетленным телом своим первосвятителю нашему, устроим себя в жилище Божие Духом (Еф. 11:28), в дом духовный, святое священство; чтобы приносить жертвы духовныя, благоприятныя Богу Иисусом Христом (1 Пет. 11:5).
И так, поклоняясь святым мощам первого иерарха поместной нашей Православной Церкви, не забудем, что мы достойно почтим его не одними песненными похвалами, не одним преклонением вый и колен наших пред ракою, вмещающею святые мощи его; но существенною ревностию подражать оставленному им, для верных, образцу в слове, в житии, в любви, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12), Аминь.