Публикации

Слово архиепископа Казанского Никанора в день Седмиезерной иконы Божией Матери

  Количество просмотров

Слово, сказанное архиепископом Казанским и Свияжским Никанором в кафедральном Благовещенском соборе при встрече Седмиезерной иконы Божией Матери, 27 июня 1908 года.

Откуда мне сие, яко Мать Господа Моего прииде ко мне?

Так говорила святая Елизавета, мать Иоанна Предтечи, встречая Пресвятую Деву у дома своего, во граде Иудове, недалеко от Иерусалима, куда пришла Дева Мария, чтобы поделиться великой Своей радостью, возвещенною Ей в Архангельском Благовестии.

Прошли века и почти тысячелетия, многое стало быть иное во многих местах и странах. И однако, мы тоже можем воскликнуть: откуда нам сие, яко Мать Господа нашего Иисуса Христа прииде к нам, в Ея чудном и почитаемом образе, находящемся в пустыне Седмиозерской.

Не безызвестно вам, отцы, братие и сестры о Господе, что в древние времена, при умножившейся здесь страшной болезни, был приносим сюда этот чудотворный образ, по общему желанию всех православных жителей Казани, а потом стал приноситься ежегодно по вошедшему в обычай церковному установлению. Таким образом, явление образа Богоматери для людей с живым чувством и одухотворенным сердцем есть явление и Самой Богородицы.

Но дело не в удивлении, ибо святая Елизавета, говоря: «откуда мне сие», не удивлялась, а выражала чувства восторга и благоговейной признательности Господу о пришествии к ней Той, Которая должна была сделаться Материю Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Так и мы с восторгом и благоговением должны встречать чудотворный образ Богородицы, зная как ту Первообразную, на образе сем написанную, Сын Которой был и есть наш Спаситель, зная еще и то, что с пришествием этого образа град сей многократно избавлялся от великих бед и зол, что хорошо помнят благонравные и боящиеся Бога рабы Его, потому они усердно и встречают, как вшествие Седмиезерной иконы Богородицы в храм сей, так радостно и воодушевленно приемлют его в домы, жилища и уголки свои, сердцем чувствуя и мысленно говоря каждый раз о том, как рады они и как сердца их довольны, что удостоились принять Богородицу. Мы не престанем взывать: откуда нам сие, т. е. чем мы заслужили это, а иные, может быть, скажут и противное: мы де не просили о сем! Да, в том-то и счастье наше, что мы не просили, а чудный образ Богоматери принесли к нам! И как тщательно, старательно многое множество лиц всякого рода, звания и возраста всеусердно, наперерыв на своих раменах несли этот святой образ и весь кивот святыни сей, не чувствовали её тяжести, как бремя Христово святое и потому легкое. И нам и всем трудившимся или не трудившимся предстала Пресвятая Дева рясными златыми преукрашенная, потом и слезами умиления омытая. Так бывает веяние благодати Духа Святого, Который дышит и веет своим животворным дыханием, идеже хощет, так что многие и не ведают откуда им сие? Могу прибавить еще и то, что не сами собою, не своею волею сотворили сие и те, кто потрудился в принесении чудотворного образа. От прадедов и дедов они научились сему, и вот передают нам свое святое святых душ их.

Посему и вы, отцы, братия и сестры о Господе, с радостью войдите в сей духовный пир веры и сохраните блаженство святого настроения вашего на веки, чтобы передавать о нем из рода в род, да память вечная соблюдет, как встречала Святая Русь чудотворный образ Богоматери, юже вси да возвеличат ныне и присно.

Туне, даром вы сподобились участия славного сего торжества, туне дадите и всем вкусить радости и священного умиления во дни сия, да вси восклицают из рода в род: откуда мне сие, яко Матерь Господа моего прииде ко мне, и да поют Ей неумолчно: достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...

Святая Елизавета встретила Пресвятую Деву, как родственницу. И однако, благоговейно именовала Ее Материю Господа, даже тогда еще, когда только совершилось святое благовещение. А мы свидетельствуем уже о совершившемся спасении множества святых душ чрез воплощение Христа, учение Его, страдание, смерть и воскресение. Посему мы должны и еще благодарнее, еще благоговейнее относиться к Богородице — и как к Приснодеве, и как к общей нашей Матери во Христе. Как Единородный Сын Божий по существу, Он стал сыном человеческим, не устыдился именовать не только апостолов, но и всех верующих — братьями, научил всех молиться к Отцу нашему небесному, говоря: Отче наш... Таким образом, чрез Сына Своего, открывшего и даровавшего всем святое братство, Она стала как бы естественной прирожденной нам духовной Материю. Вот почему мы, не стыдясь, дерзаем, со слов Его, именовать Его Сыном человеческим, а себя сынами Божиими, хотя и недостойными, а Матерь Его — нашей Материю, так что когда говорим, что Мать Господа нашего прииде к нам, мы должны принимать Ее как родную, но только духовно родную по Сыне Её и нашем Господе и Спасителе, не возгнушавшемся нарицать нас братией: повем имя Твое (Отче) братии Моей и посреди Церкви воспою Тя. По суете жизни земной далеки и отчасти даже чужды многим понятия и чувства эти. Но Святая Русь жива и тверда этим. И народ простой часто называет Богородицу Матерью Своей и даже Матушкой, как Бога — Отцом и Батюшкой. И что-то слышится родное в этих родных словах. Так жизненно слились и сжились народные сердца, так что и не слышится в них ничего иного, кроме возвышенного и святого. Даже слышится, что Господь — наш и Пресвятая Богородица — наша, а потому, когда поется: разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог, то чувствуется, что Бог именно с нами, Он в нас и мы во Отце, как отец бывает в детях и дети в отце. Также чувствуется и тогда, когда поется или читается при виде чудотворного лика Её в чудотворном образе Её: «О всепетая Мати!» Мать Она наша и по той Своей милости, которую являла и являет всему роду человеческому и, в частности, граду нашему и стране нашей, как чрез многие другие Её дивные образы и чудеса, так и в особенности чрез сей образ Её, хранимый в Седмиезерной пустыни, приносимый многократно сюда, как приносится ныне. И будем уповательно молиться: как избавляла Она град сей и страну от всяких врагов и болезней, так да сохранит всех и ныне и присно, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, ибо это приятно Сыну Ея и Спасителю нашему, да вси, в благочестии поживше, внидем в полную радость Господа нашего и обрящем небесный Покров Её там, где все ангелов множество, со Предтечею и всеми святыми умоляют Ее — услышать ныне моления наша.

Будем же молить и просить Богородицу, чтобы Она не оставляла нас и впредь посещать, ими же весть судьбами, по данной Ей благодати, и в частности не лишила бы нас счастья встречать Ее в чудотворном образе Ея, взносимом из Седмиезерной пустыни и некратко пребывающем в граде сем, источая многоразличные милости Своя, с верою и любовию принимающим пришествие Ея.

О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти нас и будущия изми муки Тебе вопиющих. Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления