Сегодня можно часто слышать о браках, основанных не на фундаменте любви, а просто на уважении или договоренности. Есть ли место в христианской семье такой модели брака, и о том, что представляет собой настоящая «домашняя церковь», мы поговорили со священником Свято-Вознесенского архиерейского подворья, кандидатом педагогических наук иереем Георгием Опариным.
— Отец Георгий, скажите, насколько важно хранить девство до брака?
— Наиболее ярко и отчетливо учение Христа о смысле брака раскрывается в Евангелии (Ин. 2, 1-11). Господь присутствует на браке в Кане Галилейской и тем благословляет брак и брачные отношения. В наше время современная молодежь воспринимает добрачные связи как естественный способ общения с другим человеком. Блуд повсюду пропагандируется. От этого грех не перестал быть грехом. И последствия его по-прежнему разрушают душу человека и общество в целом.
— Что вы посоветуете человеку, которому трудно хранить девство?
— У Святых Отцов есть весьма мудрые рекомендации, которые помогут вовремя уберечь себя от ненужной трагедии. Преподобный Никодим Святогорец говорил: «Помни, ты — порох, не прикасайся к огню, то есть не дозволяй себе рискованной близости с человеком противоположного пола. Не ходи там, где ты потеряешь свое сокровище, избегай ситуаций, в которых случится трагедия».
— Возможен ли счастливый брак без любви? Например, союз единомышленников, основанный просто на уважении?
— Тут нужно понимать, что уважение — это чувство чужого достоинства. Чужой должен быть уважаем, хотя может быть и вполне мне безразличен. Уважение есть наилучшее отношение к постороннему нам человеку; это готовность и умение блюсти все установленные перегородки между людьми; уважать — значит уважать чужого и чужое. Отношения, построенные на уважении, но без любви, являются чисто формальными и равнодушными. Может ли растение жить без воды? Жить в семье и не питать теплых чувств, жить как чужие люди, каждый сам по себе? Любовь и счастье неразлучны. Счастливую семью без любви построить невозможно.
— Для чего необходимо Венчание и как относиться к невенчанным бракам?
— О Божием установлении и благословении брака Священное Писание говорит неоднократно. Так, в книге Бытия читаем: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть» (Быт. 2, 24). Сам Спаситель, заповедуя соблюдать верность брака и запрещая развод, напоминает эти последние слова и наставляет: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6). Таинство Венчания — священное действие, которое освящает жизнь людей, желающих соединить свои жизни. Брак и Венчание едины. Жизнь семейная не легкая и не простая, в ней много трудностей, преодолеть которые с помощью Божией гораздо легче, а без помощи Божией порою просто невозможно. Как относиться к невенчанным бракам? Людей, у которых брак невенчанный, остается только пожалеть. Нужно молиться за них и надеяться, что Господь своею благодатью просветит их и образумит.
— Какие должны быть критерии в поиске спутника жизни у верующего человека?
— Не ищи жены или мужа, — это прямое наставление Апостола (1 Кор. 7, 27). В особенности не ищи их где-нибудь за пределами Церкви. Хочется иметь семью — молись об этом, и Бог, когда нужно, пошлет семейное счастье. Впрочем, бывает и так, что человек до относительно зрелого возраста так и не может найти себе удачную партию. Что же, такова воля Божия. Некоторых Бог как бы определяет на службу Себе вне брака, хотя у них поначалу не было к этому решимости. Если мы будем пытаться собственными усилиями искать себе спутника жизни, это всегда риск. Чем же все-таки руководствоваться в таком поиске? В первую очередь, создающие семью люди не должны страдать различными комплексами, примитивным желанием самоутвердиться, а являться зрелыми личностями. Брак будет успешным, если оба человека исповедуют схожие ценности.
— То есть такой поиск не поддается каким-то схемам и установкам?
— Конечно, говорить о наличии каких-то схем, правил, установок совершенно неправильно. Их нет, и не может быть. Наша жизнь определяется Промыслом Божиим и смыслом жизни.
— Так что же посоветовать молодым людям, ищущим благого супружества?
— Не думаю, что я дам неосуществимый совет, если скажу о том, что должно молиться. Счастье должно быть вымолено, и пусть ни у кого не будет и малейшего сомнения, что молитва постоянная, совершаемая с терпением и верою, будет услышана. Господь всегда исполняет наше прошение, только бы мы не ограничивали Божие всемогущество своим маловерием, и ропотом: «Вот я молилась месяц, и ничего не вышло. Значит Бог не слышит меня, не хочет исполнить мое прошение». Святые не допускали никогда подобных мыслей, но знали: бесконечно Премудр, Благ и Силен Тот, Которого просим, — а значит, Он исполнит наше прошение тогда и так, как это будет Ему угодно и полезнее всего для нас.
— Насколько важны в верующей семье половые воздержания в период постов? Или это не является обязательным?
— О воздержании христиан-супругов говорит апостол Павел: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5). Мы видим, что супружескую близость ап. Павел не порицает, а наоборот, призывает супругов не уклоняться друг от друга. Но, говорит апостол, должно быть в ваших отношениях и время воздержания — для упражнения в посте и молитве. Но время это, опять же, по мнению богомудрого Павла, должно быть определено супругами — по согласию. Святой Тимофей Александрийский также напомнил слова ап. Павла и добавил, что время воздержания должно быть непременно в субботу и воскресенье, потому что в эти дни совершается в храмах Литургия. Больше никаких канонических предписаний на этот счет святыми отцами сделано не было. В Русской Церкви авторитетные иерархи говорили, что воздержание от супружеского общения следует проводить лишь одну пасхальную неделю и рекомендовали также воздерживаться в первую и Страстную недели. В Социальной доктрине Русской Православной Церкви, принятой на соборе в 2000 году, на эту тему говорится так: «Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника».
— Как воспринимать в семье ситуацию, когда не появляются дети?
— Бесплодие может быть следствием тех или иных отклонений в развитии организма или перенесенных болезней. Однако помимо физических причин существуют и причины духовные. Например, греховная жизнь супругов до брака. Иногда Бог не дает супругам детей, чтобы пристроить какую-нибудь сиротку. Очень важным для решения проблемы бесплодия является церковное освящение брака. Также супругам следует обратить внимание, не препятствует ли их неправильная церковная жизнь рождению детей. Кроме того православные супруги, конечно, могут прибегать к помощи святых мест, к паломничеству. И, наконец, логичным окончанием всей череды духовных поступков, которые совершают молодые родители, является, в случае невозможности забеременеть, воспитание приемного ребенка, усыновленного или в любых формах принятого в свою семью. А дальше, как Господь даст.
— Могут ли супруги меняться своими семейными обязанностями? Например, жена – кормилец, а муж – домохозяйка?
— Мы знаем, что Господом устроено быть мужу главой семьи, быть кормильцем и опорой. Отсюда смена ролей в семье будет означать нарушение заповеди Божией по иерархическому устройству семьи.
— В заключение, скажите, от чего, в первую очередь зависит семейное счастье?
— Существуют принципы, на которых зиждется христианская семья. Муж и жена после вступления в брак являются не родственниками, а одним целым, ближе друг к другу, чем даже родители, собственные дети. Поэтому родители должны отойти на второй план. Также не нужно забывать о том, что у мужа и жены существуют свои обязанности и одна из целей брака (далеко не единственная) — рождение и воспитание детей. Ну и, конечно, семья должна жить церковной жизнью. Благодать Божия, получаемая семьей, которая живет духовной жизнью, помогает супругам воспитывать детей, жить в любви, мире и духовном благополучии.
— Отец Георгий, спаси Господи за беседу, духовных Вам благ!