Удивительно и грустно, но факт: большинство верующих христиан крайне плохо знают послания святых апостолов. Мы и Евангелие-то толком не изучили (да и процесс познания тут — безграничен), но что касается Апостола — всё ещё печальнее. Между тем, письма святых мужей, которые они присылали церковным общинам в самые разные города, очень интересны, и нужны, пожалуй, как воздух в наши непростые времена.
Вот сегодня на Божественной литургии на весь храм читается письмо к римским христианам от святого апостола Павла, того самого, чью память мы праздновали в среду. На секундочку представим, как это будет выглядеть в большинстве приходов…
Ну, во-первых, и это стоит отметить, высокая честь громко и вслух читать послания святых апостолов на Литургии принадлежит мирянам. Мы привыкли быть этаким дополнительным элементом в церковной службе, приходящими зрителями, восторженно глазеющими на «профессионалов» — священнослужителей. Однако всё в Божественной литургии напрочь опровергает такую теорию. В том числе и чтение Апостола.
Заметим также и запомним некую иерархическую лестницу: послания учеников Христа читают миряне, после этого Евангелие читает диакон, после Евангелия на амвоне появляется священник и говорит проповедь (и это — самое главное место проповеди на службе: не перед целованием креста, ни, тем паче, перед Причастием — а именно после Евангелия). Повторим: мирянин-диакон-священник. Апостол-Евангелие-проповедь.
И вот представим картинку. Чтец выходит на середину храма… Священники стоят за престолом лицом к народу Божьему. Мерно позванивают колокольчики на кадиле. Чтец начинает возглашать слова апостола Павла, две тысячи лет назад адресованные христианам в Риме…
Держу пари, добрая половина из пришедших на Литургию не сможет потом пересказать после службы, о чём же было апостольское послание.
Этому несколько причин. Во-первых, невнимание, непонимание важности момента самими православными. Главное — «отстоять», а попытаться услышать, о чём служба — второстепенно.
Во-вторых, попытки чтецов прочитать так, как положено — со всеми этими перепадами высоты тона, очень красивыми и торжественными в умелых руках, но зачастую превращающимися в самоцель и мешающими восприятию текста. Чтецы словно бы исполняют сложнейший вокальный номер, ничуть не заботясь о том, чтобы люди поняли, о чём же речь в апостольском отрывке. Самих прихожан этот факт ничуть не тревожит (см. пункт №1), иначе давно бы присмотрели звуковую аппаратуру и купили вскладчину хороший микрофон с усилителем и колонками.
Ну и, наконец, даже если человек возьмёт с собой Новый Завет на церковнославянском, и будет следить по буквам за чтецом, всё равно понять текст до конца будет невероятно сложно. Потому что апостол Павел чаще всего пишет длинными предложениями, в соответствии с тогдашними нормами ораторского искусства, и разобраться нашему современнику в тяжёлых синтаксических конструкциях, да ещё и на древнем языке — непросто.
Что делать? Во-первых, осознать, насколько важно и нужно слушать то, что возглашается на Божественной литургии. Это ведь даже не дома Библию раскрыть и прочитать, это нечто гораздо более сакральное, священное, таинственное — стоять в церковном собрании и слушать Писание. Это очень важно, и очень нужно. Не зря нам говорит диакон: «Вонмем». Это означает, что надо внимать — всем помышлением и всем сердцем.
Во-вторых, надо принять меры к тому, чтобы Апостол хотя бы физически можно было услышать. Как вариант — всегда можно взять с собой или Новый Завет в более-менее современном варианте перевода, или приложение скачать на телефон, чтобы глазами следить за текстом, параллельно чтению на церковнославянском. Ещё лучше — накануне вечером дома подготовиться, прочитав ещё и толкование святых отцов и современных священников на этот отрывок из Писания.
Вы не представляете, как много даст вам такое внимание к Апостолу. Как сильно обогатится восприятие Литургии. Как у Бога появится больше возможностей менять вашу жизнь в лучшую сторону, ведь мы распахнём двери сердца и разума (ну или слегка приоткроем, но всё же) для Его Откровения.
Напомним, сегодня читался отрывок из Послания апостола Павла к римлянам. Мы приведём здесь приблизительно это самое место, в переводе на современный русский язык. Это удивительно простой и удивительно важный отрывок, который можно поделить на краткие цитаты, распечатать, и расклеить по всему дому — чтобы запомнить, утвердить в своём сердце советы святого Павла о том, как же надо нам жить.
«Пусть любовь ваша будет искренна.
Ненавидьте зло, будьте преданы добру.
Любите друг друга как братья, всем сердцем;
относитесь друг к другу с уважением;
с неослабным рвением, с горением духа трудитесь для Господа;
пусть надежда приносит вам радость;
будьте стойкими в беде;
неустанно молитесь;
делитесь с братьями по вере, если они в нужде,
будьте гостеприимны.
Благословляйте тех, кто вас преследует, благословляйте, а не проклинайте.
Радуйтесь с теми, кто радуется, плачьте с теми, кто плачет».
Будем же с неослабным рвением, с горением духа трудиться для Господа, и Он благословит наше усердие, и умножит Свою благодать!