9 июля 2017 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан принял участие в программе «Тема» на телеканале «Эфир».
Ведущий: Здравствуйте! Информационный час на телеканале «Эфир» завершает «Тема» с Сергеем Шерстнёвым.
Накануне страна отметила день памяти святых Петра и Февронии, покровителей семьи и брака в православной традиции, а также приуроченный к этой дате День семьи, любви и верности. Этот праздник — хороший повод поговорить о самом важном, самом главном для каждого человека — о семейных ценностях, о вере и доверии. Гость студии сегодня — митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Владыка, здравствуйте!
Митрополит Феофан: Добрый день!
Ведущий: Во-первых, с праздником Вас!
Митрополит Феофан: Спасибо большое! С прошедшим, но с праздником.
Ведущий: Да. Владыка, скажите, в иерархии церковных праздников день святых Петра и Февронии Муромских какое место занимает?
Митрополит Феофан: Если говорить об иерархии, то есть великие праздники, двунадесятые — 12 этих праздников. Но здесь дело не только в иерархии литургической, богослужебной, но в сердце народа. По нашим меркам, он возник недавно и в новые времена был воссоздан. Но всегда Пётр и Феврония были символами любви и верности…
Ведущий: А то, что с 2008 года появился ещё и праздник светский, приуроченный к церковному? Как Вы считаете, это о чём говорит?
Митрополит Феофан: Почему он был приурочен? Потому что эта супружеская пара явила образец любви и верности, доверия друг другу. Праздник светский приурочен к памяти этих святых — реальных людей, которые любовь и верность воплотили в своей жизни до самой смерти.
Ведущий: Часто ли прихожане обращаются к священнослужителям со своими семейными проблемами? Не так давно стало нормальным обращение к психологам, а ранее не было у нас такой традиции, как на Западе.
Митрополит Феофан: В Церкви это явление всегда было, есть и будет, оно исторически укоренено. Очень важен богатейший опыт Церкви и священнослужителей, их знание семейных тонкостей. Суть заключается не просто в психологии человеческой, но ещё и во взаимоотношениях человека с Богом, в знании законов, которые Бог установил… Только сейчас, перед этой встречей, ко мне приезжала пара из Ульяновска, где я служил раньше. Приехали посоветоваться по вопросам семейной жизни.
Но здесь надо понимать и другую вещь. Ни в коем случае нельзя быть неким диктатором: «Вот я сказал — только так должно быть». Священник может предложить, разъяснить и посоветовать, а за человеком остается право свободного выбора. Это очень важно.
Ведущий: Есть универсальный рецепт счастливой семейной жизни?
Митрополит Феофан: Апостол сказал: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). То есть, в семейной жизни очень важно научиться видеть не только те чувства, которые возникают во время влюбленности, особенно первой, но научиться прощать и переносить недостатки своего спутника жизни. Особенно на первых порах бывает: перед тем как влюбиться, девушка или парень создали в уме некий образ идеального мужа или жены. Жена должна быть красивой, статной, любить семью, хорошо готовить и так далее. А мужа, как правило, женщина представляет крепким, недурным собой, деньги умеющим зарабатывать. Но прошла первая влюбленность, началась семейная жизнь. И вдруг начинается: и зарплата у него не очень, и в быту не такой… Встретились люди не с придуманным образом, а с реальным человеком, и эта встреча приносит разочарование. Отсюда и быстрые разрывы, то есть расторжение браков.
Мы знаем, что любой механизм, машина должны обкатку пройти. И постепенно шероховатости уходят, механизм начинает работать при хорошей обкатке как часы. Так и в жизни — надо научиться терпеть, надо и подходить философски. И тогда вот это «носите бремена друг друга» превратится в любовь.
Ведущий: Наверное, не случайно многие пары сначала проходят светскую регистрацию. И не все из них идут в церковь венчаться, многие это делают спустя какое-то время, уже пожив вместе. Потому что считается, что если ты венчанный, то это всё, это перед Богом.
Митрополит Феофан: У нас всё пошло немножко наперекос. Вначале [в России] было совершенно не так: сватовство, чин обручения, а затем уже венчание. Церковный брак признавался как брак государственный. Но целый век было всё это выброшено — насильственно, прямо скажем, выброшено. Только гражданский брак признавался законным, Церковь к этому не допускалась.
Супруги даже не то, что хотят пожить, а потом перед Богом засвидетельствовать, — осознание [необходимости венчаться] в большей степени приходит из-за боязни за детей: «Мы живем не совсем по Божьему, благословения нет. Давайте, чтобы хотя бы дети у нас были, что называется, законными перед Богом». Но это не может быть нормой. Если бы спросили моего совета, нужен ли сначала гражданский брак, а лет через 30 церковный, — я бы сказал, что это равносильно тому, что человеку вместо прививки против какой-то болезни предложили бы сначала так пожить: «Может и не станешь рябым, косым, не проявится у тебя болезнь. Если проскочишь, тогда и не надо было тебе никаких прививок делать». Да? Так и здесь.
Конечно, надо помнить, что венчаясь, человек принимает обет перед Богом. Это подразумевает, что человек идёт на это сознательно, с верой в Бога. И он должен исполнять данные обещания.
Ведущий: На днях мы отметили еще один праздник — рождество Иоанна Предтечи, Иоанна Крестителя. Этот праздник чем примечателен?
Митрополит Феофан: Во-первых, он родился у супружеской пары, которая практически потеряла надежду иметь детей. Они дожили до старости и не имели детей, а молились всё время… Знак Божий, особое благоволение Божие и печать Божия были на Иоанне Крестителе.
Второе: это люди, которые не потеряли надежду до самой старости. Физиологически они практически утратили способность к деторождению, но верили, что Бог в силах и в таком возрасте послать им ребенка. Через веру Господь дал силу деторождения уже, кажется, бесплодным супругам.
В-третьих, Сам Христос потом скажет: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11:11). Это человек, который крестил Самого Христа, Сына Божьего. Конечно, его рождение — это особый праздник, это особый святой, это особый пример.
Ведущий: А как Вы относитесь к празднику Ивана Купалы?
Митрополит Феофан: Это праздник языческого происхождения — и даже не праздник, а обычай, обряд некий. Здесь перемешано язычество, которое в какой-то степени перекочевало в христианский праздник Иоанна Крестителя.
Ведущий: Вы буквально на днях вернулись из Уфы, где проходил Российско-иранский социально-культурный форум. Сразу возникает несколько вопросов. Почему именно Иран — страна, которая сейчас в центре международного внимания? Какие могут быть общие вопросы у нас, имею в виду именно Православие?
Митрополит Феофан: Сергей, Ваш собеседник возглавляет российскую сторону Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-ислам». Эти переговоры длятся уже четверть века. Сейчас очень много говорят о межконфессиональном и межнациональном диалоге, о том, чтобы снизить риск противостояния, ведущего к экстремизму, а через экстремизм — к терроризму. Иран — наш сосед, и почему бы нам не вести диалог с ним? Проблемы, которые существуют на Ближнем Востоке, относятся и к нам. Сколько участвует в сирийском конфликте выходцев из России? Наверное, есть какое-то их количество и из Татарстана? Иран участвует в урегулировании ближневосточного конфликта.
Мы говорим о глобальном мире. А что это такое? Вы скажете об интеграции и взаимопроникновении. Всё это так, но есть на сегодняшний день и проблема сохранения национальной, государственной, исторической идентичности. И как раз Иран — это одна из тех стран, [которая признает эту проблему]… Сегодня против России введены санкции и мы не должны быть одинокими, должны иметь союзников. По многим направлениям нам есть, о чём говорить… Важен диалог с Ираном — страной, которая является очень сильным игроком не только в ближневосточном вопросе, но и в целом в отстаивании своих традиционных национальных, культурных, исторических интересов.
Ведущий: Не так давно прошло одно из многочисленных выездных совещаний на месте воссоздания храма Казанской иконы Божией Матери. Вы принимали в нём участие, был Государственный советник Минтимер Шаймиев. Очень порадовало, что на этом совещании уже обсуждались детали внутреннего убранства, декора. То есть, речь идёт уже не о глобальном строительстве, а о частностях. Это говорит о том, что виден конец?
Митрополит Феофан: Хочу сказать, чтобы знали телезрители: изготовление иконостаса взял на себя митрополит, Казанская епархия. Иконостас уже изготовляется в лучших мастерских. Сейчас веду переговоры по написанию икон…
Хочу ещё поделиться мыслью. Недавно я получил информацию, что в Канаде в одном из штатов приняли закон, согласно которому государство отныне имеет право вмешиваться в жизнь семьи. Конкретно указано: если у ребенка (не сказано даже, какого возраста) вдруг появилось желание сменить пол, родители обязаны обеспечить медицинское сопровождение, чтобы удовлетворить его «законное право». Родителей не спрашивают, а обязывают!
Второй вопрос. Если в семье вдруг ребенок, у которого склонность есть к своему полу, и кто-то из соседей узнал, что родители негативно относятся к ЛГБТ-сообществу, государство имеет право, «защищая права ребенка», изъять его из семьи, «предоставив ему возможность выбора». Как это сочетается с семейными ценностями? Куда мы придём? Для нас приемлемы такие «ценности»?
Я встречался с теми же иранцами и вообще последователями авраамических религий, то есть христианства, ислама, иудаизма. Никогда мы не примем эти «ценности» как норму в наших семьях и в нашей жизни.
И еще один вопрос я затрону. Когда ехал сюда, в машине слушал рассуждения о семейных ценностях одного из ведущих. Он сказал: «Самое главное в семье — любовь, мир и согласие, независимо от того, какой по счёту это будет брак». О какой любви и согласии можно говорить, если у вас третий-четвертый брак? Где эти любовь и согласие? Семейные ценности — это сохранение навсегда семьи как таковой. Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Мф. 19:5).
Большая проблема, когда узаконивают ненормальные физиологические и этические взаимоотношения. Я опять скажу: с религиозной точки зрения узаконивается грех. Я не предлагаю на кострах жечь таких людей — это, в конце концов, их выбор. Но не нужно навязывать их выбор всему обществу и именовать «основой демократии» и «эталоном свободы».
Ведущий: И традиционное Ваше обращение к нашим зрителям, Вашей пастве.
Митрополит Феофан: Я говорил, что вернулся из Уфы со встречи с иранцами. Общее наше беспокойство [происходящим] усиливается природными катаклизмами. Посмотрите: то дождь льёт, то невиданные прежде ураганы… Природа отвечает на состояние общества, когда человечество пошло по пути отрицания Бога в реальной жизни, отрицания данных Им норм.
Хочу сказать, дорогие мои друзья, что очень люблю Татарстан. Мне негоже говорить лишнее, потому что в восьмой десяток уже вступил. Храните самое главное, что есть в Татарстане — доверие друг ко другу. Независимо от того, мусульманин ты или православный, славянин ты, татарин, чуваш, удмурт или иной какой национальности, дороже этого ничего нет. Из Сирии, Ливии, Ирака свидетельство, к чему может привести ненависть.
И еще одно мое пожелание — особенно к людям, которые ищут дорогу к Богу. Запомните: Бог не нуждается в крови. Как только кто-то призывает ради «защиты» Бога поднять руку на ближних — запомните, эта дорога не к Богу, а в ад. Храните веру своих отцов, тогда будет сильной и национальная ваша идентичность, и историческая значимость.
Ведущий: Спасибо большое, владыка. Уважаемые телезрители, я напоминаю, что гостем студии сегодня был митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Это была «Тема». Спасибо всем, кто нас сегодня смотрел.