Иерусалим — мать городов христианских. Город, где происходили основные события, связанные с земной жизнью Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и его Пресвятой Матери. Первые свидетельства о богослужебном обиходе Иерусалима, дошли до нас из IV века по Рождестве Христовом, благодаря древней паломнице Этерии (Сильвии Аквитанки), находившейся в Иерусалиме в течение длительного времени и наблюдавшей богослужебный обиход Матери-Церкви. Все богослужения, связанные с событиями Священной Истории, проходили при стечении множества народа, возглавляемого предстоятелями христианской общины города. Богослужение не ограничивалось пределами одного храма, а как бы изливалось на улицы города. То и дело христиане совершали массовые ходы, переходя из одного места в другое. Так на Страстной седмице, каждое богослужение было связано с тем или иным моментом Евангельской истории и горожане перемещались по городу, повторяя движение Спасителя по Иерусалиму в последнюю неделю Его земной жизни. Это приводило верующих во всеобщий трепет и вызывало такое сопереживание, что в некоторые моменты, как говорит древняя паломница, весь Иерусалим плакал и не мог сдержать слез.
Богослужения Страстной седмицы, оставаясь вершиной церковного года, не могли не повлиять на службы других важных дней. Так некоторые каноны предпразднства Рождества Христова являются переделкой соответствующих канонов со Страстной седмицы. Не осталась в стороне и служба Успения, совершавшаяся, по обычаю, в базилике Успения в Гефсимании. Именно этот древний храм подарил нам особое последование Погребения Богородицы, называемого в богослужебных книгах как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии».
Чин этот весьма молод по своему происхождению, в редакции действующего ныне в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний мы не найдем. Хотя и утвердившийся ныне обычай переносить Плащаницу Спасителя на Утрени Великой Субботы не имеется в Типиконе. Особое чинопоследование возникло в подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенного напротив дверей главного храма христианского мира — храма Гроба Господня. И как в службе Погребения Спасителя, основой чина Погребения Богородицы является исполнение стихов 118 псалма (17-й кафизма) Псалтири, перемежающееся особыми припевами. В свое время такие припевы были очень распространены и исполнялись на многие праздники.
Вообще, исполнение 17-й кафизмы, которую называют по первому стиху «Блаженные непорочные в путь». Непорочны первоначально всецело принадлежали воскресному богослужению и в воскресенье и праздники вместо привычного сейчас Полиелея исполнялись именно Непорочны, к которым и припевались иногда особые стихи. Сейчас, когда 17-я кафизма прочно ассоциируется с заупокойной тематикой и припевы к ней поются только в заупокойные дни, практически невозможно представить, что Непорочны — это указание на степень праздничности службы.
27 августа утром совершается сама служба Погребения, обычно ее возглавляет Иерусалимский патриарх. Во время службы одр с плащаницей выносится из пещеры на середину храма под паникадило, а затем на верхнюю площадку базилики. Плащаница находиться в храме вплоть до отдания праздника, а затем относится с крестным ходом обратно в Гефсиманское подворье в Иерусалиме.
У нас чин Погребения получил широкое распространение уже в XVI веке и совершался вместе со службой праздника в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. Знают об особом чине Погребения и старообрядческие уставы.
При святителе Филарете (Дроздове), в середине XIX века, близ Троице-Сергиевой Лавры был основан Гефсиманский скит, в котором особо чтили Божию Матерь и помимо Успения, в скиту справляли особые службы в честь Воскресения и Вознесения Божией Матери — 30 августа. Накануне, 29 августа, совершалось Иерусалимское последование, а на следующий день Литургия и крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери. В 1845 году был переведен на славянский язык греческий оригинал службы и в 1872 году вышло первое книжное издание этого чина.
Теперь и мы можем, не выезжая из своего города и храма, быть на Иерусалимской службе и вместе с апостолами участвовать в погребении Пречистой Девы и Матери Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. И находясь в XXI веке в храме, быть одновременно вместе с апостолами в самом начале исторического бытия Церкви.