Публикации

О фильме «Монах и бес»

  Количество просмотров

Православная общественность в современной России стремится быть влиятельной и бороться против многих явлений, которые считает кощунственными или откровенно греховными. Так в последнее время очень остро православные выступили против фильма «Матильда», который бросает тень на образ святого царя Николая II. Однако, мне кажется, в борьбе против плохого мы как-то перестали замечать хорошее. И к тому же невольно стали «бесплатной рекламой» плохого фильма «Матильда». А между тем, многие хорошие фильмы, по-настоящему православные, обойдены нашим вниманием и незаслуженно забыты.

Таким по-настоящему православным является фильм «Монах и бес», вышедший еще в прошлом 2016 году. Режиссер Николай Досталь представил вниманию зрителя православную комедию с трагическим концом.

Как же так, разве можно православным смотреть комедию, скажете вы? Мне кажется в жизни каждого верующего всегда есть место для печали, должно быть место и для радости: «Знай, что горе как море: чем больше человек в него входит, тем более погружается»«А я написал вам это после духовного утешения для простого рассмешения» (преподобный Амвросий Оптинский).

В этом фильме есть и простое рассмешение и духовное утешение. Чего только стоит рыба, которую поймал главный герой фильма в монастырском пруду, или способ глажки белья, который применялся им. Хотя некоторые шутки фильма смогут понять только те, кто знает о жизни монастыря и Церкви не понаслышке.

Итак, сюжет: в монастыре появляется послушник, который нарушает спокойное течение жизни обители. «Иван Семенов сын» то говорит по 10 пословиц в минуту, то вычерпывает колодец, который не вычерпали бы все монахи монастыря за месяц. Чтобы избавиться от «чудотворца» настоятель отправляет его в скит в глухом лесу. Но не тут то было, пришлось снова обращаться за его помощью, так как в обитель заехал погостить сам царь всея Руси. Конечно же и он захотел получить свою порцию пословиц, которые так и не понял.

Откуда же все эти чудеса? Причина — бес, который сидит в главном герое. Он и искушает самого монаха, и пытается свести его во ад то предложением стать настоятелем монастыря, то завтраком из блюд французской кухни. И казалось, он сломил уже подвижника, когда предложил ему в обмен на душу поездку в Иерусалим. Но в Иерусалиме в храме гроба Господня бес Легион оказался побежденным и лишился своей силы, так как почувствовал, что «Он (то есть Христос) здесь ходил».

Трагическая развязка сюжета тоже получилась как по пословице «бьет, значит любит». Так и Легион, хотя и бил своего монаха, и сжечь хотел, но полюбил его. Бес, пораженный внезапной и нелепой смертью своего монаха-чудотворца сам отправляется в монастырь, чтобы подвизаться в нем. И вот он уже не бес, а простой оборванец, который стучится в монастырские ворота. Что? Как это бес и вдруг — человек, да еще и в монастырь! Если вспомнить к примеру предание о пророке Малахии, то это не будет выглядеть так уж странно. Между прочим, в еврейской традиции пророк Малахия всерьез считался ангелом, жившим среди людей, поскольку его имя так и переводится «Ангел». Бес ведь тоже ангел, хотя и падший. Так и святой Иустин Философ считал библейских исполинов потомками демонов и обычных женщин.

Да, бес не может покаяться, но перед нами ведь уже не демон, а человек, который решил покаяться. Вот и главная мысль фильма — любовь может исправить даже беса.

Мне кажется уже ради этого стоит посмотреть этот фильм, и для того, чтобы понять, что нет неисправимых людей; чтобы понять, что вера православная любовью, а не запретами утверждается.

 

Вернуться к списку

Последние добавления