Публикации

Митрополит Феофан: Вопрос преподавания татарского языка в школах не следует превращать в инструмент политической борьбы

  Количество просмотров

3 октября 2017 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан принял участие в программе «Тема» на телеканале «Эфир».

Ведущий: Эфир продолжает «Тема». В студии Алексей Кулешов. Здравствуйте!

Сегодняшний день в Казани прошел под знаком массовой эвакуации. В районе обеда звонки о якобы заложенных бомбах поступили в несколько министерств, также эвакуировали Государственный Совет, Кабинет министров, а следом и школы. По предварительным данным, уроки были сорваны в 15 учебных заведениях. Одновременно со школами пугающие звонки раздались и в крупнейших вузах. Студенты и преподаватели были эвакуированы, лекции пришлось отменить. Также неизвестные сообщили об угрозе взрыва на спортивных объектах: на стадионе «Трудовые резервы», во Дворце водных видов спорта, в Центре единоборств «Ак Барс». Вечером звонки с угрозами поступили в крупные торговые комплексы, была остановлена работа казанского аэропорта.

Об этом и не только мы сегодня говорим с нашим гостем. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан у нас в студии. Владыка, добрый вечер!

Митрополит Феофан: Добрый вечер!

Ведущий: Владыка, с другого я планировал программу сегодня начать, но жизнь, к сожалению, коррективы вносит. Вот эти звонки, которые в течение сего дня: то министерства, то школы...

Митрополит Феофан: К сожалению, не лучшие коррективы. Я сидел и думал, что можно сказать по этому поводу. Утешительного в этом мало. Первое: к великому сожалению, мы вступили в полосу большой тревоги. Может быть, и 20 лет новейшей истории мы этого не ощущали, а сегодня реально ощущаем это нервозное состояние. Те, кто повинен в телефонном «терроризме» (слава Богу, только телефонном!) — предвестники того, что общество в какой-то степени становится заложником дестабилизации, нездорового направления, особенно на фоне того, что происходит [в мире]. Вспомним недавнюю трагедию в Соединенных Штатах: 60 человек расстреляно, 500 человек пострадали.

Кто у нас является этими террористами? Почему это происходит, в чём причина? В настоящее время необходимы стабилизация и внутреннее единство. Эти телефонные террористы живут среди нас и общество должно объединиться в борьбе с терроризмом, с экстремизмом, с нетерпимостью.

Ведущий: О другой теме хотел бы, владыка, поговорить теперь. Сегодня Всемирный день трезвости. На неделе в Москве проходит Всероссийский съезд руководителей реабилитационных центров. Татарстан в нём представляет отец Вячеслав (Шапоров) — председатель отдела [Казанской епархии] по противодействию наркомании и алкоголизму. Он же руководит реабилитационным центром в Пестречинском районе. Нам, получается, есть, о чём рассказать, чему научить?

Митрополит Феофан: Я посещал этот центр. Работает замечательно батюшка, замечательно работает с конкретными, реальными людьми, которые наркозависимы. Скажу о широте движения милосердия этого реабилитационного центра: занимаются с теми, кто больны, ВИЧ-инфицированы. Это же люди и им должна оказываться помощь. Центр имеет огромный опыт. Я предугадываю Ваш вопрос: «А что это? Вера? Духовная возможность?»

Ведущий: Именно об этом хотел спросить. Центр при церкви?

Митрополит Феофан: Центр при церкви. В том-то и дело, что эти болезни — алкогольная зависимость, особенно в тяжелой степени, наркозависимость — к великому сожалению, медикаментозно не лечатся. Все эти «вшивания», кодирования — всё быстро летит насмарку. Это духовная болезнь.

Вообще, алкоголизм — это некий маркер жизни, нравственного и духовного состояния нашего общества в целом. Надо уже бить тревогу: мы переходим ту черту, когда это становится опасным для нации… Мы знаем, что как правило алкоголизм — мостик к наркозависимости. Опыт, который имеется в нашем реабилитационном центре, очень важен.

Я бы хотел обратить внимание и общественности, и тех, кто по долгу занимается этими вопросами, на этот реабилитационный центр. Нередко он [отец Вячеслав] ко мне приходит и жалуется: то землю не могут выделить, то ещё какие-то трудности. Центр должен стать экспериментальной площадкой. Это же наши люди, и какая разница, Церковь занимается ими, государственный институт или общественность? Главное, что этой проблемой занимаются. Нам есть, что показать позитивное в Татарстане — как раз на примере нашего реабилитационного центра.

Ведущий: Владыка, ещё одна форма зависимости — это интернет. В Казани состоялся круглый стол «Социальные сети: обратная сторона свободы». Проблему обсуждали сообща православные и мусульманские священнослужители, ученые. Как Вам кажется, насколько эта угроза реальна сейчас?

Митрополит Феофан: Мы начали сегодня говорить об угрозе, нередко она проявляется через интернет. Это к словам Вашим об обратной стороне. Это как инструмент, как нож, которыми человек психически больной может поранить себя и даже нанести смертельную рану. Интернет — это инструмент коммуникации, но инструмент, который многими недобросовестно используется. Масса грязных сайтов, трафик наркомании, экстремизма и беспутного под всякими кодами. Что это? Помойка, но очень опасная!

Что же, не пользоваться интернетом? Пользоваться. Когда-то у нас не было телефона — были голуби или же тройка почтовая. Потом появился телефон и мы им пользуемся. И интернетом мы можем пользоваться, но особенно молодежь необходимо не только учить на уроках информатики, где какую кнопку нажать, но параллельно в обязательном порядке рассказывать о тех опасностях, которые подстерегают человека, который бродит по интернету, социальным сетям различным. Важно, чтобы юноши, даже дети понимали, в чём прелесть, в чём позитив интернета, а где он становится опасным.

Ведущий: На этом круглом столе посетовали, что священнослужители не так уж активны в социальных сетях. Надо ли это вообще, в принципе?

Митрополит Феофан: Сетовать, конечно, можно, но надо учесть, что у священнослужителей свои прерогативы. Конечно, в первую очередь мы должны говорить о нравственности, о духовной жизни; должна быть молитва и многое другое. Это то, чего не заменишь никаким интернетом. Если священник будет великолепно разбираться в интернет-сообществе, но будет плохим молитвенником, никакой интернет не поможет. А к священнику, который сидит где-то в глубинке — и я Вам могу привести массу примеров у нас, в Татарстане — люди едут толпами, без интернета, сами ищут его.

Но это не значит, что священник не должен пользоваться интернетом. Я, например, пользуюсь им постоянно. Информационную составляющую я черпаю из интернета, выясняю какие-то профессиональные вопросы, какие-то вопросы энциклопедического характера. Священник должен пользоваться интернетом, но не забывать о своём долге оставаться тем, кем он должен быть. Допустим, есть врач, для которого интернет нужен и важен. Но если хирург не знает, где почка, а где селезенка, как операцию делать, к такому врачу не пойдут. Так и священнику надо иметь разумный подход, не забывать своего пастырского долга.

Ведущий: Владыка, ещё одна важная тема последних дней — это преподавание татарского языка в школах. Здесь есть разные мнения. Одни не против преподавания, не против изучать татарский язык, но исключительно как факультатив. Другие, наоборот, уверены, что татарский язык в школах обязательно должен быть.

Митрополит Феофан: Стоит ли изучать иностранный язык? Перед Вами сидит человек, который очень много жил в разных странах. Часто я сожалел, что вовремя не приложил усилий выучить тот или иной язык. Мне приходилось нередко уже в зрелом возрасте с азов изучать язык для того, чтобы находить коммуникации.

Конечно, надо знать татарский язык, раз мы постоянно живём здесь, постоянно общаемся. Кстати, в нашей Казанской семинарии, а потом в духовной академии были самые крупные специалисты по татарскому языку. Язык преподавался у нас в семинарии, и сейчас должны быть курсы такие, потому что это не так всё просто. Знание языка — дверь в мир новых знаний.

Что же касается того, в какой форме и как — я не берусь сейчас судить. Есть законы, есть нормативы — и федеральные, и местные. Но на что хотел бы обратить внимание: не надо вопрос о языке превращать в инструмент политической борьбы. Это очень важно. Надо совершенно ровно, спокойно решать те вопросы, которые возникают. Ещё раз повторяю: знание языков — великое, важное и нужное дело.

Ведущий: Сейчас проходит, как Вы знаете, декада пожилых людей. У меня такой вопрос. Мы официально выделяем в году десять дней, когда чтим, вспоминаем, выражаем своё уважение к людям преклонного возраста. Получается, в остальное время можно как бы «по закону» забыть о пожилых людях?

Митрополит Феофан: Нет. Возьмем, допустим, День весны и труда — 1 мая. Что же — в этот день трудимся, а в остальные гуляем? Эти дни, я бы сказал, символ, который необходим, а забота о престарелых должна быть нормой и образом жизни. Я всегда возвращаюсь к Кавказу: там нет брошенных стариков и старух, там нет людей бездомных, там нет домов престарелых, потому что в традициях народа заботиться о стариках. В Ваших глазах читаю вопрос: «Это — родственники. А государство?» И государство обязано заботиться о людях пожилого возраста. Они же не сразу стали пожилыми, они довольно долго трудились. Когда же физические возможности исчерпаны и человек становится немощным, конечно же, государство — как семья, как общество в целом — должно заботиться о каждом своём гражданине.

Обращаюсь опять к обществу. Бывает, что у престарелых — сытые, довольно обеспеченные детки, которые о своих родителях забывают. Или же в деревню к родителям поедут, какого-то теленка или поросенка, выращенного ими, заберут, рожки да ножки оставив престарелым родителям. А потом опять: «Оставайтесь, старики».

В первую очередь, конечно, родители — ответственность наша, человеческая, семьи. А государство — то же самое. Что ходить далеко — всё сказано было еще в Библии, в заповеди «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 5:16). Это относится и к личности, и к государству.

Ведущий: Владыка, у нас буквально 1,5 минуты остается, за это время последний вопрос хочу задать. Близится большой церковный праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Большой символический смысл скрытый…

Митрополит Феофан: Богоматерь изображается в иконографии с распростертым таким полотенцем. Её Покров — защита над всем миром, над человечеством, потому что Она — Мать Бога, Сына Божия. Для нас, для Казани это очень важно, потому что мы имеем особый Покров Богоматери в Её образе Казанском. К помощи Божией Матери прибегают все, даже мусульманский мир почитает Деву Марию. Она не различает людей на хороших и плохих, всё человеческое общество для Богоматери — Её дети и Она любит и заботится о нас.

Ведущий: Спасибо большое. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан был сегодня у нас в гостях. Что ж, защиты всем нам и уверенности в завтрашнем дне.

Митрополит Феофан: Помогай Господь всем!

Ведущий: До свидания. 

Вернуться к списку

Последние добавления