Публикации

Покров Пресвятой Богородицы: история праздника с нравственными выводами

  Количество просмотров

Проповедь священника Аристарха Сперанского в день Покрова Пресвятой Богородицы в Макарьевском храме города Казани за ранней Литургией, 1 октября 1914 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Настоящий праздник, братие, посвящен воспоминанию избавления, заступлением Богоматери, Константинополя и всего Византийскаго государства от разорительного нашествия сарацин, и установлен он по следующему поводу.

В 910 году, в царствование Императора Льва Философа, во Влахернском Константинопольском храме накануне воскресного дня совершалось обычное всенощное бдение. В числе присутствовавших за богослужением были святой Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний. Во время песнопений и молитв, в 4-ом часу ночи, по нашему в 10-ом, святой Андрей вдруг под сводами храма, на воздухе увидел Богоматерь. Ее окружали пророки, апостолы и множество ангелов. Пречистая держала над находившимися в храме свой омофор и молилась за род человеческий. Исполненный священного восторга и как бы не доверяя своим глазам, святой Андрей обратился к своему ученику Епифанию и спросил его, видит ли он чудо. Епифаний ответил: «вижу, отче, и ужасаюсь». Когда бывшим в храме стало известным это явление, — все приняли его за доброе предзнаменование и стали благодарить Бога и славить Заступницу рода человеческого.

Император же Лев и патриарх Тарасий установили ежегодно 1-го октября вспоминать это чудесное событие под именем «Покрова  Пресвятой Богородицы».

Такова в кратком виде история нынешнего праздника.

Какая же назидания, братие, можно извлечь из истории сего праздника к нашему нравственному руководству?

Прежде всего обратим свое внимание на самое явление Богоматери со множеством святых и ангелов. Это явление убеждает нас в том, что небожители принимают участие в событиях мира человеческого, что общение между Церковью земной и небесной — несомненно и что в некоторых исключительных случаях достойным людям души отшедших святых являются видимым образом, как это было с прозорливыми Андреем и Епифанием.

Затем. Богоматерь, святые и ангелы явились во время богослужения и в храме. Это показывает, что молитва есть первое условие общения со святыми и что лучшим местом для этого общения служит храм. Как, следовательно, несправедливы те, правда, немногие из христиан, которые думают, что в посещении храма нет необходимости, что вполне можно ограничиться одной домашней молитвой!

Рассуждающие так добровольно, хотя и бессознательно, лишают себя благодатного воздействия не только со стороны Бога, но и со стороны святых.

Далее. Так как явление Царицы Небесной было в навечерие воскресного дня, то понятно, храм был переполнен молящимися. Тут были: и царь, за свои познания прозванный Философом или мудрым, и патриарх Тарасий, который за святость жизни был впоследствии причислен к лику святых; были люди славные и богатые, но никто из них не видел того, что происходило под сводами храма. Только Андрей и Епифаний, люди самые простые, удостоились быть свидетелями чудесного явления. Так, значит, близко и открыто небо для достойного человека, как бы он ни был низок по своему общественному положению.

Наконец. Святые прозорливцы увидели Богоматерь молящеюся за род человеческий.

Нужно ли распространяться, братие, о том, что Божия Матерь, действительно, — неумолчная предстательница и ходатаица пред Богом за нас грешных? Кажется, достаточно сказать что Богоматерь и не может не молиться за нас, потому что Она — Матерь наша по самому искуплению рода человеческого Ее Божественным Сыном. И если матери земные любят своих детей и заботятся об охранении их от бед и напастей, то не тем ли более любовь эту и при том в высшей степени следует приписать Матери Божией к нам грешным?

Но попечение о нас Божией Матери не ограничивается отдельными лицами, семействами и обществами, оно простирается и на целыя государства. Так, явившись на молитвенное призывание верующих во Влахернском храме, Она вместе с ними молилась Сыну Своему и Богу, покрыла их Своим омофором и защитила от врагов, которых ободренные видением греки прогнали от стен Константинополя.

А сколько подобных же благодеяний, братие, было оказано Царицей Небесной нашему государству через многочисленная чудотворная Ее иконы!

Кто не знает или, по крайней мере, не слыхал о Мамаевом побоище? А между тем сам великий князь Димитрий Иоаннович Донской приписал знаменитую свою победу над Мамаем, одержанную 8 сентября 1380 года, заступлению Богоматери. Памятником такого его убеждения служит основанная им в Москве в честь Божией Матери Донская обитель. В 1612 году всей России угрожали поляки, которые уже были в Москве. Но принесенная из Казани князем Пожарским икона Божией Матери воодушевила русское ополчение, и поляки были изгнаны из русской земли. В память этого на 22 октября установлен праздник Казанской иконе Божией Матери. Из истории 1812 года известно, что накануне Бородинского боя для подъема духа в русских войсках носилась среди них Смоленская икона Божией Матери.

И многое множество известно других случаев, в которых сказались несомненные и очевидные заступление и помощь Богоматери. Не даром в нашем отечестве столько храмов, престолов и икон в честь и славу Царицы Небесной. И все они — немолчные свидетели всегдашнего над нами Ее Покрова.

Если память о скорой Заступнице нашей не должна покидать нас во всякое время, то тем более, братие, мы должны помнить о Ней и слезно просить всесильного Ее Покрова теперь, когда земли русские, немецкие и австрийские поливаются кровью наших братьев, как проливным дождем. Если войны всегда были страшным делом, то что сказать про войны нынешние, когда они уже не ограничиваются сушей и морем, а захватывают на службу себе даже заоблачные высоты? Когда от какого-то страшного газа мгновенно застывают на месте целые роты. Когда в ходу орудия поразительной величины и силы. Когда делу разрушения городов и селений и массового истребления людей служат чудеса техники и искусства. Вот где особенно нужны, братие, всесильный Покров Богоматери и Ее предстательство пред праведным судом Божиим за грешный мир: чтобы скорее закончилась настоящая кровопролитная и небывалая в истории общеевропейская война.

Итак, братие, принявши во внимание обстоятельства времени, забудем пока все свои личные нужды и невзгоды и будем молить Царицу Небесную об успешном для Православной России прекращении войны. Об этом должна быть первая и преимущественная к Ней наша молитва. И только Она, Владычица, может погасить разгоревшийся до невероятных размеров европейский пожар, потому что Она — «Избавление всех зол»; потому что «много может моление Матернее ко благосердию Владыки»; потому что «Ей единой, Пресвятой и Пречистой Матери Божией даровано, да всякое прошение Ея исполнится». Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления