Архипастыри Казанские

Архиепископ Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий)

  Количество просмотров

На кафедре: с 10 декабря 1910 (митрополит с 28 ноября 1917 года) по 8 апреля 1920 (фактически до сентября 1917 года) 

Иван Алексеевич Пятницкий родился 22 сентября 1844 года в селе Брынь Жиздринского уезда Калужской губернии. Закончив Калужское духовное училище и Калужскую семинарию, он в 1866 году поступил в Московскую духовную академию, которую благополучно закончил в 1870 году кандидатом богословия. Два года он служил помощником секретаря Совета в академии, в 1872-1873 гг. преподавал в Мещовском духовном училище в родной Калужской губернии, а с начала 1873/74 учебного года был переведен в Вифанскую духовную семинарию (в Московской губернии, в одной версте от Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии), где провел 17 лет. 6 ноября 1876 года был утвержден в ученой степени магистра богословия. Иван Алексеевич не вступал в брак и 12 ав-густа 1886 года, когда ему было 32 года, был пострижен в монашество, уже через 5 дней рукоположен в иеромонаха, а 1 января возведен в сан архимандрита и назначен ректором Вифанской семинарии. 28 апреля 1891 г. в московском Успенском соборе митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием (Рудневым) рукоположен в епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии.

29 сентября 1892 года владыка Иаков был назначен епископом Уманским, викарием Киевской епархии, а 16 сентября 1893 года, оставшись викарием той же епархии,  переменил титул на епископа Чигиринского. Владыка Иаков был викарием при том же митрополите Иоанникии (Рудневе), который был переведен из Москвы в Киев.

26 января 1898 года он стал епархиальным епископом Кишиневским и Хотинским. Именно во время его пребывания на кафедре в апреле 1903 года произошел знаменитый Кишиневский еврейский погром. 12 августа 1904 года он был переведен в Ярославль с возведением в сан архиепископа, здесь провел тяжелое революционное время, в 1906 году был членом Предсоборного Присутствия и состоял председателем третьего отдела о реформе церковного суда. 25 января 1907 года был назначен архиепископом Симбирским и Сызранским (на Ярославской кафедре владыку Иакова сменил епископ Тихон (Белавин), будущий патриарх).

10 декабря 1910 года архиепископ Иаков (Пятницкий) был переведен на Казанскую кафедру и стал последним дореволюционным епархиальным архиереем.

Именно на его правление пришлись годы Первой мировой войны и обеих революций 1917 года. Он довольно часто выступал с речами и проповедями[1], но практически не ездил по епархии. Очевидно, сказывалось неважное здоровье. Уже в 1912 году ходили слухи о его скором уходе на покой, причем в преемники владыки Иакова на Казанской кафедре кадетская газета прочила архиепископа Волынского Антония (Храповицкого) или Ярославского Тихона, будущего патриарха[2]. Только в 1916 году владыка Иаков дважды «обозрел» епархию с 25 апреля по 3 мая 1916 года, побывав в Ядрине, Козмодемьянске, Чебоксарах. Почти всю поездку он совершил на пароходе, доехав на лошадях только от Козмодемьянска до Михаило-Архангельского черемисского монастыря и обратно. Вторую поездку он совершил с 10 по 16 мая тоже на пароходе, посетив Тетюши, село Богородское (Камское Устье), Лаишев, Чистополь, Мамадыш.

За сложными процессами, которые епархия переживала вместе со всей Россией и Церковью, личные черты архиепископа Иакова не просматриваются. Он не был близок к Распутину, но и не выступал против него, Февральскую революцию и изменения в церковном строе встретил лояльно. Естественно, он принимал участие в подготовке Поместного собора и в его деятельности, но ничем особенным себя не проявлял. 28 ноября указом только что избранного патриарха Тихона он, вместе с тремя другими архиереями, был возведен в сан митрополита, но это было сделано из уважения к его летам и высокому статусу епархии.

Большевистский переворот, Декрет об отделении Церкви от государства стали первыми из тяжелых испытаний. В конце 1917 – начале 1918 года были закрыты все церкви в учебных заведениях и государственных учреждениях, с начала 1918 года прекратила свою деятельность Казанская духовная семинария. Казанская духовная академия продолжала работать благодаря усердию ректора, епископа Анатолия (Грисюка) и ее профессоров. Начались первые расправы с духовенством. Но каких-то действий самого казанского архипастыря за всеми этими событиями не видно. На страницах опубликованных воспоминаний и писем нет его характеристик или оценок его действий. Митрополит Мануил (Лемешевский), лично знавший владыку Иакова, смог вспомнить о нем только следующее: «Имел тяжелый характер. Любил писать по церковным вопросам, но ни в чем не чувствовалось сердечности. Всегда интересовался, как выгоднее сдавать на хранение деньги».

5 августа 1917 года Казань была занята войсками Народной Армии Самарского правительства Комуча и Чехословацкого корпуса. Митрополит Иаков приветствовал новые власти, благословил сбор средств «в пользу Народной армии» в храмах епархии. В начале сентября красные перешли в контрнаступление, и 5 сентября Казань вновь оказалась под властью боль-шевиков. В первых числах сентября вместе с отступающими частями белых митрополит Иаков покинул Казань и до конца Гражданской войны находился на территории, контролируемой белыми.

В разных изданиях дальнейшая жизнь владыки Иакова излагается по-разному. Согласно митрополиту Мануилу (Лемешевскому), Иаков выехал в Иркутск и проживал там на покое. Но владыка Мануил, как известно, писал свой труд под цензурой советских органов и избегал упоминаний о сотрудничестве архиереев с белыми. На самом деле владыка Иаков, если и был в Иркутске, то недолгое время. В ноябре 1918 года в Томске, который контролировался недавно пришедшим к власти «Верховным правителем России» адмиралом Колчаком, состоялось Сибирское церковное совещание, в котором участвовали 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на этой территории, контролируемой белыми. Основной задачей совещания была организация церковной жизни в епархиях, оказавшихся вне власти патриарха Тихона. Почетным председателем Совещания был избран митрополит Иаков (Пятницкий), а председателем – архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), уроженец Казани, выпускник Казанской духовной академии и, к сожалению, будущий председатель обновленческого Синода. Совещание не высказывало политических оценок. На нем было сформировано Временное высшее церковное управление, которое должно было руководить церковной жизнью до восстановления связи с патриархом и Синодом. Местом пребывания ВВЦУ стал Омск.

Митрополит Иаков не вошел в состав этого управления, но стал временно управляющим Томской епархией. В конце 1919 года, когда Томск был занят красными, владыка Иаков был назначен временно управляющим Томской епархией уже указом патриарха Тихона. К марту 1920 года органами советской власти в Томске были закрыты духовная семинария и духовное училище, был конфискован и архиерейский дом. Теперь кабинет митрополита находился на хорах кафедрального собора, а жил он «в холодной, темной комнате, лишенной примитивных удобств и приспособлений». В марте 1920 года он уже официально стал митрополитом Томским, а в начале следующего, 1921 года, был по прошению уволен на покой и назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве – в это время ему было 77 лет.

В марте 1922 года владыка Иаков был арестован, несколько дней провел в тюрьме, но скоро был отпущен. По официальной версии, он вновь попросился в Томск, в женский Иоанно-Предтеченский монастырь, но, вероятно, был туда выслан. Противоречивы и сведения о смерти владыки. По одним данным, он скончался после неудачно проведенной операции, по другим – умер в Томске под арестом. Неизвестна и дата его кончины – называются и 1922 и 1923 годы. Как утверждают авторы книги о томских архиереях, «…по свидетельствам старожилов, владыка Иаков умер в Томске в Иоанно-Предтеченском женском монастыре в 1922 или 1923 гг.»[3]. 

1. Слово, произнесенное при первом посещении Казанской духовной академии // Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1911. – № 13; Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Анастасию // Там же. – 1912. – № 11; Речь, произнесенная в Казанском Благовещенском кафедральном соборе при вручении жезла Преосвященному Леонтию, епископу Чебоксарскому // Там же. – 1914. – № 41.

2. Камско-Волжская речь. – 1912. – № 37.

3. Исаков С.А. Дмитренко Н.М. Томские архиереи. Биографический словарь. – Томск, 2002. – С. 59.

Вернуться к списку

Последние добавления