Преподобные Савватий и Герман отплыли на необитаемые Соловецкие острова в 1429 году. Прожив в уединении шесть лет, преподобный Герман вернулся на побережье для пополнения насущных припасов, а преподобный Савватий продолжал свои подвиги в одиночестве.
Предвидя приближение кончины, преподобный Савватий в поисках священника уплыл с острова на побережье. Там, у реки Выг, в местности, называемой Сорка, он встретил обходившего этот край игумена Нафанаила. Исповедавшись, получив причастие Святых Христовых Тайн, преподобный Савватий мирно отошел ко Господу 27 сентября 1435 года. Игуменом Нафанаилом и купцом Иоанном преподобный Савватий был погребен при часовне на реке Выг.
Годом позже уроженец Обонежья, молодой инок Палеостровского монастыря Зосима, после знакомства с иноком Германом, спутником преподобного Савватия, отправился с ним для уединенного жительства на Соловецкие острова. По прибытию в первую же ночь, преподобный Зосима был удостоен пророческого видения, вдохновившего двух иноков на основание Соловецкой обители.
По прошествии нескольких лет, преподобный Зосима, вызванный архиепископом в Новгород, был рукоположен в священный сан и удостоен возведения в сан игумена. В обители не забыли первоначальника этих мест преподобного Савватия. По совету старцев Кирилло-Белозерского монастыря перенести мощи преподобного Савватия (что соответствовало желанию братии Соловецкой обители), преподобный Зосима перевез святые мощи преподобного на место последних его подвигов. Здесь, за алтарем новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, они были положены в землю, где покоились до 1566 года.
Преподобный Зосима преставился к Богу, достигнув маститой старости, 17 апреля 1478 года. Братия погребли своего игумена за алтарем Преображенского храма.
Через несколько десятилетий Церковный Собор при митрополите Московском Макарие 26 февраля 1547 года определил совершать всецерковную память Соловецким преподобным каждому в день его кончины: Савватию — 27 сентября, Зосиме — 17 апреля.
Известны сведения, согласно которым первое обретение мощей преподобных отцов было 2 сентября 1545 года. Вероятно, это связано с подготовкой к канонизации этих подвижников на Соборе 1547 года.
Прославленный игумен Соловецкого монастыря священномученик Филипп (Колычев; U 1569 г.), ставший настоятелем в 1548 году, много потрудился во славу обители. Святым игуменом Филиппом был обнаружен чудотворный образ Богородицы Одигитрии, принесенный на остров преподобным Савватием, а также его каменный крест. Эти святые реликвии были установлены у мощей преподобных: икона — у гробницы святого Савватия, а крест — в часовне святого Германа. Было также пополнено житие преподобных описанием чудес, совершившихся при их гробницах.
Торжество перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день праздника Преображения, после освящения Преображенского собора 8 августа 1566 года. Подготовлено и вдохновлено оно было святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским (U 1569 г.; память 9 января, 3 июля и 5 октября). Мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь.
Жил в правление императора-иконоборца Льва Армянина. За верность православной вере и поклонение св. иконам ему пришлось перенести от еретиков много скорбей. В 815 г. святитель был сослан в заточение, где и скончался как исповедник.
Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII в. Был сопостник преподобного Алипия Печорского (U ок. 1114 г.). В «Сказании о святых иконописцах» говорится, что он написал много чудотворных икон, находящихся в Русской земле. В 9-й песни канона службы Собору Киево-Печерских преподобных, почивающих в Ближних пещерах, преподобный Григорий называется византийским, возможно, он был в числе иконописцев, прибывших из Константинополя в Киев для украшения Великой церкви монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Родом с острова Крит из г. Равкии, св. Мирон сначала был простым земледельцем. С усердием возделывая землю, святой приобрел благосостояние, употребляя достаток свой на дела благотворения неимущим, а сам со своей семьей довольствовался лишь необходимым. С такой нестяжательностью св. Мирон соединял незлобие и снисходительность к ошибкам и порокам людским. Так, увидев однажды на своем гумне семь воров с переполненными житом мешками, святой кротко обошелся с ними и даже помог им поднять мешки.
За добродетельную жизнь и милосердие св. Мирон был рукоположен в пресвитера, а потом поставлен и епископом. Он усердно поучал паству свою вере Христовой и благочестию, укреплял мучеников в их подвиге и прославился чудесами. Дожив до глубокой старости, святитель Мирон скончался ок. 350 г., имея 100 лет от роду.
Родился в Вифлееме и с раннего детства изучал Священное Писание под руководством св. Симеона Богоприимца. Господь Иисус Христос избрал Матфия в число 70 Своих учеников. По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число Двенадцати апостолов вместо Иуды Искариота.
После Сошествия Святого Духа апостол проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее. Из Иерусалима вместе с апостолами Андреем и Петром он ходил в Антиохию Сирийскую. Был в каппадокийском городе Тиане и Синопе. Во время третьего путешествия апостола Андрея Матфий был с ним в Эдессе и Севастии. По преданию, св. Матфий был в Западной Грузии, Македонии, подвергаясь многократно смертельной опасности.
Апостол вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом Христова учения. Он творил великие чудеса Именем Господа и обратил многих к вере во Христа. Около 63 года апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями.
Родом из Александрии. За исповедование Христа был схвачен и предан жестоким мучениям, после которых осужден на сожжение огнем. После кончины св. мученика тело его было найдено нисколько не поврежденным.
Ученик преподобного Пахомия Великого († 348 г.; память 15/28 мая), подвизался в Египетской пустыне (никаких других сведений о нем не сохранилось).
Главный из семи диаконов Римской Церкви, архидиакон архиепископа Сикста. Родом из Испании, пострадал за Христа в Риме при императоре Валериане в 258 г.
За свою богоугодную жизнь св. Лаврентий имел от Господа дар врачевания недугов, в особенности возвращать зрение слепым. Получив предсказание от святителя Сикста (память 10/23 августа) о своих мучениях и раздав по его повелению нуждающимся церковное имущество, св. Лаврентий претерпел за Христа жестокие муки. С твердостью и благодарением перенося страдания, он обратил ко Христу воина Романа и надзирателя римских темниц Ипполита, также принявших мученические венцы. После жестоких мучений святой был сожжен на медленном огне. Мощи св. мученика Лаврентия находятся в Риме.
Пострадал за Христа в 258 г., при императоре Валериане, вместе со св. мучениками Агапитом, Феликиссимом, Лаврентием и Романом. Святитель Сикст, грек, был возведен на римскую кафедру после мученической кончины святого епископа Стефана (U 257 г., память 2/15 августа).
Во время гонения на христиан св. Сикст был схвачен и брошен в темницу вместе с двумя диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда их вели в темницу, то св. Лаврентий, главный из семи диаконов Римской Церкви, хотел также пострадать с ними, но св. Сикст повелел ему раздать церковное имущество бедным и предсказал, что ему предстоит претерпеть более тяжкие страдания. Св. Лаврентий находил нуждавшихся христиан, помогал им и исцелял их недуги. Так, он исцелил болящую Кириакию, страдавшую головной болью и отверз очи слепому. Услышав, что святителя Сикста и диаконов привели на суд, св. Лаврентий пришел туда же и сказал, что выполнил поручения и раздал сокровища. Услышав о сокровищах, воины заключили св. Лаврентия в темницу.
Святитель Сикст и диаконы Феликиссим и Агапит были усечены мечом. В темнице св. Лаврентий исцелял больных и многих крестил. Пораженный эти начальник тюрьмы Ипполит крестился вместе со всем своим домом. Воин Роман уверовал во Христа, увидев Ангела, который помогал св. Лаврентию во время мучений. Он пришел в темницу, принес водонос с водой и принял святое крещение от архидиакона Лаврентия, после которого получил мученический венец: его усекли мечом. После это св. Лаврентия предали еще более страшным мучениям: его положили на железную решетку, под которой разожгли сильный костер. Среди этих истязаний он предал душу свою Богу.
Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый. Калужский начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорит о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.
В 1505 году Калуга, находящаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещан-ным Иоанном III (1462-1505 гг.) как удел своему сыну Симеону(1505-1518 гг.).
В доме этого калужского князя и жил по временам блаженный Лаврентий. Главное чудо святого также связано с именем Симеона Иоанновича. О жизни самого князя летопись говорит так: “В лето 6995 (1487 г.) месяца марта в 21 день, в 7 час дни, родися великому князю Ивану Васильевичу сын Симеон”. А через 25 лет он, уже Калужский правитель, “въсхоте бежати в Литву от брата своего великого князя Василия Иоанновича всеа Руси, и князь велики сведав то, посла к нему и велел ему у себя быти, и хоте на него опалу свою положити; князь же Семен Иванович за свою вину начят бити челом государю великому князю, и князь велики пожаловал его по печалованию Симона митрополита всеа Руси и братии своей и владык, и вины ему отдал; а людей его, бояр и детей боярских, всех переменил”.
Через два года Симеон Иоаннович уже участвовал в предпринятом великим князем походе за возвращение от поляков Смоленска: “1514 г. Того же лета, июня 8, князь велики Василей Иванович всея Руси пошел с Москвы в третей ратью (третий поход) к граду Смоленску, а с ним братиа его князь Юрий и князь Семен Ивановичи; (...) да и Смоленск взя”.
То, что братья помирились окончательно, подтверждает следующая запись летописца: “1518. Тоя же весны, мая, князь велики Василей Иванович государь всея Руси был во своей вотчине на Волоце на Ламском, а с ним братия его меншая, князь Семен Иванович да князь Ондрей Иванович, на свою потеху”.
Но это было последнее известие о Калужском князе. Скончался он 26 июня 1518 года.
В более поздних свидетельствах князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и, в свою очередь, получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: “В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме внезапно крикнул громким голосом: “Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов”; и схватив (топор) ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: “Не бойтесь”. В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: “Оборонил князя от псов”. Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощию побеждены враги, напавшие на Калугу.
С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и в овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше — там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь, в полуверсте от города его времени (ныне — городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания Богослужения прокопан был у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: “Святой праведный Лаврентий иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставися в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день”. На месте подвигов его, вероятно, князем Симеоном, устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: “Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый”. Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия. В монастыре хранилось Евангелие 1686 года с подписью: “Царевна Татиана Михайловна пожаловала в обитель преподобного Лаврентия чудотворца”. Благочестивая сестра царя Алексея Михайловича известна также тем, что была сторонницей реформ Святейшего Патриарха Никона (U 1681 г.). В монастыре было 3 церкви, колокольня, настоятельские и братские кельи, а вокруг монастыря — каменная стена с башнями.
Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697, архимандрит с 1708; U 1722 г.). Иеромонах Карион Истомин был усердным помощником Патриарха Адриана.
Первое из чудес относится к 1621 году. Это — исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно говорил и стал совершенно здоров, как прежде.
1 июня 1622 года праведный Лаврентий исцелил бесноватого жителя Калуги Стефана. Однажды родные вели Стефана в обитель помолиться праведному Лаврентию, но бесноватый, устрашаемый злыми духами в виде лютых зверей, устремлявшихся растерзать его, сопротивлялся. Близ церкви Богоявления Господня внезапно явился Стефану Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел идти в монастырь Рождества Христова, к своему гробу. Страждущий исполнил повеление угодника Божия, пришел, приложился ко гробу и по окончании молебна возвратился в дом свой здоровым.
В 1632 году у гробницы блаженного Лаврентия получил исцеление другой бесноватый. Он был так сильно мучим бесом, что во время своего трехдневного пребывания в монастыре устрашил всех монахов. Но на 4-й день, за Богослужением, во время пения Херувимской песни, страдалец получил совершенное избавление от бесовского томления.
По молитвам блаженного Лаврентия Калужского совершались исцеления глазных болезней.
Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием — лихорадка.
Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильную помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.
Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали “пределом наступления и началом отступления и гибели врага”, — как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.
Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.
Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение 15000 человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой — святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну. И после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.
Кроме 10 августа, дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, которое получил боярин Л. А. Кологривов в 1721 году.
Пострадал за Христа в 304 г. при императорах Максимиане и Диоклетиане.
Усердно исполняя диаконское служение, св. Евпл постоянно проповедовал истинную веру. Он всегда имел с собой Евангелие и, ходя из дома в дом, читал людям о чудесах Господа Иисуса Христа. Однажды в Катану явился отряд язычников для выявления тайных христиан. На св. Евпла донесли, и он был взят под стражу. Но ни убеждения, ни жестокие пытки не смогли победить непреклонность мученика. Тогда мучители обрекли его на медленную смерть от голода и жажды. Страдальца заключили в тюрьму и запечатали дверь. Через семь дней, почувствовав нестерпимую жажду, святой стал усердно молиться Богу, и внезапно в темнице появился источник воды. Когда воины отворили двери темницы, то ужаснулись, увидев, что темница полна воды, которая исчезла по мановению руки святого.
Узнав, что св. Евпл жив, градоначальник повелел отсечь ему уши, а затем и голову. Его святое тело было погребено христианами, и при гробнице св. Евпла происходило множество исцелений.
Подвизались иноками в Киево-Печерской обители в XI веке и были соединены между собою тесной дружбой.
Св. Феодор, раздавший бедным свое богатое имущество, впоследствии искушаемый диаволом, начал жалеть об этом. Преподобный Василий, иеромонах, своими молитвами и наставлениями избавил его от страсти сребролюбия. Оба инока скончались в 1098 г. от ран, нанесенных им князем Мстиславом Святополковичем, который несправедливо заподозрил их в своекорыстном сокрытии найденных ими сокровищ.
Через год к Мстиславу во время междоусобной войны, неожиданно сквозь отверстие доски пораженный стрелой в грудь, сказал: «Умираю за преподобномучеников Василия и Феодора».
Пострадала за Христа в Риме при императоре Диоклетиане в 295-296 гг.
Св. Сосанна была единственной дочерью римского пресвитера Гавиния, родственника Диоклетиана. Отличаясь умом и телесной красотой, она была избрана для брака с Максимианом Галерием (приемным сыном Диоклетиана, будущим императором), но из любви ко Христу, сохраняя свое девство, отказалась от этого предложения. Тщетно пытался Диоклетиан склонить святую деву к супружеству.
Тогда нечестивый царь дал повеление своему сыну насильно обесчестить святую. Явившись к ней ночью, юноша увидел над ней Ангела и в страхе бежал, не исполнив своего беззаконного намерения.
Св. Сосанну после ее отказа поклониться идолу без пощады били и, наконец, усекли мечом в родительском доме. Мощи святой находятся в Риме в церкви ее имени.
Дядя св. мученицы Сосанны. Пострадал за Христа вместе с ней и другими (Максимом, Клавдием, Препедигной, Александром, Куфием), бывшими с ними мучениками, при императоре Диоклетиане (284-305 гг.).
Пострадал за Христа в Никомидии в 305-306 гг. Будучи сродником св. мученика Аникиты, святой Фотий, видя его подвиги и чудеса, также твердо исповедовал Христа и обличил идолопоклонников. За что ему приказали отсечь голову. Но поднятый меч поразил самого палача. Тогда святых приказали бросить в огромную раскаленную печь, но они сами вошли туда первыми, где с молитвой на устах предали души свои в руки Божии. Тела их оказались совершенно неповрежденные огнем.
Жил в г. Комане, близ Неокесарии. Его богоугодная жизнь была сокрыта от людей. Святой Александр, будучи прекрасно образован, избрал ради Бога добровольную нищету. Он кормился делами рук своих, делая уголь, за что стал предметом шуток и забавы детей. Но Господь, видя смирение святого, благоволил еще во время земной жизни прославить его.
Он удостоил св. Александра епископского сана. Он говорил поучения для народа, речь его отличалась простотой, глубиной и назидательностью. Однажды аттическому философу который смеялся над простотой речи святого, было видение: перед ним явилась стая очень красивых голубей, испускавших сияющий блеск, и при этом был голос: «Это слова Александра епископа, над которыми ты смеялся».
Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане св. епископ был схвачен и принуждаем к идолопоклонству. Но он не отвергся истинного Бога, за что после жестоких мучений был брошен в огонь, где и принял кончину за Христа.
Вместе со св. мучеником Капитоном был усечен мечом в местности Оливр близ Константинополя.
Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Евфимович Коноплёв) родился в 1858 году в Юго-Кнауфском заводе Осинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье старообрядцев-беспоповцев.
В автобиографии, в которой преподобномученик описал свои поиски истины и приход в Православную Церковь, он так рассказывал о себе: «На десятом году я выучился грамоте; молился с беспоповцами, со стариками и простолюдинами; когда стал приходить в возраст, полюбил читать Божественное Писание. Всё свободное время я отдавал чтению книг, покупая их или прося у других для прочтения. И постепенно стал разгораться во мне дух к Богу — я размышлял о вере, о расколе, о Православной Восточной Церкви, размышлял о священстве, без которого, видел, спастись нельзя. В этих думах я забывал всё. Ночью часто вставал на молитву перед иконами Господа Вседержителя и Пречистой Богородицы и молился усердно, горячо, со слезами, просил Господа: «Господи, открой мои очи, дай разуметь путь спасения; скажи мне путь, каким мне идти, научи творить волю Твою». И ещё просил указать, в какой Церкви и через каких пастырей благодать Святого Духа действует».
До тридцати пяти лет Василий был постоянно в размышлении о Церкви, стараясь уразуметь Евангельские, апостольские и прочие Писания, находя их зачастую несходными с писаниями о Церкви и священстве у старообрядцев. В это время он много путешествовал, посещал старообрядцев-беспоповцев, присутствовал на их беседах. Перелом в поисках истины совершил чудесный случай в неделю Всех святых, когда Василий уехал в Саратовскую губернию в старообрядческую обитель.
Там он усердно молился: «Милостиве Господи, как мне уразуметь о Церкви Твоей святой; не хочу быть раскольником, но не знаю, как уразуметь раздоры церковные, не знаю, какая половина ошибается, то ли старообрядцы что-то недопонимают, то ли Церкви Восточная или Греко-Российская погрешают. Господи, покажи мне чудо, разреши мои сомнения и недоумения; если Церковь Российская за перемену в обрядах не лишилась благодатных даров, то во время торжества духовенства на Белой Горе, во время их молебна, пошли, Господи, в это знойное время дождь обильный на землю, чтобы мне уразуметь, что через их пастырей действует благодать Святого Духа». И, действительно, по дороге домой он услышал разговор, что на Белой Горе среди торжественного молебна сошёл на землю обильный дождь.
В результате своих поисков Василий Коноплёв в 90-х годах XIX века через таинство миропомазания присоединился к Православной Церкви. Соединился с Церковью и его отец Евфим Тихонович — ему было тогда семьдесят пять лет — а также младшие его братья Антон и Павел с женами и детьми и семейство старшей сестры. Всего присоединилось девятнадцать человек.
В ноябре 1893 года Василий был пострижен в рясофор, и поселился на Белой Горе. Постепенно к нему стали собираться все желающие монашеского жития. К 1894 году собралось двенадцать человек. 1 февраля 1894 года Василий принял постриг в монашество с именем Варлаам, а на следующий день он был рукоположен в иеродиакона. 22 февраля во время освящения престола в малом храме во имя Святителя Николая его рукоположили в иеромонаха.
С этого времени отец Варлаам был назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой Горе, получившего впоследствии название Уральского Афона. Он восстановил Православное уставное Богослужение и, памятуя, что монастырь миссионерский, поставил на должную высоту проповедь, которая звучала в нём утром и вечером. Ни одно богослужение не оставалось без поучения.
В 1913 году пермский священник Иаков Шестаков писал о батюшке: «Отец Варлаам — руководитель совести, это лицо, которому поручают себя люди — миряне, точно так же, как монахи, ищущие спасения и сознающие свою немощь. Кроме того, к отцу Варлааму, как вдохновенному руководителю, обращаются верующие в трудном положении, в скорбях, в часы, когда не знают, что делать, и просят по вере указания. Отец Варлаам отличался особой опытностью, аскетизмом, крепостыо духа и детским незлобием. Молва о его мудрости росла; к нему стал стекаться народ со всей Пермской губернии, пошли даже инородцы из глухого Закамскаго края... Каждый, приходя к отцу Варлааму, выносит сильное незабвенное впечатление: в нём есть неотразимая сила. Аскетические подвиги и трудовая жизнь изнурили здоровье батюшки, но он никому не отказывал в совете. Великие таинства совершались в его тесной келье: здесь возрождалась жизнь, утихали скорби и текли слезы умиления и радости. Четверть века Белогородская обитель утешала страждущих.
В первых числах июня 1917 года в обители состоялось последнее величественное торжество — освящение Белогорского собора. Были посланы приглашения всем благодетелям и посетителям обители, а также отпечатаны и разосланы по всей России извещения о предстоящем торжестве. 2 июня в обитель приехал священномученик епископ Пермский Андроник (Никольский, память 7 июня); 5 июня стали прибывать в монастырь из окрестных селений крестные ходы с многочисленными богомольцами. Пройдя долгий путь при дневном летнем зное и пыли, они не выказывали утомления, лица многих были радостны, на них лежал отпечаток какого-то неземного состояния. Храмы не вмещали паломников, и богослужения совершались прямо под открытым небом; всенощные, панихиды или молебны — повсюду славилось имя Божие. И сама природа, казалось, внимала этому дивному зрелищу; не было ветра, свечи не гасли, так было тихо и хорошо.
Прошёл год со времени освящения собора. В августе 1918 года большевики захватили обитель. В главном алтаре собора красноармейцы разворотили и осквернили престол. В келье архимандрита Варлаама устроили отхожее место, а иконописную мастерскую превратили в театр, где монастырских мальчиков-певчих заставляли петь светские фривольные песни. Многие монахи были после зверских пыток убиты.
12 (25) августа красноармейцы арестовали настоятеля монастыря архимандрита Варлаама и по дороге в уездный город Осу расстреляли его. Мученическую кончину приняли и многие монахи обители. Их имена: иеромонахи Сергий, Илия, Вячеслав, Иоасаф, Иоанн, Антоний; иеродиаконы Михей, Виссарион, Матвей, Евфимий; монахи Варнава, Димитрий, Савва, Гермоген, Аркадий, Евфимий, Маркелл; послушники Иоанн, Иаков, Петр, Иаков, Александр, Феодор, Петр, Сергий, Алексий. Могилы мучеников были скрыты властями и пребывают в неизвестности.
Прославлены в 1998 году как местночтимые святые Пермской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда) и вскоре после рождения лишился своего родителя. Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества. В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц.
В 1761 г., на 37 году жизни иеромонах Тихон, по явному указанию свыше, был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763-1767 гг.) самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все время своего епископства он усердно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников. В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединенный со множеством всяких бесчинств. Однажды святитель неожиданно явился на народную площадь среди самого разгара веселья и начал обличать бесчинников. Его слово так подействовало, что праздник более уже не возобновлялся.
Между тем усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767-1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре. Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: “Господи пощади. Господи помилуй!” Непременно каждый день он читал по нескольку глав из Священного Писания (особенно пророка Исаию), а в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем наделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. Тут горькие слезы начинали течь из его глаз. По природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлобив. До земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, когда кто наносил ему какое-либо оскорбление. Раз, в доме знакомого, он вступил в беседу с одним дворянином вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к Православной вере и после стал добрым христианином.
Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседников. В 1778 году, когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет. “Господь Бог во многих случаях его слушал”, — писал келейник святителя Тихона. Особенно святитель любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, помогал разоренным. Из монастырской слободы его навещали дети. Он учил их молитве, а после беседы оделял деньгами. Блаженная кончина святителя Тихона последовала 13 августа 1783 г. Через 63 года были открыты его нетленные мощи, а в 1861 г. его причислили к лику святых. Среди письменных трудов святителя Тихона Задонского особой популярностью пользуется сборник коротких поучений, полных примеров из жизни, называемый: “Сокровище духовное, от мира собираемое”.
Святой Максим родился в Константинополе от благородных родителей и получил отличное образование. При императоре Ираклии (610-641 гг.) он состоял в числе царских советников. Видя распространение ереси монофелитов (монофелиты отвергали человеческую волю в Иисусе Христе, чем умаляли значение Его крестных страданий), которой заразился и сам император, он оставил царский двор и поступил в монахи в Хрисопольский монастырь. Впоследст-вии преподобный Максим стал настоятелем этого монастыря.
Глубокомысленный богослов своего времени и строгий защитник Православия, Максим очень умело и успешно доказывал неправильность монофелитской ереси, за что много раз подвергался гонениям со стороны врагов Церкви. Доводы преподобного Максима в пользу Православия были так сильны, что после публичного диспута о вере с монофелитствующим Константинопольским патриархом Пирром, последний отрекся от ереси в 645 году.
Несколько раз его посылали в ссылку и, потом опять вызывали в Константинополь. Еретики от увещаний и обещаний переходили часто к угрозам, поруганию и избиению преподобного Максима. Но он оставался непоколебимым в своих религиозных убеждениях. Наконец ему отрезали правую руку и язык, чтобы он не мог ни словом, ни пером провозглашать и защищать истину. Затем его отправили в заточение на Кавказ. Здесь преподобный Максим скончался 13 августа 662 года, зная заранее время своей кончины.
Преподобный Максим написал много богословских трудов в защиту Православия. Особенно ценны его наставления о духовной и созерцательной жизни, некоторые из которых вошли в «Добротолюбие» (сборник святоотеческих наставлений о подвижнической жизни). В этих подвижнических наставлениях выявляется духовная глубина и проницательность мысли преподобного Максима. От него дошло до нас также объяснение Литургии, имеющее большое богословское значение.
Жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засухи, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обез-доленным: «За дело побьют, повинись, да пониже поклонись, не плачь битый, плачь небитый; за терпение даст Бог спасение». Но не только слова утешения говорил святой, его гневных обличений страшились сильные мира сего. Блаженный говорил знатным да богатым: «Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь».
Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 г. и был погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. У мощей святого угодника Божия стали происходить чудесные исцеления. В 1547 г. в окружной грамоте митрополита Макария предписывалось: «Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». В том же году 13 августа были обретены нетленные мощи блаженного Максима.
Пострадали за Христа в Риме в 258 г. Святой Ипполит был тюремным надзирателем в Риме; уверовал во Христа, видя твердость в страданиях святого архидиакона Лаврентия († 258 г.; память 10/23 августа). Исповедал себя христианином и после мучений скончался, влачимый дикими конями. Святая Конкордия, кормилица св. мученика Ипполита, была засечена железными прутьями. Св. мученики Ириней и Авундий были утоплены в нечистотах за то, что с честью погребли ее тело.
“Страстная” икона получила свое название оттого, что по сторонам лика Пресвятой Богоро-дицы на ней изображены два ангела с орудиями страданий Христовых.
Прославилась же эта икона следующим образом. В селе Палицах Нижегородской губер-нии жила крестьянка Екатерина, которая с самого вступления в замужество была одержима беснованием. Однажды, прейдя в чувство, она обратилась к Богородице с просьбой избавить ее от этой напасти, давая при этом обещание уйти в монастырь. Получив исцеление, она совершенно забыла о своем обете, и вскоре вновь слегла в постель от душевного недуга. Ночью Екатерина увидела Богородицу, которая повелела ей идти в монахини. Екатерина в ужасе не решалась исполнить повеление Божией Матери. Подобное явление повторилось два раза. За ослушание Екатерина была страшно наказана: голова ее обратилась в сторону, рот искривился, и вся она впала в расслабление. Вскоре Пресвятая Богородица снова помиловала ее. Во сне Екатерина услышала голос, повелевший ей идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Богоматери, именуемой Одигитрией, и возвестить ему о чудесных явлениях.
— “Когда помолишься перед этим образом, — сказала Богородица, — получишь исцеление сама, и многие другие”.
По сказанному, Екатерина получила исцеление, и после этого перед иконой стали совершаться многие чудеса.
Икона перенесена в Москву в Страстной монастырь в 1641 году.
В восемнадцатый год после блаженной кончины преподобного Феодосия (U 1074 г.; память 3 мая), совершилось перенесение его нетленных мощей из пещеры в Лаврскую церковь. В 1091 году братия святой, великой и чудотворной Печерской Лавры, собравшись вместе со своим игуменом Иоанном, единодушно решили раскрыть место погребения преподобного Феодосия и перенести его святые мощи в соборный Успенский храм. «Следует нам, братия, — говорили они, — всегда иметь перед глазами нашими честную раку нашего отца и всегда приносить ему достойное поклонение. Не удобно ему пребывать в другом месте кроме монастыря и своей церкви, потому что он основал ее и собрал иночествующих». Найти святые мощи было поручено преподобному Нестору летописцу, который впоследствии описал их обретение.
За три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы игумен Иоанн отвел преподобного Нестора к пещере преподобного Феодосия. Осмотрев пещеру, они определили место, где нужно копать. Игумен обители запретил преподобному Нестору сообщать братии о раскопках, пока святые мощи не будут обретены. В помощь ему отец игумен разрешил взять, кого он захочет. Сам блаженный Нестор о себе так свидетельствует: «Глубоким вечером я взял с собою двух братиев, мужей чудной жизни, — более же никто не знал. Когда пришли в пещеру, то, сотворив молитву с поклонением, приступили, немедля, с пением псаломских песен, к делу. Копать начал я; после продолжительного труда, я вручил заступ другому брату. Так копали до полуночи и не могли обрести мощей святого. Тогда мы начали скорбеть и плакать: сначало думали, что святый не благоволит нам явить себя, эту мысль сменила другая, — не копаем ли мы в другой стороне. И затем стали копать с другой стороны. Наступало утро, ударили в колокол к заутрени, а мы все, не переставая, копали. Вдруг чувствую, что достиг гроба; великий страх напал на меня и я начал восклицать: «Господи, помилуй меня ради преподобнаго Феодосия». Сейчас же послал к игумену сказать: «Прииди, отче, изнести честныя мощи преподобнаго». Когда пришел игумен, я еще прокопал землю и мы увидели святые мощи, нетленно почивающия. Все суставы были целы, лицо светло, очи открыты, уста сомкнуты, головные волосы прилипли ко главе. Возложив мощи на одр, мы вынесли их из пещеры. Открытие святых мощей преподобного Феодосия ознаменовано было дивными знамениями и чудесами. Ночью, когда раскапывали могилу преподобного, многие видели необычайно лучезарный свет над пещерой Феодосия, распространявшийся над великой Лаврской церквию, куда были перенесены его святые мощи».
Чудесное знамение видел в эту ночь епископ Владимирский Стефан, который в 1074-1078 годах был игуменом Печерского монастыря. Он находился тогда в Киеве в Кловском монастыре и знал о скором перенесении святых мощей преподобного Феодосия. Когда епископ Стефан увидел ночью над пещерой большое зарево, то подумал, что начали перенесение без него. Тотчас он сел на коня и вместе с Климентом, игуменом Кловского монастыря, отправился к пещере преподобного. Когда они приблизились к пещере, то увидели над ней множество свечей, но, подъехав совсем близко, не видели уже ничего.
В эту ночь в монастыре Печерском бодрствовали два брата, сторожа, когда игумен тайно с неизвестным им братом перенес честные мощи преподобного; и смотрели они прилежно по направлению к пещере. Когда ударили к утрене в церковное било, они заметили, что три столпа, в виде как бы светозарных дуг, постояв над пещерою преподобного Феодосия, переместились на верх великой церкви, куда преподобный имел быть перенесен. Это видели и другие из иноков, идущих к утрене в церковь; видели и в самом городе многие из благочестивых граждан.
14 августа, к празднику Успения Пресвятой Богородицы, собрались епископы Переяславский Ефрем, Владимирский Стефан, Черниговский Иоанн, Юрьевский Марин и Полоцкий Антоний, а также игумены многих монастырей с иноками и множеством православных мирян. Честные мощи преподобного Феодосия были перенесены с подобающими почестями в приготовленное место на правой стороне притвора Успенского собора обители.
Во время перенесения святых мощей шествие останавливалось для отдыха. Мощи были поставлены на пень дерева. Позднее на этом месте был построен храм во имя преподобного Феодосия, он был расположен так, что пень оказался на месте престола.
От гробницы преподобного Феодосия происходили исцеления болящих, во множестве притекавших к святым мощам. И через 18 лет по перенесении честных мощей преподобный Феодосии собором Русской Церкви причислен был к лику святых и память его торжественно празднуется с того времени всею Русскою Церковию.
Был родом из города Морасфии, к югу от Иерусалима. Свое пророческое служение он начал около 778 года до Р. X. и нес его при иудейских царях Иоафаме, Ахазе и праведном Езекии. Пророк Михей был современником пророка Исаии.
Обличения и предсказания пророка относились как к Иудейскому, так и к Израильскому царствам. Михей предвидел бедствия, грозившие Израильскому царству при его разрушении и Иудее при нашествии царя Сеннахирима Ассирийского. Пророку Михею принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных... И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир» (Мих. 5, 2, 4-5).
Подвизался в XI веке. Был учеником преподобного Ефрема Новоторжского.
Родом с острова Кипр, сын богатых и знатных родителей. Получив хорошее образование и затем, проходя высшие гражданские должности, он удивлял всех чистотой жизни, кротостью, милосердием и красноречием. Сделавшись иноком, св. Маркелл подвизался в Сирийской пустыне, откуда за свою святую жизнь был избран во епископа г. Апамеи. В этом сане святой особенно ревностно распространял святую веру и уничтожал язычество. За разрушение идольских капищ священномученик Маркелл был сожжен язычниками (U ок. 389 г.).
Удивительна была жизнь Пресвятой Девы, дивно и Ее Успение. В час кончины, о котором Богоматери за три дня возвестил архангел Гавриил и передал Ей сияющую райскую ветвь, необыкновенный свет осиял комнату Богородицы. Сам Иисус Христос, окру-женный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу. Тело Ее было похоронено в Гефсиманском саду. При погребении совершилось мно-жество чудес. Иудейские священники пытались разогнать святое шествие, один из них — Афоний, подбежал и схватился за одр, чтобы опрокинуть его. Но невидимый ангел отрубил ему обе руки. Пораженный этим чудом, Афоний раскаялся и св. Петр исцелил его.
Через несколько дней прибыл другой апостол — Фома. Сжалившись над ним, хотели дать ему возможность попрощаться с Пресвятой Богородицей. Отвалили камень от могильной пещеры, но нашли там только погребальные пелены... После трапезы и молитвы в тот же день они увидели Божию Матерь в сиянии Небесной славы: “Радуйтесь! Я с вами во все дни, и всегда буду вашею Молитвенницею перед Богом!..”
Праздник Успения Божией Матери — один из наиболее чтимых в Русской Православной Церкви.
Находилась в Новгороде, в Софийском соборе. Эта деревянная икона — список с константинопольской иконы Софии императора Юстиниана и современна построению Новгородского собора. Икона прославилась чудотворениями. Так, в 1542 г. от иконы получила исцеление женщина, страдавшая глазами, как написано в Новгородской летописи: «Премудрость Божия простила жену, очима была больна». Образ св. Софии есть выражение силы и действия Премудрости Божией, потому и представлена она в огненном виде.
Киево-Печерская икона Успения Богоматери есть древнейшая из икон, чтимых в православной России. Она принесена в 1085 году из Константинополя и, как залог благодатного и всегдашнего предстательства Божией Матери о православной, Российской Церкви, дана от самой Богородицы четырем греческим каменоздате-лям, избранным Ею в строители Киево-Печерского храма в 1073 году.
Построение сего храма сопровождалось многими чудесами. Однажды, в 1075 году, пришли из Греции к преподобным Антонию и Феодосию четыре грека, вручили им икону Богоматери и спросили, где надо строить церковь. Преподобные отцы пришли в недоумение и спросили, по какому случаю они хотят строить церковь и как попали в Киев. Греки тоже удивились, что преподобные ничего не знают о том, и так стали рассказывать: «Мы были еще в Царьграде, когда однажды рано утром, при восходе солнца, пришли к нам благообразные юноши и, разбудив нас, сказали: «Ступайте скорее во Влахерну, там Царица вас ждет». Мы пошли и увидели в Церкви дивную Царицу, окруженную множеством воинов. Она сказала им: «Хочу воздвигнуть Себе церковь в Киеве, — и к нам обратилась: — Ступайте в Киев. Вот вам золото и мощи для основания церкви, вот вам и икона, которая там да наместная будет».
Так Сама Богоматерь вручила России чудотворную икону Успения Своего. Отцы возблагодарили Царицу Небесную, но недоумевали: где построить храм? В одну ночь киевляне, жившие вблизи Печерской обители, услышали в самую полночь глас бесчисленного множества поющих. Все тотчас вышли из своих жилищ и с удивлением увидели над старым Печерским монастырем великий свет и в этом свете целый сонм иноков, которые выходили из старой церкви к тому месту, где ныне стоит храм. Одни несли икону Богоматери, другие шли позади иконы со светильниками и священным пением, впереди всех шел преподобный Феодосий. Дойдя до избранного места, иноки совершили на нем пение и молитву и возвратились в старую церковь. По этому дивному видению ясно открылось благоволение Богоматери к указанному месту.
Непостижимыми чудесами воздвигнута была церковь во имя Успения в монастыре Печерском, недоставало только иконного украшения. Сама Богородица пеклась и об устройстве иконостаса. Опять в Царьграде было видение некоторым благочестивым иконописцам: их наняли преподобные Антоний и Феодосий писать иконостас в Киеве. Иконописцы поплыли к Киеву, но близ Киева увидели в сонном видении Киево-Печерскую церковь и так испугались ее громадности, что хотели возвратиться в Царьград. Но ночью ладья их проехала против течения столько, сколько и в три дня трудно проехать. В следующую ночь они увидели во сне чудотворную Киево-Печерскую икону, от которой услышали голос: «Что всуе мятетесь, не покоряясь воле Сына Моего и воле Моей? Если преслушаете Меня и задумаете бежать, то я возьму вас с ладьею и поставлю у моей церкви: тогда вы не выйдете уже оттуда, но, постригшись, кончите жизнь свою в монастыре, а я исходатайствую вам милость в будущем веке». Иконописцы и после этого дивного видения хотели бежать вниз по Днепру, но, сколько они ни плыли, к каким берегам ни приставали, ладья их всегда останавливалась у монастыря. Наконец покорились они воле Пресвятой Богородицы и принялись за украшение иконостаса. Невидимая сила помогала им.
Среди всех бедствий, каким подвергалась в различные времена святая обитель, чудотворная икона Успения Богоматери сохранилась невредимою. Пред сею древнею святынею молился Петр Великий, отправляясь под Полтаву, и по возвращении с Полтавской битвы приносил пред нею благодарение за дарованную победу. Получив известие о пожаре, опустошившем лавру Киево-Печерскую в 1718 г., да он спросил, цела ли чудотворная икона Богоматери. И, когда услышал, что икона спасена, сказал: «И так все сохранилось!»
В тяжкие и опасные годины города Киева и отечества икона сия вносится вне монастыря вокруг города. В 1812 году она также была обносима вокруг Печерской обители. Икона утверждена на шелковых шнурках над царскими вратами и опускается в известное время для молящихся; пред нею день и ночь неугасимо горит лампада. Икона изображает Божию Матерь, почившую на одре; пред одром стоит Евангелие, около главы и стоп Богоматери по пяти апостолов. Св. Петр предстоит у главы Ее с кадилом; апостол Павел изображен припадающим к стопам Ее. У средины одра изображен Спаситель, принявший на руки душу Богоматери. Около главы Его изображены два крылатые ангела, приникающие к одру с обручами в руках. Вся икона, кроме лиц и рук, покрыта ризою из чистого золота, украшенною крупными алмазами, бриллиантами и другими драгоценными каменьями, и вставлена в большой серебряно-золоченый круг, на котором изображены по сторонам два ангела, придерживающие икону; а вверху — Бог Отец и под Ним Дух Святой в виде голубя. По имени храма, созданного в Киеве над пещерами, икона называется Киево-Печерскою, по месту же первоначального ее явления — Влахернскою и прославлена неисчислимыми чудесами. Ежегодное празднование этой иконе совершается с 1085 г., когда она была принесена греческими зодчими в Киев.
Имеет несколько названий, чаще всего упоминаются: Панагия (Всесвятая), Крымская и Мариупольская. Явление иконы произошло в середине XV века в Крыму, в горном ущелье около города Бахчисарая. Местные жители, греки и генуэзцы, однажды ночью увидели на скале горящую свечу и, поднявшись, обрели образ Богоматери. Сразу после явления иконы Богоматери, напротив места ее чудесного обретения, в скале, был устроен храм, освященный в честь Успения Богородицы, так как явление образа последовало 15 августа, и впоследствии возникла монашеская обитель — Успенский скит. И стало это место почитаться не только христианами, но даже и татарами.
В 1779 г., при переселении греков в пределы России, они взяли с собой и чудотворную икону Божией Матери и перенесли ее в город Мариуполь, а на месте явления осталась точная копия с чудотворной иконы, которая тоже источала множество чудес и исцелений.
Правитель сирийского города Эдессы Авгарь был поражен по всему телу проказой. До него дошел слух о великих чудесах Господа. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этой целью был отправлен слуга. При встрече Спаситель Сам подозвал слугу, назвал его по имени и передал для Авгаря письмо, в котором обещал прислать ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, на котором тотчас отпечатался Его Божественный Лик.
С благоговением принял Авгарь от апостола Фаддея святыню, от которой получил затем исцеление. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь установил его в нише над городскими воротами. Много лет жители города хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, впавший в идолопоклонство, решил снять Образ. Господь повелел Эдесскому епископу скрыть Его изображение. Ночью епископ поставил перед Образом лампаду и заложил Его доской и кирпичами. Вскоре жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой осадил Эдессу, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который впоследствии и спас город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ, перед ним горела лампада, а на доске отпечаталось подобное изображение.
В 630 году Эдессой овладели арабы, а в 944 году император Константин Багрянородный выкупил Образ у эмира и со всякими почестями перенес в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фарросской церкви Пресвятой Богородицы.
Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов.
Был родом из г. Тарса (в Киликии) и занимался врачеванием больных в г. Никее, просвещая врачуемых Христовою верою.
Император Диокле-тиан послал воинов, чтобы взять святого на мучения. Но они, пришедши, нашли св. Диомида уже умершим о Господе; однако отсекли мертвому голову, чтобы отнести ее императору, но тот же час лишились зрения. Когда же они отнесли главу святого назад, то зрение снова чудесно возвратилось к ним. Св. Диомид призывается в молитвах при таинствах елеосвящения (соборования).
Подвизался в пустыне Египетской в 4 веке, скончался более 100 лет от роду.
По преданию, Феодоровская икона написана святым евангелистом Лукой. Первоначально она была обретена святым князем Георгием Всеволодо-вичем в часовне близ Городца (впоследствии — Нижегородской губернии). При нашествии Батыя Городец вместе с другими городами был опустошен и сожжен, жители же его перед тем бежали, а икону не успели взять с собой. Но в 1239 году она сама явилась костромскому князю Василию Георгиевичу в лесу, на сосновом дереве, во время охоты. Оказалось, что икона из Городца скрылась, и жители Костромы видели, как перед явлением ее князю нес ее по городу человек в богатой воинской одежде, очень похожий на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.
На месте явления иконы, на берегу реки Запрудни, основан Запрудненский монастырь во имя Нерукотворенного Образа Господня.
В прежнее время туда ежегодно 16 августа совершается крестный ход в память явления чудотворной иконы.
В 1239 году икона была принесена во Владимир, в Успенский собор. Затем она стала моленным образом святого благоверного князя Александра Невского и находилась при нем во всех походах. После его смерти в 1262 году младший брат князя Василий вернул чудотворный образ в Кострому.
В 1272 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Выступив против татар, князь взял с собой икону Феодоровскую, и враги, пораженные необыкновенным от святой иконы сиянием, пожигавшим подобно огню полчища их, обратились в бегство.
Феодоровская икона Божией Матери для нас особенно достопамятна тем, что в присутствии ее в 1613 году Марфа Ивановна Романова благословила юного сына своего Михаила Феодоровича на Российский престол, потрясенный самозванцами и поляками. Известно, что он не решала дать свое согласие, и архиепископ Феодорит, взяв в руки икону, сказал ему и его матери: “Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере, ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери, не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога”.
При виде лика Богоматери, Марфа Ивановна была глубоко тронута: поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела сына к иконе, благословила его и сказала: “Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним”.
Избранный царь немедленно был возведен на престол. Это происходило в 1613 году, 14 марта, и потому в этот день поставлено праздновать Феодоровской иконе Богоматери.
В Москве в церкви Рождества Богородицы, что “на сенях”, в Кремлевском дворце находилась весьма чтимая икона Феодоровская — список с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Успенском костромском монастыре, принесенный в Москву из Костромы матерью царя Михаила Феодоровича Марфой Ивановной.
В Сызранском Вознесенском монастыре известна была явленная Феодоровская икона Богоматери. Эта святая икона явилась в 1713 году пастухам при верховье источника, находящегося ниже пригорода Кашпира Сызранского уезда, Симбирской губернии. Икона с крестным ходом сначала перенесена была в Кашпир, а потом, по желанию жителей Сызрани, в их город, в монастырский храм.
Кроме того, известны и другие свято чтимые списки с чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, из которых особенно известны в следующих местах: в Нижнем Новгороде в церкви святого митрополита Алексия; в Феодоровском монастыре Балахнинского уезда, Нижегородской губернии; в Казани в Троицкой Церкви, поставлена там Гермогеном, святителем Казанским; в Моршанске, Тамбовской губернии, в церкви во имя Феодоровской иконы Богоматери; в Ярославле в храме во имя Феодоровской иконы Богоматери, созданном во 2-й половине XVII века, а также во многих других местах.
В Москве, кроме списка в Рождественской придворной церкви, находился еще и другой, очень древний и точный, список с Костромской иконы Богоматери — в храме, посвященном Ее имени на Малой Алексеевской улице (что в Рогожской), выстроенном по усердию прихожан в 1748 году.