Святой пророк Елисей жил в IX веке до Р. X. По повелению Господню был призван к пророческому служению святым пророком Божиим Илией и нес его более 65 лет при шести израильских царях. Пророк творил многочисленные чудеса: разделил воды Иордана, сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника, чудесным образом в пустыне снабдил водою войска Израильского и Иудейского царей, выступивших против моавитян, избавил бедную вдову от голодной смерти чудесным умножением масла в сосуде, воскресил ребенка самаритянки. Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами. Скончался св. пророк Елисей в глубокой старости в Самарии. “И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его” (Сир. 48, 15). Через год после его смерти мертвец, брошенный в пещеру, где лежали мощи пророка, воскрес от прикосновения к ним. Пророк Елисей так же, как и его учитель св. пророк Илия, не оставил после себя книг, их проповедь была устной. Дела св. Елисея описаны в 4-й Книге Царств.
Тропарь пророку Елисею
Тропарь, глас 4
Иже во плоти Ангел и пророков начальнику свидетельствова, славный Елисее, дивны чудеса соделал еси, пророче, поспешеством Святаго Духа; силою Илииною исцелив водное естество, звери же погуби пожирающия, и Неемана очисти, и вдовича сына воскресил еси, и всем чтущим тя даруй благодать и исцеление.
Родился в Сицилии. По призванию Божию, еще в молодости, ушел в монастырь на острове Хиос и, приняв иноческий постриг, преуспевал в добродетельной жизни. Всю свою жизнь святой неустанно боролся против иконоборческой ереси, за что переносил не только узы и темницы, но даже раны.
При императоре Феофиле (829-842 гг.) св. Мефодий был предан тяжким истязаниям, а потом сослан на остров Антигон и вместе с двумя разбойниками заключен в глубокой пещере, куда не проникал даже солнечный свет. Там он томился 7 лет.
С воцарением блаженной царицы Феодоры († ок. 867 г.; память 11/24 февраля), почитательницы святых икон, св. Мефодий был освобожден и, как самый достойный из мужей, как крепкий столп правоверия и непоколебимое утверждение благочестия, как украшенный мученичеством воин Христов, был избран патриархом. Святитель Мефодий вместе с праведной царицей Феодорой созвал в 842 г. в Константинополе Поместный Собор, который подтвердил догматические определения VII Вселенского Собора, восстановил иконопочитание и постановил ежегодно торжествовать победу Православия.
Отцы Собора с великим торжеством в первую неделю святой Четыредесятницы внесли честные иконы в церковь Господню. Составленный святителем Мефодием «Чин Православия» совершается в первую неделю Великого поста. И была великая радость во всех местах, где находились православные христиане.
Последние годы жизни святителя прошли мирно, он много трудился, мудро управлял Церковью и своей паствой, восстанавливал разрушенные еретиками храмы, собирал мощи святых, уничтоженные иконоборцами. Скончался святитель Мефодий 14 июня 846 года.
С 1179 г. он единодушно был избран новгородцами в князья и скоро приобрел всеобщую любовь своей храбростью и благородством характера. Пораженный внезапной болезнью, св. благоверный князь Мстислав-Георгий мирно скончался в 1180 г.
Один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского († 1392 г.; память 5/18 июля; 25 сентября/ 8 октября). Ревнуя жить в безмолвии, он, по благословению своего наставника, ушел в пустынное место для подвигов отшельничества. И за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова, в глуши дубового леса на небольшом возвышении среди болота поставил он себе келлию.
В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь преподобного. Подвижническое житие преподобного Мефодия не укрыли болота и леса от ревнителей благочестия, которые вскоре собрались, чтобы под его руководством сделаться достойными будущей награды. В это время преподобный Сергий посетил его и благословил основание обители. Преподобный Мефодий сам трудился при построении храма и келлии, «пеш» нося деревья через речку, которую с тех пор стали называть Пешноша, а за обителью осталось навсегда название Пешношская.
В 1391 г. преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. Поселившиеся здесь иноки вели трудолюбивый образ жизни, сами себе добывая пропитание и исполняя все нужные для обители работы, так что эта обитель по преимуществу была обителью трудолюбия. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. Сам игумен подавал братии пример во всем и был между ними первым по подвигам труда, молитвы и поста. Но строгий по отношению к себе, преподобный был милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем. По временам преподобный, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и здесь уединенно подвизался в молитве. Сюда же приходил к нему для духовных бесед преподобный Сергий, поэтому эта местность названа была «беседа».
Преставился преподобный Мефодий 14 июня 1392 г. и был погребен в основанной им обители.
Подвизался в Соловецкой обители. Жизнь его неизвестна, но известно одно предсмертное обстоятельство, обнаружившее великое благочестие старца.
Когда преподобный, вместе с другими братьями, ловил рыбу в 60 верстах от монастыря, ему предрекли близкую кончину. Святой положился на волю Божию, но сильно скорбел, что не пострижен в великий ангельский образ (схиму). Братия решили везти больного старца в Суму, где было монастырское подворье. Диавол, желая погубить святого, воздвиг на пути множество опасностей, но по ходатайству преподобного Зосимы Соловецкого († 1478 г.; память 17/30 апреля) они благополучно добрались до места. К великому ужасу братии преподобный Елисей скончался. После усердной молитвы к преподобному Зосиме, мертвый ожил и был пострижен в схиму. Причастившись Святых Тайн, он опять почил о Господе.
Спустя более столетия гроб преподобного Елисея обнаружился на поверхности земли, и Господь прославил Своего угодника чудесами исцелений.
Родился в последней четверти XIV в. недалеко от Солигалича в Костромской земле. С ранних лет стремясь к иночеству, в двенадцатилетнем возрасте принимает монашество в одном из галичских монастырей, а затем перешел в Симонов монастырь в Москве.
В 1431 г. за добродетельную жизнь и твердое знание учения Церкви святой Иона был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры, мордвы и муромы, проживавшие в его епархии.
В 1432 г. был избран в митрополиты всея Руси. Когда новоизбранный митрополит отправился к патриарху Иосифу II (1416-1439 гг.) в Константинополь, чтобы принять постановление на митрополию, то оказалось, что незадолго до этого уже был посвящен на русскую митрополию зломудренный Исидор. Недолго пробыв в Киеве и Москве Исидор отправился на Флорентийский Собор (1438 г.), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора. На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского патриарха Григория III (1445-1450 гг.) впервые совершено русскими архиереями в Москве 15 декабря 1448 г. Святитель Иона, вступив на митрополию, с архипастырской ревностью стал заботиться о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы, рассылая учительные грамоты.
Во время осады Москвы ногайскими татарами в 1451 г. святитель Иона совершил крестный ход по стенам Кремля, моля Пресвятую Богородицу о спасении города. И молитва его была услышана.
За свою святую жизнь получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Получив извещение о своей кончине, мирно почил 31 марта 1461 г. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления. Нетленные мощи его были обретены 27 мая 1472 г. и положены в Успенском соборе Кремля.
Церковное предание говорит, что во время Отечественной войны 1812 г. страшное видение у гробницы святителя Ионы ужаснуло французов: чудотворец был обретен с поднятой, как бы грозящей рукой. Поэтому его серебряная рака и подсвечник при ней остались неприкосновенными, тогда как все остальные ценности были похищены.
Отец пророка Исаии, 3-й из 12-ти малых пророков, жил к VIII веке до Р. X. Происходил из колена Завулонова. Простой и неученый, но сильный горней верой и ревностью о славе истинного Бога, пастух был избран Господом на пророческое служение и послан в Израильское царство для обличения нечестивого царя Иеровоама и отступивших от Бога евреев.
За свои обличения и пророчества св. Амос неоднократно переносил побои и изгнания. Особенно ненавидел пророка жрец идольского капища Амасия. Пророк предсказал Амасии и всему дому его скорую гибель, за что подвергся страшному избиению. Еле живой пророк дошел до своего родного селения и скончался.
Жил в XIV в. недалеко от обители преподобного Стефана Махрищского († 1406 г.; память 14/27 июля), и был человек грамотный и начитанный. Желая послужить Богу и жить по Евангелию, он пришел в обитель, пожертвовав ей свое имение, и принял монашество.
Вскоре, по просьбе преподобного Стефана, Суздальский епископ Алексий рукоположил Григория во пресвитера. Удалясь людской злобы, преподобный Стефан, взяв с собой Григория, ушел в Вологодские земли и на реке Авнеге основал монастырь. Великий князь Димитрий Донской († 1389 г.; память 19 мая/1 июня) много пожертвовал на монастырь. Через некоторое время преподобный Стефан возвратился в свою обитель, а преподобный Григорий стал настоятелем Авнежской обители.
Спустя шесть лет после основания, монастырь подвергся набегу татар. Они предали обитель огню, а преподобный Григорий и келарь Кассиан приняли от их рук мученическую кончину (в 1392 г.). В 1524 г. были обретены их нетленные мощи.
Подвизался на реке Сухоне в вологодской земле. 15 июня 1392 г. при набеге татар принял от их рук мученическую кончину. В 1524 г. были обретены нетленные мощи преподобномученика.
Пострадал за Христа вместе со святым мучеником Модестом и святой мученицей Крескентией в Риме при императоре Диоклетиане (284-305 гг.).
Святой Вит, 12-летний сын богатого язычника в Сицилии, будучи уличен в христианстве, предан был мучениям. Отец Вита взял сына к себе и сначала ласками, а потом угрозами принуждал отречься от Христа. Видя непоколебимую твердость св. отрока, отец уже решился умертвить его, но старец Модест, воспитатель Вита, взял святого отрока вместе с Крискентией, кормилицей его, и скрылся с ними в Луканию (в Италии). Открытые здесь гонителями христиан, святые мученики были представлены в Рим, где претерпели снова мучения и завершили их в Лукании около 303 г. Мощи святого Вита были перенесены в Прагу св. благоверным князем Вячеславом Чешским († 935 г.; память 28 сентября по старому стилю) в созданный им в честь св. мученика Вита храм, в котором он был впоследствии погребен.
Молитва мученику Виту Римскому
О святый угодниче Божий, мучениче Вите! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Тропарь мученику Виту Римскому
Тропарь мученику, глас 4
Мученик Твой, Господи, Вите во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости того молитвами спаси души наши.
Кондак мученику, глас 6
Звезда светлая явился еси непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи зарями твоими, страстотерпче Вите, и прелесть погасил еси всю, нам же подавши свет, молися непрестанно о всех нас.
Величание мученику
Величаем тя, страстотерпче святый Вите, и чтем честная страдания твоя, иже за Христа претерпел еси.
Был родом из Киликии. В начале IV века, во время гонения на христиан, святой твердо исповедал христианскую веру, обличая язычников в поклонении бездушным идолам. За что св. Дула был схвачен и подвержен жестоким мучениям: его били палками, жгли на раскаленной железной решетке, строгали тело острым железом, при этом поливали язвы его крепким уксусом, сокрушили челюсти и переломили голени. От сих ран св. мученик Дула скончался на пути в г. Таре, куда его везли для новых истязаний. Тело его было брошено в реку, а после обретено пастухами и погребено с почестями.
Был монахом одной из киновий Египта. Святой отличался необыкновенной кротостью и незлобием. 20 лет он терпел унижения и злословия от всех братий. Оклеветанный в краже церковных сосудов и других преступлениях, св. Дула был лишен иноческого сана и подвергнут истязаниям. Его посадили в темницу, ноги забили в колоды, нещадно били, жгли углями и приговорили к отсечению руки. Но клевета открылась и страстотерпец Дула был отпущен, а через три дня праведник мирно скончался.
Один из учителей и отцов Древней Церкви, оставивший весьма обширное богословское наследие. Родился в 331 г. в городе Стридоне в благочестивой семье. Здесь получил начальное образование, а для дальнейшего усовершенствования в науках Иероним посетил Рим и Галлию. Но, почувствовав пустоту светской жизни, он принял монашество и в 372 г. удалился в суровую сирийскую пустыню Халкис, где стал вести строгую подвижническую жизнь и заниматься изучением Священного Писания.
По болезни преподобный был вынужден переселиться в Антиохию, там он принял священный сан. При посещении Константинополя слушал святителя Григория Богослова († 389 г.; память 25 января/7 февраля), занимался сличением латинских текстов Священного Писания с греческими подлинниками. Совершая паломничество по святым местам Палестины, Сирии и Египта, в 387 г. поселился в пещере в Вифлееме и основал обитель. Здесь он сделал заново перевод на латинский язык книг Священного Писания, известный под названием Вульгата, написал толкования на Новый Завет.
Св. Иероним мирно преставился ко Господу 30 сентября 420 г. на 89 году жизни.
Родился в середине VI века в селе Сикее (в Малой Азии) и от рождения был предуказан как великий светильник миру. С раннего возраста св. Феодор имел желание благоугождать Богу, подвизаясь в посте и молитве. По ночам мальчику являлся св. великомученик Георгий и уводил его в свой храм на молитву, 12-ти лет отрок удостоился видения Спасителя, после которого начал подвизаться еще усерднее.
В 14 лет святой ушел из дома и поселился при церкви св. великомученика Георгия, питаясь лишь просфорой. За свою подвижническую жизнь св. Феодор получил от Бога дар исцелений болезней и власть над бесами, своей молитвой испросил у Бога дождь во время засухи. Желая усугубить свои подвиги, преподобный затворился в тесной пещере, оставив лишь небольшое отверстие для воздуха. Питался он водой и хлебом, которые ему приносил один диакон. Два года провел святитель в затворе в полном молчании. Боясь, что св. Феодор умрет, диакон открыл место затвора преподобного и его извлекли из пещеры полумертвым, но Господь через несколько дней совершенно исцелил его. Весть о подвигах юноши дошла до местного епископа, и он по внушению Св. Духа посвятил Феодора в сан пресвитера, хотя ему было только 17 лет. Отправившись поклониться святым местам Палестины, св. Феодор принял монашеский постриг в Хозевитской лавре и, возвратясь на родину, поселился у церкви великомученика Георгия. Вскоре около преподобного собралась братия, и образовался монастырь. Продолжая нести великие подвиги, святой стал затворяться в тесной железной клетке без крыши, такой тесной, что в ней едва можно было стоять. В этой клетке он в тяжелых веригах стоял под открытым небом от Пасхи до Рождества Христова, а от Рождества до Пасхи затворялся в пещере. Во всю святую Четыредесятницу пищу преподобный Феодор принимал только по субботам и воскресеньям. Подвизаясь таким образом, он получил от Бога власть над дикими зверями: огромный медведь три года приходил к святому и кормился из рук его. По молитвам преподобного совершилось бесчисленное множество чудес: многие больные и прокаженные получали исцеление, из целых областей изгонялись бесы, низводились дожди во время засухи, погибла саранча, опустошавшая поля. Имея дар прозорливости, святитель Феодор предсказал будущую иконоборческую ересь и царствование воеводе Маврикию.
Будучи поставлен епископом Анастасиопольским, преподобный Феодор много потрудился на благо Святой Церкви. Святость преподобного была столь явной, что во время совершения Евхаристии благодать Св. Духа в виде светлой порфиры покрывала Святые Дары. Тяготясь бременем епископства и желая безмолвия, святой через 11 лет оставил кафедру и вернулся обратно в свой монастырь. Сотворив множество великих чудес, предсказав будущие события и свою кончину, мирно почил о Господе в 613 г.
Был членом боярского дома Гербляновичей. Воспитанный при дворце царя Душана, он в 1371 г. был провозглашен князем всей Сербии.
Св. Лазарь много потрудился над устроением разоренной бедствиями страны, заботясь о христианском просвещении и об устроении храмов Божиих. Во время войны с турками святой князь, получив 16 ран, был взят в плен и по приказу султана Баязета обезглавлен в 1389 г. Тело его Господь прославил нетлением.
Родился около 1311 г. близ болгарского города Торнова в семье священника. С детства он стремился к подвижнической жизни. Когда святому было 23 года, по повелению Божию он принял монашество и удалился на святую гору Афон, где подвизался в одном из афонских скитов.
После разорения Афона мусульманами святой вернулся в Сербию и поселился в монастыре Дечаны. 3 октября 1375 г. святой Ефрем был избран патриархом и правил Сербской Церковью в тяжелые времена. Около 1380 г., стремясь к безмолвию и пустынножительству, святой удалился в монастырь святого Архангела Михаила в Призрене, где пребывал в молчании девять лет. С 1389 г. снова управлял Сербской Церковью. После удалился для подвигов в пустынное место около г. Печа. Святитель Ефрем мирно почил о Господе 15 июня 1399 г. Через семь лет после кончины мощи святителя были обретены нетленными.
Епископ, учитель Церкви IV века. Был сыном патриция и благочестивой христианки. По молитвам своей матери и под влиянием святителя Амвросия Медиоланского обратился ко Христу. Став в 395 г. епископом, Августин вел неустанную борьбу против разных ересей, написал несколько богословских трудов.
Особенно известны два его произведения. Первое — «Исповедь», в которой он смиренно и откровенно, с признанием всех своих греховных увлечений, обозревает свою жизнь до самого своего обращения. Таким образом, эта книга в одно и то же время представляет собой и источник религиозного назидания и автобиографию. Другим важным творением является — «О граде Божием», над которым он трудился 14 лет. Здесь он говорит о «граде земном, где государственность и жизнь основываются на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и о «граде Божием, где любовь к Богу доведена до презрения к себе».
Жил во второй половине IV — начале V вв. Родом с острова Кипр, из г. Амафунта (ныне г. Лимассол), сын хлебопека. Из его отрочества известен один случай.
Св. Тихон по милосердию своему к бедным бесплатно раздавал им хлебы, которые пек его отец. Когда отец упрекнул его в этом, отрок ответил, что «дающий Богу, сторицею приимет». Твердо веря слову Божию, Тихон повел отца к житнице и — о чудо! пустые житницы оказались переполненными пшеницей. С тех пор Тихону больше не запрещали бесплатно раздавать хлебы.
За благочестивую жизнь св. Тихон был рукоположен в диакона, а потом хиротонисан на Амафунтскую кафедру. Уча вере и благочестию, силой слова и чудесами своими он обратил к Христу много язычников, а капища, бывшие в окрестностях Амафунта, разрушил.
Известен такой случай из жизни святителя. Однажды, увидев, что из одного виноградника выбрасывают сухие ветви, он собрал их и, помолившись, посадил в своем саду. По его молитвам сухие лозы не только прижились, но и в тот же год принесли обильные и целительные плоды, причем виноград созрел раньше срока. Это происходило и после смерти святителя. Предузнав час своей кончины, св. Тихон мирно скончался в 425 г.
Преподобный Тихон Медынский, Калужский чудотворец, жил в XV веке. Предполагают, что он был родом из “матери городов русских” — Киева.
В юности он пришел в Москву и принял иноческий постриг, по преданию, в Чудовом монастыре. Через неко-торое время, по любви к уединению, он удалился в пустынное место в 17 верстах от города Калуги и в 15 верстах от города Медыни, названия кото-рых позднее стали частью его имени. Место, выбранное святым, находилось на правом берегу небольшой речки Вепрейки, которая пятью верстами южнее впадает в р. Угру.
В последние годы жизни преподобного неподалеку от места его подвигов произошло знаменитое “стояние на Угре” (1480 г.), положившее конец татарскому игу на Руси.
Подвижник поселился в дремучем лесу, в дупле исполинского дуба, простоявшего после кончины святого еще почти четыре века. В начале 1830-х годов дуб был сломлен грозой, а в 1838 году игумен основанной преподобным обители Геронтий устроил над сохранившимся могучим остовом часовню.
Пищей преподобному служили “былии саморос-ленныя” (дикорастущие), а питием — вода из целебного колодца, ископанного им самим при истоке Вепрейки и до сих пор именуемого “кладезем преподобного Тихона”. Известие о святой жизни подвижника привлекло к нему учеников. Вокруг него постепенно стали собираться братия. Владелец тех мест князь Василий Ярославич (внук Владимира Храброго) во время охоты обнаружил жилище святого. Он приказал преподобному немедленно удалиться из его вотчин. Оскорбив отшельника, князь замахнулся на него плетью. Поднятая на святого рука тотчас онемела и осталась неподвижной. Вразумленный наказанием Божиим, князь раскаялся и просил у инока прощения. Получив по молитве святого исцеление, он стал умолять пустынножителя навсегда остаться в его земле и устроить здесь обитель для своих учеников, обещая неоскудно снабдевать ее всем необходимым.
Преподобный Тихон основал пустынь, поставив в ней первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он стал первым игуменом монастыря и управлял братией со смиренномудрием, кротостью и незлобием. Святой игумен питал алчущих, напоял жаждущих, принимал странных, заступался за обидимых. Преподобный Тихон имел дар слез и отличался молчаливостью.
По древнему монастырскому преданию, преподобный Тихон скончался в 1492 году в глубокой старости, приняв незадолго до кончины великую схиму. Год успения святого был отмечен в синодике Лаврентиева монастыря, составленном при царе Феодоре Иоанновиче.
В царствование Иоанна Грозного в Тихонову пустынь был внесен первый царский вклад, в записи о котором основатель обители назван “преподобным”: “Дано в сей монастырь, в доме Пречистыя Богородицы честнаго и славняго Ея Успения и преподобнаго отца игумена Тихона... Евангелие престольно письменное...” Всероссийское празднование памяти преподобного Тихона установлено на Соборе 1584 года.
До Смутного времени мощи преподобного Тихона, по преданию, почивали “на вскрытии” в Успенском деревянном храме, после сожжения которого они были перенесены в единственный уцелевший храм во имя Трех святителей. Разоренная польско-литовским нашествием Тихонова пустынь была восстановлена при царях Михаиле Феодоровиче (1613-1645 гг.) и Алексие Михайловиче (1645-1676 гг.) усердием игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь построены деревянный Успенский собор, а также теплая Никольская церковь с трапезной палатой. В 1677 году Трехсвятительский храм был перенесен в подмонастырскую слободу, а на его месте сооружен каменный Преображенский собор, в котором за правым клиросом были положены под спудом святые мощи преподобного Тихона.
В 1799 году монастырь отошел ко вновь основанной Калужской епархии. 15 июня 1805 года первый архиепископ новооснованной епархии Феофилакт (Русанов) утвердил Службу преподобному Тихону, составленную на основании более древней службы благотворителем монастыря калужанином Сергеем Васильевичем Еропкиным. Текст службы был напечатан для всероссийского употребления в Минее Дополнительной, изданной в Петербурге в 1909 году.
В 1887 году был выстроен над ископанным преподобным Тихоном колодцем деревянный храм в честь Живоносного Источника.
В продолжение XIX века в храме велась запись наиболее значительных исцелений, происшедших по молитвам преподобного Тихона. Большинство исцелений получали больные, одержимые душевными недугами, выздоравливали также многие, страдавшие глазными и детскими болезнями.
На иконах преподобный Тихон Калужский, чудотворец, обычно изображается в схимническом одеянии молящимся перед иконами Спасителя и Божией Матери, укрепленными в дупле большого дуба на фоне выстроенной трудами его учеников величественной обители.
О внешности преподобного Тихона в Иконописном Подлиннике сказано: “Преподобный отец наш Тихон, начальник монастыря Богородицына, иже на Калуге, подобием надсед, брада аки Власиева, ризы преподобническия и в схиме”.
Память преподобного Тихона — 16 июня — благоговейно чтится не только в Калужской земле, но и по всей России.
Преподобный Тихон Луховс-кой, Костромской (в миру Тимофей), родился в пределах Литовского княже-ства и был там на военной службе. В 1482 году, не желая принимать униатство, он ушел из Литвы в Россию. Святой раздал все, что имел, принял постриг с именем Тихон и удалился в Костромскую епархию, в Луховские земли. Город Лух был отдан тогда князю Феодору Бельскому, вместе с которым преподобный Тихон пришел из Литвы. На берегу в урочище Копытовке преподобный Тихон поставил келлию. Когда к нему в пустыню пришли два инока, Фотий и Герасим, преподобный ради них перешел за три версты от Копытовки, на более удобное место. Подвижники добывали пропитание трудами рук своих. Преподобный Тихон искусно переписывал книги, был хорошим токарем. По смирению он так и не принял священства. Скончался преподобный Тихон 16 июня 1503 года, в такой бедности, что ученики не знали, в чем его погребсти. Но к их утешению Суздальский архиерей прислал подвижнику свитку, в которой его и предали земле. Вскоре после его смерти на месте его подвигов устроилась обитель в честь святителя Николая Чудотворца.
В 1569 году при гробе преподобного Тихона начали совершаться исцеления больных, и его мощи были обретены нетленными (празднование 26 июня). Но игумен Константин, который поставил их поверх земли, был поражен слепотой; получив прозрение, он сокрыл мощи преподобного в земле. С того времени началось почитание преподобного Тихона. Житие его с описанием 70-ти посмертных чудес было составлено в 1649 году.
Вместе со св. мучеником Евтропием, чтецом из клира святителя Иоанна Златоуста, пострадал за Христа в начале V века. По изгнании святителя Иоанна Златоуста из Константинополя свв. Тигрий и Евтропий при расследовании дела о пожаре соборной церкви и сенатского здания были схвачены, как приверженцы изгнанного пастыря. Их подвергли жестоким истязаниям, во время которых св. мученик Евтропий скончался, а св. мученик Тигрий был сослан в Месопотамию, где и скончался в темнице.
Священномученик Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганев), епископ Тобольский и Сибирский, родился 25 апреля 1858 года в семье единоверческого священника Херсонской епархии, впоследствии принявшего монашество. Он окончил полный курс юридического факультета в Новороссийске, здесь же прошел курсы математического и историко-филологического факультетов. Затем Георгий поступает в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где и принимает монашество с именем Гермоген. 15 марта 1892 года он становится иеромонахом.
В 1893 году иеромонах Гермоген окончил Академию и был назначен инспектором, а затем ректором Тифлисской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. Не желая содействовать антицерковному и материалистическому духу времени, он поощряет распространение миссионерства среди населения Российской окраины.
14 января 1901 года в Казанском Соборе Санкт-Петербурга отец Гермоген был хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. В 1903 году его назначили епископом Саратовским и вызвали для присутствия в Святейшем Синоде.
Служение Владыки отличалось неослабевавшим горением духа: процветала его трудами миссионерская деятельность, устраивались религиозные чтения и вне богослужебные беседы, программу для которых составлял сам же епископ и он же руководил ими.
Владыка часто объезжал приходы епархии и служил с таким благоговением, трепетом и молитвенным настроем, что люди действительно забывали — на Небе они или на земле, многие плакали от умиления и духовной радости. Во время политических беспорядков 1905 года Владыка успешно вразумлял одурманенных бунтовщиков своими проповедями.
С большой любовью и уважением относился к епископу Гермогену святой праведный Иоанн Кронштадтский, говоря, что за судьбу Православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов, память 28 ноября) продолжат его дело. Предрекая мученическую кончину Святителя, батюшка писал ему в 1906 году: «Вы в подвиге, Господь отверзает Небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас».
В конце 1911 года на очередном заседании Святейшего синода Владыка резко разошелся с обер-прокурором В.К. Саблером, который с молчаливого согласия многих архиереев спешно проводил некоторые учреждения и определения прямо противоканонического характера (корпорация диаконисс, разрешение отпевания инославных).
7 января преосвященному Гермогену был объявлен указ за подписью Государя об увольнении от присутствия в Святейшем синоде и отбытии в свою епархию до 15 января. Не уложившись ввиду болезни в отведенный промежуток времени, Владыка был сослан в Блоруссию в Жировицкий монастырь. Одной из причин этой ссылки явилось также и резко отрицательное отношение Владыки к Г.Е. Распутину.
Положение опального епископа в монастыре было тяжелым. Ему не разрешали часто служить, а когда разрешали, то не оказывали должных почестей его епископскому сану. Иногда Владыке даже запрещалось выезжать из монастыря.
Святитель часто скорбел о будущем Отечества, и плача говорил: «Идет, идет девятый вал; сокрушит, сметет всю гниль, всю ветошь; совершится страшное, леденящее кровь — погубят Царя, погубят Царя, непременно погубят».
В августе 1915 года Владыку перевели в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии, а после Февральского переворота 1917 года он был назначен на кафедру в Тобольск. Особой заботой Владыки были вернувшиеся с фронта одурманенные большевицкой пропагандой русские воины, и он создает особый солдатский отдел при Иоанно-Димитриевском братстве. Большевики, старавшиеся озлобить солдат, чтобы легче управлять ими, были вне себя, видя проявляемую о бойцах церковную заботу.
В это мятежное время Святитель призывал свою паству «не преклонять колена пред идолами революции», борясь против коммунизма, денационализации и искажения русской народной души.
Находясь на Тобольской кафедре во время пребывания там в заточении Царственных Мучеников, по его благословенно в утешение Им была принесена Абалацкая икона Божией Матери.
25 декабря 1917 года в Покровском храме города Тобольска, в присутствии Царской Семьи диакон Евдокимов провозгласил им многолетие — как и положено по Богослужебному Уставу. Вслед за этим последовал арест настоятеля и диакона. Настоятель храма протоиерей Васильев на допросе заявил, что «не подотчетен рачьим и собачьим депутатам», а диакон Евдокимов сказал: «Ваше царство минутное, придет скоро защита Царская. Погодите еще немного, получите свое сполна».
На запрос об этом происшествии из местного органа большевицкой власти Владыка Гермоген ответил письменно, отказавшись от какого бы то ни было личного общения: «Россия юридически не есть республика, никто Ее таковой не объявлял и объявить не правомочен, кроме предполагаемого Учредительного Собрания. Во-вторых, по данным Священного Писания, государственного права, церковных канонов, а также по данным истории, находящиеся вне управления своей страной бывшие короли, цари и императоры, не лишаются своего сана как такового и соответствующих им титулов, а потому в действиях причта Покровского храма ничего предосудительного не усмотрел и не вижу».
На Литургии Владыка всегда вынимал частички за Царскую Семью, свято храня любовь к Ней. Есть сведения, что во время пребывания Государя в Тобольской ссылке Владыка испросил у него прощения за то, что поверил наговорам на Г.Е. Распутина, и Государь со смиренным сердцем простил его.
В январе 1918 года, после принятия большевиками декрета об отделении Церкви от государства, ставившего верующих в действительности вне закона, архипастырь обратился к народу с воззванием, которое заканчивалось словами: «Станьте на защиту своей веры и с твердым упованием скажите: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его»».
Власти стали усиленно готовиться к аресту непреклонного епископа, но Владыка, не смущаясь, назначил на Вербное Воскресенье 15 апреля 1918 года Крестный ход. Он говорил: «Я от них пощады не жду, они убьют меня, мало того, они будут мучить меня, я готов, готов хоть сейчас. Я не за себя боюсь, не о себе скорблю, боюсь за жителей — что они сделают с ними?».
Накануне праздника, 13 апреля, в архиерейских покоях появились вооруженные красноармейцы. Не обнаружив епископа, они учинили обыск в его покоях и осквернили алтарь домовой церкви. Крестный ход собрал множество верующих. Со стен городского Кремля хорошо был виден дом, где томилась в заключении Царская Семья. Владыка, подойдя к краю стены, высоко поднял крест и благословил Августейших Страстотерпцев, которые смотрели из окон на Крестный ход.
Сопровождаемый пешими и конными отрядами милиции, Крестный ход привлек много верующих, но на обратном пути (ход окончился в половине пятого) ряды народные стали редеть, так что милиция без труда (сначала при помощи обмана) разогнала оставшихся прикладами и арестовала Владыку. На колокольне рядом с архиерейским домом ударили в набат. Большевики выстрелами согнали с колокольни звонарей. Остальные возмущавшиеся были также разогнаны.
Владыка был заключен в Екатеринбургскую тюрьму. В заточении он много молился. В одном из писем, которое удалось переслать на волю, Святитель писал, обращаясь к «благоговейно любимой и незабвенной пастве»: «Не скорбите обо мне по поводу заключения моего в темнице. Это мое училище духовное. Слава Богу, дающему столь мудрые и благотворные испытания мне, крайне нуждающемуся в строгих и крайних мерах воздействия на мой внутренний духовный мир... От этих потрясений (между жизнью и смертью) усиливается и утверждается в душе спасительный страх Божий...».
Продержав Владыку несколько месяцев в заточении, областной совнарком потребовал выкуп — сначала в сто тысяч рублей, но, убедившись, что такой суммы ему не собрать, уменьшили ее до десяти тысяч рублей. Когда деньги, пожертвованные местным коммерсантом Д.И. Полирушевым, были принесены духовенством, власти дали расписку в получении требуемой суммы, но вместо освобождения епископа арестовали и троих членов делегации: протоиерея Ефрема Долганева, иерея Михаила Макарова и Константина Минятова, о дальнейшей участи которых ничего более не известно. Видимо, их мученическая кончина предварила кончину Владыки.
Вскоре Святитель был перевезен в Тюмень и доставлен на пароходе к селу Покровское. Все узники, за исключением епископа и священника церкви Каменского завода, благочинного второго округа Камышевского уезда Екатеринбургской губернии, иерея Петра Карелина, были расстреляны. Владыка и отец Петр были заключены в грязном трюме. Пароход направился к Тобольску. Вечером, 15 июня, когда священномучеников переводили с одного корабля на другой, Владыка, подходя к трапу, тихо сказал лоцману: «Передайте, раб крещеный, всему великому миру, чтоб обо мне помолились Богу».
Около полуночи с 15 на 16 июня большевики сначала вывели на палубу парохода «Ока» иерея Петра Карелина, привязали к нему два больших гранитных камня и сбросили в воды реки Туры. Та же участь постигла и Владыку (по некоторым сведениям, Владыку привязали к пароходному колесу, которое затем привели в движение. Это колесо искромсало живое тело Владыки).
Честные останки Святителя были вынесены на берег 3 июля и обнаружены крестьянами села Усольского. На следующий день они были похоронены крестьянином Алексеем Егоровичем Маряновым на месте обретения. В могилу был положен и камень.
Вскоре город был освобожден войсками Сибирского Правительства и останки Святителя были извлечены, облачены в архиерейские одежды, и торжественно погребены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе на месте первой могилы святого Иоанна, митрополита Тобольского.
Священномученики Гермоген, Ефрем, Петр, Михаил и мученик Константин причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА).
В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА.
В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства, С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам.
После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».
Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни. Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.
Пострадал за Христа вместе с родными братьями Савелом и Исмаилом в 362 г. в Халкидоне. Посланные персидским царем к императору Юлиану для заключения мирного договора, святые братья за отказ участвовать в языческом празднестве были преданы жестоким мучениям, после которых усечены мечом.
Когда язычники хотели предать тела их сожжению, то земля разверзлась и приняла святых, не дав прикоснуться к ним неверным. Через два дня, после молитвы христиан, мощи святых мучеников явились поверх земли и были погребены верующими. Видя это чудо, уверовало во Христа множество народа.