1 марта
Пострадал вместе с св. мучениками Валентом (Уалентом), диаконом, Павлом, Порфирием, Селевкием, Феодулом, Иулианом, Самуилом, Илией, Даниилом, Иеремией и Исаией во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклетианом в 308-309 гг. в Кесарии Палестинской.
Святой Памфил, уроженец города Берита (Бейрута), был пресвитером в Кесарии. Он много потрудился над сличением и исправлением текстов Нового Завета, поврежденных переписчиками, его трудами и заботами в Кесарии была собрана обширная библиотека духовных книг, служившая делу христианского просвещения. Таким образом им были обращены ко Христу многие язычники. Пресвитеру Памфилу в благовестии веры Христовой деятельно помогали святой Валент, диакон Елийской Церкви, человек преклонного возраста, прекрасно знавший Священное Писание, и святой Павел, горевший верой и любовью ко Христу Спасителю. Всех троих после мучений заключили в темницу, где после двухлетнего пребывания усекли мечом.
Вместе с ними той же «смертию жизнь лучшую купиша Самуил и Илия, Даниил и Божественный Иеремия и с ним Исаия великоименитый» — пять египетских юношей, родных братьев, задержанных и претерпевших мучения в Кесарии за то, что они провожали 130 исповедников на золотоносные рудники.
Прежде всех пострадал слуга пресвитера Памфила, 18-летний юноша Порфирий, кроткий и смиренный. Услышав о вынесенном смертном приговоре мученикам, он просил разрешения у правителя похоронить тела приговоренных после их казни, за что сам был умерщвлен и предан сожжению на костре. Свидетель этого мученичества, благочестивый христианин Селевкий, бывший воин, приветствуя подвиг страдальцев, подошел к св. Памфилу перед казнью и рассказал ему о мученической кончине св. Порфирия. Селевкий тотчас был схвачен воинами и усечен мечом вместе с приговоренными.
Один из слуг правителя Феодул, человек преклонного возраста и тайный христианин, приветствуя мучеников, ведомых на казнь, поцеловал их и просил помолиться за него. Феодула распяли на кресте. Юноша Иулиан, родом каппадокиец, подходя к Кесарии, увидел тела святых, брошенных без погребения, и, преклонив колена, облобызал тела страдальцев, за что был осужден на сожжение.
Тела всех 12-ти мучеников пребывали без погребения в течение четырех дней. Ни звери, ни птицы не коснулись их. Смущенные этим обстоятельством язычники позволили похоронить их.
Св. Маруф был епископом месопотамского города Тигрита: эта местность находилась на границах греческой империи и языческой Персии. Маруф сиял в ней, как светильник, светом своего богопознания. Всюду он старался внести мир и благочестие; язычников-персов он обращал в христианство, ходатайствовал также за христиан пред персидскими царями. О нем известно, что при Феодосии Младшем он был посылаем к персидскому царю Издегерду I для заключения мира между Византией и Персией и что это поручение он исполнил очень удачно.
Своим благочестием и умом он приобрел полное расположение Издегерда I. Это не понравилось персидским магам и они решились погубить св. Маруфу. Однако все их происки против Маруфы не имели никакого результата и он пользовался по-прежнему полным доверием персидского царя, который был особенно благодарен святому за исцеление его самого от головной болезни и его бесноватого сына. Издегерд, во внимание к Маруфе, даже позволил всем свободно исповедывать христианскую веру в Персии.
Пользуясь такими благоприятными обстоятельствами, св. Маруф ревностно устроял не только внешнее, но и внутреннее состояние подвластной ему церкви: распространял между язычниками христианство, возобновлял храмы, разрушенные предшественниками Издегерда, созывал соборы, собирал останки св. мучеников, пострадавших при царе Сапоре, переносил их в г. Тигрит и т. п. В этом же городе он и сам скончался, около 422 г. Впоследствии, когда начались опустошительные набеги персов на Месопотамию, мощи св. Маруфы были перенесены в Египет и положены в скитском монастыре Богоматери.
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.
В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию - Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.
16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта — в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.
В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных — 675 душ), число приходских храмов — до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.
За 36 лет своего миссионерского служения Владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других — наставление, для третьих — ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.
Святитель Макарий предчувствовал грядущая события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его... В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков... Их желание — всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими...». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».
В Мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, Владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».
Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 год). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне — последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И Святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.
Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.
В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. Святителя принуждают «как несоответствующего духу времени» — под угрозой заключения в Петропавловскую крепость — подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного масонского правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой — ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре — священноархимандритом которой он был — сослав в Николо-Угрешский монастырь.
Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку св. Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.
Выдающийся Святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой» — так называли его современники — почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.
Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа по старому стилю).
Священномученик Ер-моген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков.
По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая (память 6 декабря и 9 мая). Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.
Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В сказании он со смирением пишет о себе: “Я же тогда... хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу... И по велению Архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским...” В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере.
9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал “по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия”. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.
В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович (1584-1898 гг.) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха Иова († 1605 г.) и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских.
За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца († 21 декабря 1326 г.), a царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.
Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: “...Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца”.
В другой грамоте Первосвятитель призывал: “...Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога”...
Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: “Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру”. Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.
Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года. Память его также празднуется 17 февраля.
Акафист >>
В городе Амасии, в Понтийской области, время гонения императора Максимиана (286-305 гг.) воин Феодор (Федор) вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Оказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через некоторое временя мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу около 305 года.
Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361-363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, и употребляли в пищу коливо (кутью), т. е. вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья.
Тропарь великомученику Феодору Тирону
Тропарь, глас 2
Велия веры исправления, во источнице пламенне, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся, Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Кондак, глас 8
Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердце твоем, противныя силы попрал еси, многострадальче, и венцем Небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.
Подвизался в VIII веке в Киево-Печерской лавре, неся тяжелый подвиг молчания. Молчание у него было путем к всегдашнему богомыслию, средством к тому, чтобы его ум не развлекался ничем земным, чтобы его язык ни в чем не согрешал. Через это он угодил Богу и получил от Него дар чудотворения, который и теперь являет над приходящими с верой к его святым мощам. Мощи его открыто почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Молитва преподобномученику Феодору Печерскому, Молчаливому
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобному Феодору Печерскому, Молчаливому
Тропарь, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Феодоре, дух твой.
Святая Мариамна, сестра апостола Филиппа, всю жизнь свою оставалась девственницею. Она сопровождала своего брата и другого апостола — Варфоломея в их трудах и путешествиях для благовествования христианства. Так, она следовала за ними, когда они проходили все лидийские и мизийские города.
На пути они имели радость увидеться с апостолом Иоанном Богословом, с которым отправились во Фригию и прибыли в Иераполь. В этом городе апостол Филипп утвердил свое местопребывание до самой своей смерти, проповедуя веру во Христа и благочестие. Мариамна во всем помогала своему брату. Их стараниями было сделано то, что в Иераполе прекратилось служение идолам; ехидна, почитаемая суеверными жителями города, была изгнана из своего жилища. Однако дух злобы не мог равнодушно переносить успехов христианства в Иераполе: здесь против св. апостола Филиппа восстали язычники, осудили его и распяли на кресте вниз головою.
По смерти своего брата Мариамна отправилась в Ликаонию и там после многих трудов на ниве благовествования Христова мирно скончалась.
Пострадал за веру Христову вместе со свв. мучениками Ермогеном и Евграфом при римском императоре Максимиане ок. 313 г.
Св. мученик Мина, славившийся ученостью и красноречием, был послан императором в Александрию для усмирения волнений, возникших между язычниками и христианами. Примирив враждующих, св. Мина открыто объявил себя христианином. Тогда император послал в Александрию епарха Ермогена, который предал св. Мину истязаниям. Но, увидев чудеса мученика, он сам уверовал во Христа и принял святое крещение. Через несколько дней св. Ермоген был возведен в сан епископа. Он раздал бедным свое имущество и стал проповедовать слово Божие, разрушая идольские капища и воздвигая церкви. Узнав об этом, император сам прибыл в Александрию во главе 10 тысячного войска и жестоко расправился с исповедниками Христовыми: св. мученику Ермогену отсекли руки и ноги и бросили в реку, а св. мученика Мину подвесили так, чтобы разошлись суставы рук и ног.
На следующий день император собрал народ на площади и стал хулить имя Господне. Вдруг перед царем предстали невредимыми св. мученики Мина и Ермоген. Видя такое чудо, один александрийский вельможа, по имени Евграф, исповедал Христа, за что тут же был рассечен на части, а св. мученикам Мине и Ермогену отсекли головы. Тела святых мучеников в железном ковчеге бросили в море. С помощью Божией ковчег не потонул, а достиг берегов Византии. Об этом в видении было открыто Византийскому епископу. Когда он с клиром пришел на берег моря, то увидел двух Ангелов, несущих ковчег. Епископ принял святые мощи и предал их погребению.
Святой Лев, папа Римский (440-461 гг.) известен был своим благочестием и ученостью. Как истинный пастырь, он неустанно защищал Православное учение от манихейской и евтихианской ересей. Он принял личное участие в осуждении ереси Евтихия на Четвертом Вселенс-ком соборе в городе Халкидоне. В 452 году святой Лев силой своего слова удержал Аттилу, предво-дителя гуннов, от разорения Рима, а в 455 году убедил Гензериха, короля вандалов, не проливать кровь и не предавать Рим огню. За свое благочестие и успешную защиту Православия он назван «великим».
Скончался он в 461 году, оставив после себя послание к Флавиану, патриарху Цареградскому, о двух природах (естествах) Иисуса Христа — Божеской и человеческой. Кроме того дошло до нас около 100 простых, но сильных его проповедей и около 140 писем к разным лицам, богатых психологическими наблюдениями. Мощи святителя Льва почивают в приделе его имени в Ватиканском соборе в Риме.
Тропарь святителю Льву, папе Римскому
Тропарь, глас 8
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение, Льве премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Косма в отроческих годах жил у одного боярина, который полюбил его за кротость и обучил грамоте. Однажды этот боярин заболел и переезжал из одного города в другой, ища спасения от болезни. Косма неотлучно сопровождал своего господина и охотно прислуживал ему.
Во время переездов они остановились однажды у реки Яхромы. Преподобному Косме было здесь явление на древе иконы Богоматери, причем от этой иконы изошел глас, повелевающий ему быть иноком и устроить монастырь. Больной боярин получил исцеление. В порыве радости по поводу совершившегося чуда, он отпустил на волю Косму, после чего тот немедленно отправился в Киев и поступил в Печерскую обитель. Принявши пострижение, он проводил свою жизнь в строгом посте и молитвах.
Спустя некоторое временя Косма, по внушению свыше, оставил Печерскую обитель и поселился на реке Яхроме, где совершилось чудо. Здесь он устроил свою обитель, куда стали скоро стекаться ревнители иноческой жизни. Настоятелем обители был избран сам Косма. Верный обетам иночества, он не оставлял подвигов молитвы и поста, в любви принимал странников и подавал спасительные советы ищущим спасения. Скончался Косма в глубокой старости, 18 февраля 1492 г. (а по другим сведениям — 1578 г.).
Мощи его почивают под спудом в Успенском храме его обители, в 25 верстах от Суздали Владимирской губернии. В этой же обители находится и икона, явившая преподобному Косме на реке Яхроме.
Тропарь преподобному Косме Яхромскому
Тропарь, глас 4
Горняго желая премирнаго жития, дольняя возненавидел еси, и, взем крест свой, последовал еси Христу, и в пустыню вселился еси, досточудне, в ней подвизася в пениих, в бдениих и пощениих. Темже в тя вселися Пресвятый Дух, но яко имея дерзновение ко Христу Богу, испроси людем православным здравие и спасение и не забуди посещая чад своих, совершающих священную память твою, Косма, преподобне отче наш.
Родился в Каппадокии, в благочестивой христианской семье. Еще в молодых летах принял иночество в одном из монастырей и стал вести строгую подвижническую жизнь. Он носил одежду из древесной коры, нередко в течение 80 дней питался только золою вместо хлеба. Отличался братолюбием и кротостью. За такие подвиги Господь сподобил св. Агапита дара чудотворения и исцеления. Молитвой он исцелял болезни и изгонял бесов.
Обладая большой телесной силой, св. Агапит против своей воли был взят императором Ликинием на военную службу, но и там он не оставил своих иноческих подвигов. Во время гонения на христиан святой был ранен копьем, но Господь сохранил ему жизнь для того, чтобы впоследствии он спас многих.
Спустя некоторое время после возвращения в монастырь святой был поставлен епископом г. Синады, где, обладая даром пророческого зрения, совершил много чудес. Протекающая близ города река в зимние месяцы так наполнялась водой, что затопляла нивы и поля и портила посевы. Тогда святой помолился, и течение реки обратилось в другую сторону. Окончил святитель свою богоугодную жизнь в глубокой старости.
Святой Флавиан был сначала пресвитером Константинопольской церкви. Своею благочестивой и богоугодной жизнью он так понравился патриарху цареградскому Проклу, что тот пред смертью своей благословил Флавиана на патриарший престол. Это было в царствование Феодосия Младшего и его сестры Пульхерии. Вельможа царя Хризафий, державшийся еретического образа мыслей, старался воспрепятствовать этому поставлению Флавиана на патриарший престол. Но так как на стороне Флавиана была Пульхерия, то Хризафий в своем замысле не имел успеха. Пользуясь своим влиянием на царя, этот вельможа старался всеми мерами возбудить неудовольствие царя против новопоставленного патриарха. По его наущению, царь потребовал от Флавиава поднесения подарка, достойного его царского сана. Св. Флавиан, чтобы исполнить царское желание, велел изготовить хлебы из чистой муки и послал их императору. Получив эти хлебы, Хризафий вознегодовал на патриарха, отбросил хлебы в сторону и велел передать патриарху, что царю нужно золото, а не хлебы.
Св. Флавиан, получив такой ответ, в свою очередь послал сказать Хризафию, что он, патриарх не имеет золота, ибо отверг все сокровища мира ради одного спасения. «Разве я могу дать царю что-нибудь из сокровищ церкви? Церковное золото принадлежит одному только Богу, и его должно раздавать нищим, ибо так велел Господь». Так сказал св. Флавиан Хризафию чрез своих посланных. Разгневанный вельможа после сего еще более возненавидел патриарха, но, несмотря на все его старания, не мог, все-таки, свергнуть Флавиана с престола. Вскоре после этих событий св. Флавиан пострадал в Ефесе во время борьбы церкви с ересью Евтихия или монофизитством. В Ефесе был собран тогда собор, известный в истории под именем «разбойничьего». На этом соборе сторонники Евтихия напали на св. Флавиана и стали наносить ему удары. От этих ударов святой угодник Божий и умер. Мощи его были перенесены в Царьград в 451 году.
Св. апостолы Филимон и Архипп были обращены в христианство вместе со св. Апфией св. апостолом Павлом. Все они пострадали за Христа от греков-язычников в царствование императора Нерона в г. Колоссах.
Когда св. мученики находились вместе с другими христианами в молитвенном собрании, язычники неожиданно напали на них. Все, кроме св. мучеников Филимона, Архиппа и Апфии, разбежались, а их схватили и привели к Артоклису, житохранителю ефесскому. Сначала жестоко били Архиппа, причем проходившие, даже дети кололи его по всему телу ножами. Затем без милосердия были истязуемы и побиты камнями св. мученики Филимон и Апфия. В этих мучениях святые угодники отошли ко Господу.
Тропарь Архиппу, апостолу от 70-ти
Тропарь, глас 3
Учениче Павлов и апостоле Христов, Архиппе, Евангелия провозвестниче и Колоссаев учителю, каменное побиение приемый, аки драгоценное украшение, имже венец мучения украсив, вшел еси на веселие Царствия, идеже помяни нас поющих твою память, апостолов сопрестольниче.
Богатый и знатный колосский гражданин, обращенный вместе со своей супругой св. Апфией св. апостолом Павлом в христианство, он сделал свой дом домашней церковью, где собирались на молитву христиане г. Колоссы. К нему святым апостолом Павлом было написано особое послание. Святой Филимон проповедовал слово Божие во Фригии и был епископом в Газе.
Однажды, когда в Колоссах совершалось богомерзкое празднование в честь языческой богини Артемиды, все верующие собрались в домашней церкви св. Филимона для совершения обычного богослужения. Вместе с ними находились и св. апостолы Архипп, Филимон и св. Апфия. Язычники, питая ненависть к христианам, воспользовались удобным случаем и внезапно напали на молящихся. Все, кроме святых апостолов и св. Апфии, разбежались, а их схватили, привели к Артоклису, градоначальнику Ефесскому, и по повелению последнего сначала подвергли мучениям, а затем побили камнями.
Пострадали святые мученики за Христа при императоре Нероне (54-68 гг.) в г. Колоссах.
Была обращена в христианство вместе со св. апостолами Филимоном и Архиппом св. апостол Павлом. Все они пострадали за Христа от греков-язычников в царствование императора Нерона в г. Колоссах. Когда св. мученики находились вместе с другими христианами в молитвенном собрании, язычники неожиданно напали на них. Все, кроме св. мучеников Филимона, Архиппа и Апфии, разбежались, а их схватили и привели к Артоклису, житохранителю ефесскому.
Сначала жестоко били Архиппа, причем проходившие, даже дети кололи его по всему телу ножами. Затем без милосердия были истязуемы и побиты камнями св. мученики Филимон и Апфия. В этих мучениях святые угодники отошли ко Господу.
Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Феодотом, Исихием и св. мученицей Асклиадой (Асклипиодотой) в царствование нечестивого Максимиана, в начале IV в. в Мизии.
В начале IV в. жили в Мизии, в г. Маркианополе, известные знатностью рода и благочестием Максим и Асклипиодота. Когда правитель Фракии Тирис обходил города для преследования христиан, то он велел их себе представить и после разговора о вере с Максимом, из которого он убедился в твердости исповедания христианского Максима, приказал четырем человекам бить его по всему телу; затем, после исповедания веры во Христа Асклипиодотою, он приказал бить ее подошвами. Терпением своим она одних приводила в удивление, в других возбуждала сострадание.
В это время выступил благочестивый Феодот и обличил бесчеловечие мучителя, и за это был повешен на дереве и строган по телу. Через 13 дней Тирис, отправившись с мучениками в Адрианополь, подверг всех троих новым ранам, потом к телу их приказал приложить раскаленные медные пластинки, так что плоть их растоплялась, но они утешены были голосом с неба, ободрявшим их... Когда они провели после того несколько дней в темнице, то Тирис приказал среди народного зрелища предать их зверям, но медведица, выпущенная сначала на Максима, а потом на Феодота, ласкалась к ним, а бык, к которому привязали Асклипиодоту, остановился, как бы связанный, и не тронулся с места. Эти чудные проявления Божественной силы поразили народ и, казалось, должны были склонить его к вере во Христа, между тем толпа требовала побиения камнями мучеников.
Правитель отправился с ними по пути в Филиппополь и за 30 миль до этого города в селении Салтис после новых убеждений отречься от Христа велел отрубить им головы. Немного спустя после того, сам он, сидя на судилище, был поражен молнией. Свв. мученики пострадали при Галерии Максимиане (305-З11 г.).
Пострадали за Христа в Антиохии. За обличения нечестивого императора Юлиана (361-363 гг.) в беззаконии после тяжких мучений были сосланы в заточение в Оасим Аравийский, где стали подвизаться на горе. Они тридцать дней провели в посте и молитве и сотворили немало чудес. Недалеко от места, где подвизались святые, в пещере, обитал свирепый змей, который пожирал всех, кто близко подходил к нему. Святые, преклонив колени, помолились Богу об избавлении от этого чудовища. Внезапно последовал с неба удар грома и поразил змея. Убитый змей был объят пламенем и немедленно сгорел, причем вместе с ним сгорели песок, бывший в пещере, и над пещерой бурным зловонным вихрем поднялась пыль. Увидев такое чудо, начальники страны, бывшие язычники, уверовали во Христа.
Святые Евгений и Макарий вошли в эту пещеру и тринадцать дней провели в молитве, не имея при себе ни пищи, ни питья. После святые услышали голос, повелевавший им подойти к камню, который находился вблизи них. Подойдя туда, они сначала увидели на нем свет, затем камень распался на две части, и из него в изобилии потекла вода, которой святые мученики утолили голод и жажду. Святые начали усердно молиться о том, чтобы Господь сподобил их умереть в одно время и вместе быть со Христом, и Господь принял их молитву: они оба вместе в 363 г. отошли ко Господу, благодаря и прославляя его.
Сын богатых в знатных родителей, преподобный Досифей еще в юных летах пришел к настоятелю одного из палестинских монастырей и просил принять его в число братии. Свое послушание в этом монастыре он исполнял самым примерным образом: предупреждал все желания больных, был истинным утешителем страждущих.
День и ночь служил он больным, так что нередко опаздывал к богослужению, а иногда даже и совсем не приходил. Ослабленный своими трудами, он также употреблял более питательную пищу, чем полагалось по иноческому уставу. Такая жизнь казалась некоторым строгим ревнителям монастырского устава предосудительною, поэтому Досифея не считали истинным подвижником. Но Бог судил иначе и всей братии явил в смиренном служении юного инока славу высокой добродетели. Когда преп. Досифея постигла тяжкая болезнь и он почувствовал приближение смерти, то он сказал жившему в монастыре прозорливому старцу Виссариону:
— Отче, отпусти меня, я уже не могу более жить.
— Чадо, — ответил Виссарион, — иди с миром, предстани Святой Троице и моли о нас!
Слышавшие такой ответ прозорливого старца недоумевали, чем заслужил Досифей такой славы. Однако этот голос Виссариона был глаголом Божиим. Вскоре по смерти старца этот его ответ был подтвержден особым видением одного инока, которому явлены были прежде почившие святые, между которыми был и св. Досифей.
Чем же пополнял инок Досифей опущение им своих, казалось бы, важнейших обязанностей?
Пополнял тем, что для Бога всего ценнее: любовью к ближним. Он так любил своих больных, что если иногда ему приходилось раздражаться, по человеческой немощи, на их ропот и нетерпение, то это всегда бывало для него величайшим горем: он тогда так горько плакал, что братия не могла утешить его. Если же Досифей иногда и опаздывал к богослужению или совсем отсутствовал, то или потому, что был крайне утомлен (а ему нужна была постоянная бодрость духа и плоти для служения больным), или потому, что в это время больные особенно нуждались в его помощи. Вообще обязанность служить ближнему для него была всего дороже. Он знал, что «больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан. XV. 13). Вот почему недолговременные подвиги любви Досифея к ближним и сочтены были пред лицом Божиим равными долговременным подвигам молитвы и поста.
Родился в сирийском городе Самосаты и получил хорошее образование. Будучи молодым, он принял иночество и подвизался в пустынях и горах, подражая святому пророку Илии (IX в. до Р. X.; память 20 июля/ 2 августа) и Крестителю Господню Иоанну (I в; память 29 августа/11 сентября).
Преподобный Равула проповедовал Евангелие язычникам в Финикии, потом пришел в Константинополь. Им было основано несколько монастырей в разных местах. Всю жизнь преподобный Равула провел в трудах, всегда был кроток, милостив и благожелателен к людям. Св. Равула был великим молитвенником; он прославился благодатными духовными дарами. Преподобный Равула мирно скончался около 530 г, восьмидесяти лет от роду.