Еще задолго до крещения святого Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам.
Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено св. апостолом Андреем Первозванным († 62 г.; память 30 ноября/ 13 декабря). Дальнейшему распространению христианства там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98-117 гг.) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой Климент, епископ Римский († 101 г., память 25 ноября/8 декабря). Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину.
В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии.
В 300 г. до начала гонения, которое император Диоклетиан (284-305 гг.) начал с 303 г., Иерусалимский патриарх Ермон (303-313 гг.) для евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и насаждали там слово Божие. Затем святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был обезглавлен (точно известен лишь день его кончины — 7 марта). Проповедь в Херсонесе продолжал святой Василий. Многих идолопоклонников он наставил на путь истины. Другие заблудшие жители города, ожесточенные его деятельностью, оказывали яростное сопротивление: святой исповедник был схвачен, нещадно избит до смерти камнями и палками 7 марта 309 г.
Через год узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника — епископы Евгений, Елпидий и Агафодор прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. Они положили много трудов для спасения человеческих душ. Все три епископа разделили участь своего предшественника — беснующиеся язычники также побили их камнями 7 марта 311 г.
По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого († 337 г., память 21 мая/3 июня) из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника. Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где святой мирно правил своей паствой.
Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амосе (в Греции) 7 марта.
На место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона. Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует. Возложив всю надежду на Господа, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев. Тогда множество неверующих убедились в силе Бога Христианского.
Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г. ).
Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Это произошло 21 декабря. Память святого епископа Церковь установила отмечать с прочими херсонесскими священномучениками 7 марта.
Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. В 987 г. в Херсонесе принял крещение святой равноапостольный князь Владимир († 1015 г., память 15/28 июля). Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.
Был земледельцем. В возрасте 60 лет сделался учеником и сподвижником святого Антония Великого († 356 г.; память 17/30 января). Безропотным послушанием преподобный Павел за короткое время достиг высокого совершенства, и Господь даровал ему прозорливость и власть изгонять бесов. Когда преподобному Антонию привели бесноватого юношу, он направил больного к преподобному Павлу со словами: «Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростой, имеют власть над князьями бесовскими».
Молитва преподобному Павлу Препростому
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Павле! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобному Павлу Препростому
Тропарь, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Павле, дух твой.
Был епископом в городе Прусиаде (в Малой Азии) в то время, когда против веры Христовой неистовствовали иконоборцы. Ревностно выступив в защиту христианских святынь словом Божественного Писания, св. Павел подвергся преследованиям и гонениям вместе со св. Феофилактом († ок. 842-845 гг., память 8/21 марта). Святой исповедник преставился около 850 г.
В миру Викторин, был родом из Рима. С юных лет он много грешил. Раскаявшись в старости своей, он принял монашество и удивлял братию смирением, постом, послушанием и другими добродетелями. Каждую ночь святой тайно удалялся в одну из пещер и там со слезами молился об оставлении прежних грехов. И Всемогущий Бог в образе света явил ему милость Свою и гласом с неба возвестил преподобному Емилиану, что прощаются ему грехи. Об этом чуде узнала вся братия. Скончался преподобный в радостном уповании на благость Божию.
Икона “Споручница грешных” находилась в мужском Одринском монастыре Орлов-ской епархии, где и прос-лавилась чудотворениями в 40-х годах прошлого столетия. Один из ее списков находился в Николо-Хамовнической церкви г. Москвы, где так же было прославление иконы виденным от нее светом по ночам, истечением мира и другими чудесами.
В 40-х годах прошлого столетия прославление иконы “Споручница грешных” в Николаевском Одринском монастыре проявилось через исцеление двухлетнего сына купчихи Почепиной, страдавшего болезненными припадками, которые не уступали всем медицинским знаниям.
Еще в большей степени благодатная сила этой иконы Божией Матери проявилась на списке, привезенном в Москву иеросхимонахом Смагардом. В этом голу первое исцеление от иконы получила купчиха Щербакова, от болезни спинного мозга. В том же году, в день Пасхи, икона “Споручница грешных” заблестела и сделалась как бы стеклянною, а во время молитвы по иконе пробегали всполохи огня. Через неделю на этом образе выступили маслянистые капли благоухающего мира. От него многие получили исцеление от своих болезней.
Более всего прославлению иконы послужили многие чудеса, которые записывались в течении шести лет. Всего их набралось около ста пятнадцати. Сейчас списки с этой иконы находятся по всей России.
Пришел в Константинополь «из восточных стран» и стал близким другом сенатора Тарасия, впоследствии патриарха Константинопольского (память 25 февраля/9 марта), а после его восшествия на престол принял иночество и подвизался в одном из монастырей на берегу Черного моря вместе с преподобным Михаилом Синадским.
За святую и подвижническую жизнь Господь наделил Своих угодников даром чудотворения. Однажды, во время жатвы, когда стоял сильный зной и люди изнемогали от жажды, по молитвам этих преподобных отцов стал источать воду сухой медный сосуд.
Зная добродетельную жизнь преподобного Феофилакта, св. Тарасий поставил его епископом г. Никомидии. В этом сане святой строил храмы, странноприимницы и больницы, много помогал бедным и несчастным, прислуживал больным и прокаженным и собственными руками омывал их раны.
Во время иконоборческой ереси святой с некоторыми другими иерархами много увещевал нечестивого царя Льва Армянина оставить ересь. За верное стояние в Православии он был сослан в заточение в г. Стровул (юго-западная область Македонии), где томился 30 лет до самой кончины, последовавшей около 842-845 гг. Впоследствии мощи святителя Феофилакта были перенесены в Никомидию.
Тропарь преподобному Феофилакту исповеднику, епископу Никомидийскому
Тропарь, глас 6
Таяся, пожил еси, прехвальне, но Христос тя показа, яко светило на свещнице мысленнем, и скрижали ти вручи учений духовных, имиже, святителю Феофилакте, и нас озари.
Родом грек, константинопольский инок, он прибыл в Новгород для описания его святынь и остался в нем. Преподобный Лазарь отправился с проповедью Евангелия на Онегу к лопарям, перенеся от них много скорбей, но Господь сохранил его.
Своей молитвой преподобный Лазарь исцелил слепорожденного отрока. Видя незлобие и высокий подвиг подвижника, некоторые из жителей принимали крещение и оставались жить с ним. Так образовался монастырь, в котором преподобный был настоятелем до самой кончины, последовавшей в глубокой старости в 1391 г.
Подвизался около половины XV века в обители преподобного Лазаря Мурманского († 1391 г.). После кончины тело святого Афанасия было положено в особой часовне. В обители подвижник почитался наравне с преподобным Лазарем.
Был епископом в Далмации (Рим. 16,14).
Был пресвитером и сосудохранителем соборного храма в г. Антиохии, славившегося драгоценными украшениями и богатой утварью и называвшегося поэтому «золотым». В царствование императора Юлиана Отступника (361-363 гг.), при разграблении этого храма дядею царя, также Юлианом, св. Феодорит скрыл церковные драгоценности и отказался их выдать. За это после долгих истязаний он был усечен мечом. Некоторые из его мучителей, пораженные терпением святого и видя Ангелов, грозно запрещавших им прикасаться к телу мученика, уверовали во Христа и были брошены в море. Святой мученик Феодорит предсказал смерть и образ кончины обоим Юлианам, что и исполнилось в точности.
Икона “Знамение” Курская-Коренная явилась 8 сентября 1295 года. После разорения Курска Батыем, это место поросло лесом. Один охотник, обходя в этот день лес, нашел у корня дерева обращенный к земле образ Богородицы. Лишь охотник поднял икону, как на том месте забил источник воды.
Охотник принес ее в город, и народ встретил ее с большим торжеством. Князь Рыльский Шемяка не участвовал в этом торжестве, за что был поражен слепотою. Когда же он раскаялся и отслужил молебен перед иконою, то получил вновь прозрение.
Икона ни один раз исчезала из построенного, по случаю ее явления, храма Рождества Пресвятой Богородицы, и все время оказывалась на месте своего первого обретения. Тут впоследствии и была устроена часовня.
В 1383 году на Курскую область напали татары. Найдя в лесу часовню и священника, священника связали, а часовню вместе с иконою хотели сжечь. Но часовня, несмотря на все старания, не загоралась. Тогда икону вынесли из часовни и раскололи на две части. Одну половину бросили в огонь, а другую в сторону. Впоследствии обе части оказались целыми, а священник, освобожденный из плена, соединив их, увидел, что икона вновь стала целой.
Слух о чудесах иконы дошел до царя Федора Иоанновича, и он в 1597 году велел привезти ее к себе в Москву. Царица украсила ее дорогою ризой, и икону вернули, а на месте сгоревшей часовни устроили монастырь.
Во время царствования Бориса Годунова Курск был обязан спасением от голода именно этой иконе.
В 1898 году совершилось великое чудо от этой иконы. Враги православия подложили под нее разрывной снаряд. Но, к великой славе Православия, икона осталась совершенно невредимою, тогда как киот и ступеньки перед ним были повреждены.
В 313 году император Константин Великий подписал закон о свободе исповедания веры.
Его соправитель император Ликиний тоже подписал этот закон, но в под-властных ему облас-тях гонения на христиан продолжались. Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии (ныне на территории Турции). Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались.
Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Страшная стужа сковала члены святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу.
Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку.
Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Еп. Петр собрал их кости и с честью похоронил. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 9 марта, облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.
Жил в Никомидии и был одним из сановников императора Максимиана Галерия. Не дорожа своим саном, сложил с себя все знаки отличия и объявил себя христианином. Максимиан долго истязал его, и наконец св. мученика медленно сожгли в железной клетке, пока все тело его не искапало на землю и, растаяв как воск, не смешалось с прахом земным, а кости его не испепелились, как пыль. Святая душа мученика в образе яркой звезды вознеслась к Господу. Свирепый мучитель приказал тщательно собрать землю, на которую искапало тело мученика и при себе высыпать в море. Святой мученик Урпасиан пострадал в Никомидии около 295 г.
Врач, младший брат святителя Григория Богослова († 389 г.; память 25 января/7 февраля). Получив блестящее образование в Александрии, св. Кесарий был медиком при Константинопольском дворе. По словам святителя Григория Богослова, св. Кесарий, как утренняя звезда, блистал при царском дворе, занимая первое место по мудрости и кроткому нраву. Для многих он изобретал врачевства от тяжких телесных недугов, многих своими благодеяниями избавлял от нищеты.
Св. Кесарий никогда не превозносился своими знаниями над другими, понимая, что созерцание высочайшей премудрости, святости и блаженства Бога усвояется при чистоте сердца, а не проницательности ума или высокой учености. Кроме того, изучая естественные науки, не исключая и астрологию, он извлекал из них лишь то, что напоминало о Боге и влекло к премудрому и всеблагому Творцу мира.
При Юлиане он оставил свою должность, а по смерти его был назначен казнохранителем в Вифинии. Чудесно спасенный под развалинами во время бывшего землетрясения, он оставил гражданские дела, посвятил себя Богу и скончался вскоре после этого ок. 369 г.
Сия благодатная икона была принесена из Москвы в г. Албазин, а из Албазина, после первых нападений на этот город китайцев, икона была казаками перенесена в с. Торг, в 30 верстах от Нерчинска. По Камчатской епархии с нею бывают крестные ходы. Торгинская, бывшая Албазинская, икона славится многими чудотворениями. Эту икону называют также “Слово плоть бысть”, по сходству изображений.
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Албазинской” или “Слово плоть бысть”
Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице рода христианскаго! Пред чудотворною иконою Твоею предстояше, отцы наши молиша Тя, да явиши покров Твой и заступление стране приамурстей. Темже и мы ныне молим Тя: град наш и страну сию от нахождения иноплеменных соблюди и от междоусобныя брани сохрани. Даруй мирови мир, земли плодов изобилие; сохрани во святыни пастырей наших, во святых храмех труждающихся: осени вседержавным покровом Твоим строителей и благотворителей их. Утверди в правоверии и единомыслии братии наших: заблуждших же и отступльших от православныя веры вразуми и соедини Святей Церкви Сына Твоего. Буди всем притекающым к чудотворней иконе Твоей покров, утешение и пристанище от всяких зол, бед и обстояний ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблудших исправление и вразумление. Приими моления наша и вознеси я ко Престолу Всевышняго, яко да твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Его детство и юношеские годы прошли в пустыне. Будучи уже взрослым, он однажды встретил христиан, которые просветили его светом истинной веры. Кодрат выучился грамоте, а позже изучил врачебное искусство и достиг в нем больших успехов. Но более всего Кодрат любил пустынное безмолвие и большую часть времени проводил в горах, предаваясь молитве и богомыслию.
Прошло много лет. В пустыню к святому часто приходили его друзья и последователи, чтобы послушать его наставления. Среди них были святые Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент и многие другие.
По приказу гонителя христиан нечестивого Декия (249-251 гг.) святой Кодрат был схвачен вместе со своими друзьями и брошен в темницу. На допросах Кодрат, как старший по возрасту, мужественно защищал свою веру в Спасителя. Тогда его стали истязать. Св. Кодрат, несмотря на нечеловеческие страдания, находил в себе силы поддерживать других, убеждая их не страшиться и твердо стоять за веру. На месте казни святые попросили себе немного времени для молитвы, а потом один за другим стали подходить к палачу, склоняя голову перед занесенным мечом.
Остальные ученики св. Кодрата: Дионисий, Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серафион, Папий и Леонид — также пострадали за Христа. Подражая мужам, и святые жены: Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Гали, Галина, Феодора и иные многие — добровольно пошли на муки за Христа.
Был знатного и богатого рода, жил в Никомидии. Во время гонения Валериана (253-259 гг.) он золотом покупал себе свободный вход в темницы для ободрения и утешения своих единоверных братий.
Когда же заключенных христиан предали мучениям за веру, св. Кодрат для большего ободрения их в страданиях добровольно предал себя в руки язычников. Сначала его мучили в Никомидии, затем в других городах. Проконсул-мучитель подвергал святого все более и более жестоким и изощренным пыткам, но не мог сломить его дух. Св. Кодрат терял силы и едва мог передвигаться, но твердо исповедовал Христа Бога. В бессильной злобе проконсул велел обезглавить его.
Мученики Руфин и Саторнин Кесарийские прониклись состраданием к мученику Кодрату. Это было замечено и тогда они во всеуслышание исповедали веру во Христа, за что были усечены мечом.
Была женой патриция, занимавшего высокое положение при дворе императора Юстиниана. Рано овдовев, Анастасия ушла из мира, от столичной суеты и, тайно покинув Константинополь, отправилась в Александрию.
Недалеко от города она основала небольшой монастырь и целиком посвятила себя Богу. А затем ушла в пустыню, в далекий скит к авве Даниилу. Преподобный Даниил переименовал ее Анастасием, облек в мужскую одежду и поселил в одной из самых отдаленных пещер, где она и подвизалась в продолжение 17 лет. Скончалась святая в 567-568 гг. Мощи преподобной Анастасии в 1200 г. были перенесены в Константинополь и положены недалеко от храма Святой Софии.
Родился в г. Дамаске ок. 580 года. Получив блестящее образование, он особенно преуспел в изучении философии, за что получил наименование «Премудрый».
Стремясь к духовной мудрости, много путешествовал по монастырям. Прибыв в Иерусалим в монастырь Феодосия Великого, сблизился с иеромонахом Иоанном Мосхом, став его духовным сыном и другом. Странствуя вместе по разным обителям, они записывали жития и поучения подвижников благочестия, составившие впоследствии знаменитую книгу «Лимонарь», или «Луг духовный».
Спасаясь от опустошительных набегов персов, св. Софроний вместе со своим другом удалился сначала в Антиохию, а затем в Египет. Здесь он принял иноческий постриг. В Александрии святые с любовью были приняты патриархом Иоанном Милостивым, которому оказали большую помощь в борьбе с еретиками-монофизитами.
После смерти Иоанна Мосха св. Софроний возвратился в Иерусалим, где в 634 г. был избран на патриарший престол. Более 10 лет он неустанно трудился на благо Иерусалимской Церкви, борясь с ересями монофелитов и монофизитов.
В конце жизни святой патриарх со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима и его взятие магометанами. Глубоко скорбя о поругании великих христианских святынь, св. Софроний скончался в 641 или 644 г.
До нас дошли сочинения св. патриарха Софрония по догматике, «Чинопоследование великого водоосвящения», «Трипеснцы» (не вошедшие в Триодь Постную), около 1000 тропарей и многое другое.
Родился в Великом Новгороде в благочестивой христианской семье. Родители святого долго не имели детей и усердно молили Бога и Пресвятую Богородицу о раз-решении их неплодства. После рождения младенца, которому было дано при крещении имя Иоанн, родители в храме перед образом Божией Матери дали обещание посвятить дитя на служение Богу.
Отданный в научение, отрок Иоанн с успехом изучал Божест-венное Писание, не предаваясь никаким иным занятиям, кроме тех, которые приводили его к размышлению о предметах Божественных. В пятнадцать лет он пожелал принять иноческий чин, который и принял по устроению Божественного Промысла в Вяжицкой обители святителя Николая Чудотворца. Преподобный Евфимий оказывал во всем строгое повиновение и, будучи в юном возрасте, обладал умом многолетнего мужа, и прежде совершенного возраста святой стал руководителем в иноческой жизни.
О преподобном Евфимии узнал и архиепископ Симеон и, призвав его к себе, назначил на должность эконома архиепископского дома. После смерти архиепископа преподобный удалился в Хутынский монастырь, а через некоторое время был назначен игуменом обители Рождества Пресвятой Богородицы на Лисьей горе.
Вскоре святой был избран архиепископом Новгородским. После принятия высокого сана святитель Евфимий предался подвигам служения еще с большим усердием, заботясь теперь не только о спасении своей души, но уже о душах, вверенной ему Господом паствы. Скончался святитель в глубокой старости в 1458 г.
Молитва святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому
Отче святителю Евфимие! Ты от юности Твоея Христа возлюбил еси, и благодатию Его укрепляем, вся плотская мудрования умертвил еси, чистым же житием и кротким нравом Господеви угодил еси, и по благодати Его на престоле святительства подвизаяся, явился еси, пастве Христове Великаго Новограда пастырь добрый, душу твою о стаде твоем полагаяй. Темже и по смерти твоей прослави тя Пастыреначальник Христос подаянием чудес, от тебя истекающих, образ добродетельнаго жития в тебе нам показуя. Темже и аз грешный и унылый, к раце мощей твоих припадая, молюся тебе усердно: даждь ми руку помощи, воздвигни мя молитвами твоими из глубины греховныя: се бо волнами страстей плотских и иными тьмочисленными житейскими треволнении обуреваюся. Буди убо мне многогрешному теплый ко Христу предстатель и молитвенник, да и аз, от потопления греховнаго избавлен, ко пристанищу непорочнаго жития благодатию Христовою достигну, и чистым житием прославлю Спасителя моего, кровию Своею мене искупившаго: и тако жития скончав, получу жизнь вечную во Царствии Небеснем, идеже славится Пречестное и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.
Тропарь святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому, чудотворцу
Тропарь, глас 4
Избран быв Богови от юности, святителю Евфимие, и сего ради архиерейства саном почтен быв, упасл еси люди, иже тебе Богом врученныя; темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси исцеляти различныя недуги. Того моли о нас, совершающих честную память твою, да тебе вси непрестанно ублажаем.
Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII веке. Строгий подвижник и молитвенник, он всю жизнь носил на себе власяницу и тяжелый железный пояс. Ежедневно преподобный вычитывал всю Псалтирь. Мощи святого почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Тропарь преподобному Софронию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах
Тропарь, глас 1
Пространна пути, ведуща в пагубу, блаженне Софроние, угонзая, затворился еси в темне месте пещернем, идеже день и нощь в молитвах и слезах и в ручном деле подвизаяся, обрел еси вечный живот и наслаждение.
Пострадал во время гонения на христиан в царствование Декия (249-251 гг.) в Смирне. Неоднократно св. Пионий был заключен в темницу, где его посещали и те, кто прежде был христианами, но из-за страха перед мучениями согласились принести жертвы идолам, и просили молитв. Горько плакал святой Пионий о малодушных и увещевал их: «Не отчаивайтесь, братия, хотя вы и сделали тяжелый грех, но покайтесь истинно и обратитесь опять всем сердцем ко Христу».
После многих истязаний 11 марта 250 г. святого мученика распяли на кресте. Крест обложили дровами и зажгли. Когда костер догорел, все увидели тело святого совершенно невредимым; даже волосы на его голове не сгорели. Лицо его было светло, сияло Божественной благодатью.
Сын благочестивых христиан, был родом из Египта. Вступив на иноческий путь, он долгое время подвизался отшельником на горе Пелусийской (в нижнем Египте, недалеко от реки Нил).
Узнав о гонении на Церковь Божию, святой оставил пустыню и отправился в Александрию, желая пострадать за Христа и укрепить в вере христиан. Придя туда, св. Епимах разрушил языческих идолов, за что был отведен в темницу. В темнице он ободрял верующих на мученический подвиг. После жестоких мучений св. Епимаха усекли мечом († ок. 250). Среди свидетелей его казни стояла женщина с больным глазом. Капля крови мученика, упавшая на болящую, исцелила ее, и женщина уверовала во Христа.
Родился в 1739 г. в болгарском селении Котеле и в крещении был назван Стойко.
В 1762 г. был рукоположен во священника. Отец Стойко несколько раз встречался и беседовал с преподобным Паисием Хилендарским (память 19 июня/2 июля), под влиянием которого в 1774 г. посетил Афон для знакомства с опытом монашеской жизни.
Возвратившись в родное село, несмотря на турецкое владычество, он 20 лет ревностно исполнял свой пастырский долг, совершая богослужения и требы, проповедуя и руководя Котельским Духовным училищем.
Несколько лет святой вынужден был скитаться по болгарским селам из-за постоянных преследований турок.
Овдовев, святой принял монашество с именем Софроний, а 17 сентября 1794 г. был хиротонисан во епископа Врачанского.
Нелегка была жизнь святителя. По-прежнему ему приходилось скитаться по городам Болгарии, спасаясь от янычар, но святитель мужественно переносил выпавшие на его долю испытания.
Он находит приют в Бухаресте и активно включается в церковно-общественную деятельность Угро-Валахии. Здесь же развернулась и его весьма плодотворная литературная деятельность. Широкую известность приобрела автобиографическая исповедь святителя «Житие и страдания грешного Софрония».
Св. Софроний был убежденным поборником славянского единства и считал, что только с помощью России Болгария добьется освобождения от османского ига.
Во время русско-турецкой войны (1806-1812 гг.) святой возвращается в Болгарию, призывая соотечественников оказывать всемерную помощь русским освободителям.
Скончался святитель Софроний в сентябре 1813 г.
Тропарь святителю Софронию, епископу Врачанскому (Болгарскому)
Тропарь, глас 1
Щитом веры вооружився, мечем словесе безбожныя агаряны посекая, стадо твое упасл еси на земли. В Небесней же обители вселився, Христа моли даровати народу нашему мир и велию милость.
Св. Григорий, именуемый Двоесловом (собеседником), родился в Риме ок. 540 г. Принадлежал к древнему патрицианскому роду, в котором были христиане, даже святые. Будущий святитель получил блестящее светское образование, и его ожидала блестящая государственная карьера. Он же чувствовал духовное призвание. Григорий вел скромную богоугодную жизнь и всей душой стремился к иночеству.
После смерти отца на его состояние он построил шесть монастырей в Сицилии, а в Риме основал монастырь во имя Андрея Первозванного, где и принял иноческий сан. Мысли об апостольском долге Церкви, стремление к духовному просвещению языческих народов вдохновляли св. Григория в течение всей его жизни и нашли достойное отображение в его богословских творениях. В 577 г. св. Григорий был посвящен в сан диакона. По поручению папы Римского долго трудился в Византии, где изучал греческий язык и творения святых отцов Востока, написал «Толкование на книгу Иова», оказавшее влияние на творения многих крупнейших богословов и поэтов средневековья.
В 590 г. св. Григорий был избран на Римскую кафедру. В это время Италия подверглась нашествию варваров. Св. Григорий проявил себя при этом ревностным архипастырем и выдающимся государственным и общественным деятелем. В 602 г. он получил признание главенства Рима над всей Западной Церковью. Св. Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Этот чин был утвержден на VI Вселенском Соборе в 680 г. и принят всей Христианской Церковью. Скончался святитель Григорий в 604 г. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане.
Тропарь святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому
Тропарь, глас 4
Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, славне Григорие, и Того силою укрепляемь, евангельски шествовати изволил еси. Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, Егоже моли, да спасет души наша.
Родился в 760 г. в Константинополе в благочестивой семье. Вопреки желанию вступив в брак, он по согласию с супругой проводил целомудренную жизнь, раздавая щедрые милости неимущим и готовясь к иноческой жизни.
Однажды, путешествуя с супругой по Сигрианской области, св. Феофан так умилился красотой одной долины, что, воздев к небу руки, усердно молился Господу о давно желаемой пустыннической жизни. Во сне святому явился Ангел Божий, возвестивший ему о скором исполнении его благочестивого намерения.
По прошествии некоторого времени святые супруги, раздав все имение нищим и отпустив рабов на волю, приняли монашество. Впоследствии преподобный Феофан основал на острове Калонимос монастырь, где, затворившись в келлии, занимался переписыванием книг, достигнув в этом деле большого искусства. Через некоторое время он устроил еще одну обитель в Сигрианских горах, в 30 верстах от Кизика, назвав ее Мегагрит (Великое село). Пробыв в ней игуменом 27 лет, святой был примером для братии во всех добродетелях: в трудолюбии, молитве, терпении, смирении, нестяжательности, посте. За свою благочестивую и подвижническую жизнь преподобный Феофан был прославлен от Бога многими дарами. Он исцелял тяжелобольных, изгонял нечистых духов, владычествовал над стихиями природы, имел дар прозрения и пророчества.
Преподобный Феофан, игумен Великого села в Сигриане, присутствовал на VII Вселенском Соборе в Никее в 787 г. Утверждая на этом Соборе истинное правоверие, святой показал себя как образец истинного нестяжания и смирения, приехав туда на плохом осле и в заплатанном рубище.
С воцарением нечестивого императора Льва Армянина, как ревностный иконопочитатель, преподобный Феофан претерпел двухлетнее темничное заключение, где был жестоко побиваем, томим жаждой и голодом. Затем он был сослан на Самофракийский остров в Эгейском море, где, прожив всего 23 дня, преставился ко Господу. Мученическая кончина его последовала в 818 г. Мощи святого были прославлены многими чудесами.
Святой Феофан оставил после себя «Хронографию», в которой описал историю Христианской Церкви с 285 до 813 гг. (закончив труд, начатый его другом Георгием Синкеллом, который довел свою хронику от сотворения мира до 285 г.).
Тропарь преподобному Феофану, исповеднику Сигрианскому
Тропарь, глас 5
Воздержанием житие украсил и, узды умертвив, победил еси вражия козни, отче Феофане, преставился еси к Богу в вечную жизнь, яко достоин причастник, моляся непрестанно, помиловати души наша.
Кондак, глас 5
Свыше прием Божественное откровение, со тщанием изшел еси от среды молвы житейския и, уединився, преподобне, чудес приял еси действо и пророчества достоинство, богатства и супружницы лишився.
Третий первосвященник иудейский, сын Елеазара и внук Аарона: И Елеазар, сын Ааронов, поя от дщерей Футииловых себе в жену, и роди ему Финееса: сия старейшинства отечества левитска по сродством их (Исх. 6, 25).
Он пользовался среди израильтян заслуженным уважением за свою ревность к вере и мужество. Мужественной борьбой против беззаконий он отвратил гнев Божий на израильтян за то, что они вовлечены были моавитянами в идолослужение Ваал-Фегору. За свою ревность Финеес приобрел особенное благоволение Божие, так что за ним и его потомством было навеки утверждено достоинство первосвященства. Святой Финеес скончался в глубокой старости, около 1500 г. до Р. X. и был погребен в Гаваафе.
Игумен, известный аскет, писатель, автор сочинений «Главы деятельные богословские», «Божественные гимны», «Слово о трех образах молитвы» и многих других.
Родился в 949 г. в местечке Галате, в Пафлагонии, от богатых и знатных родителей и получил прекрасное образование в Константинополе. Отвергнув открывавшуюся перед ним блистательную карьеру на государственном поприще, юноша стремится вступить на путь иночества. Несколько лет готовится он к этому под руководством монаха Симеона Благоговейного.
В 27 лет становится послушником Студийского монастыря, а затем монастыря св. Маманта, где принимает священный сан. По свидетельству очевидцев, во время принесения бескровной жертвы лицо его становилось ангелоподобным и излучало такой яркий свет, что на него трудно было смотреть.
В 980 г. преподобный избирается игуменом обители и, положив немало трудов по ее благоустройству, приводит ее в цветущее состояние.
В 1005 г. святой оставляет игуменство для подвигов молитвы и богомыслия. Плодом этого уединения стали труды преподобного, дошедшие до нас под общим названием «Слова преподобного Симеона Нового Богослова». В это же время он приступает и к написанию «Гимнов», которые докончил уже в изгнании.
Из-за преследований и происков недоброжелателей св. Симеон покидает монастырь св. Маманта и поселяется в пустынной местности, при храме св. Марины, где, собрав новое братство и установив строгий устав, вновь удаляется в молитвенное уединение, всецело предавшись богословскому творчеству.
Вся жизнь преподобного Симеона явила яркий пример стяжания смиренного и сокрушенного сердца.
Последние годы жизни святого были отмечены исполнением многочисленных предсказаний и исцелениями по его молитве.
Скончался он 12 марта 1022 г. Спустя 30 лет по его смерти были обретены нетленные мощи преподобного.
Тропарь преподобному Симеону Новому Богослову
Тропарь, глас 3
Божественное озарение, Симеоне отче, восприяв в души твоей, светило в мире показался еси светлейшее, разгоняя того мракобесие и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа, Егоже прилежно моли даровати нам велию милость.
Когда св. апостолы и Иоанн Богослов, проповедуя Евангелие, пришли в город Лидду (впоследствии Диосполь), то воздвигли там храм во имя Богоматери. Возвратившись в Иерусалим, они умоляли Божию Матерь придти в Лидду, посмотреть и благословить его. На это Пречистая ответила: «Идите с радостью, Я буду там с вами».
Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из столпов увидели изображение Богоматери, совершенно сходное с действительностью, сделанное не человеческими руками. В IV в. император-иконоборец Юлиан Отступник повелел уничтожить нерукотворенный образ Божией Матери. Каменосечцы различными орудиями пытались стесать или вырубить это изображение, но краски лишь глубже врезались внутрь столпа. Безуспешная работа была, наконец, оставлена.
По преданию, в Лидде был еще другой нерукотворенный образ Богоматери, который находился в храме, воздвигнутом Энеем, исцеленным св. апостолом Петром (Деян. 9, 32-35). Этот храм хотели отнять у христиан, и заперли его на три дня, ожидая знамения для разрешения спора. Когда через три дня его открыли, то увидели в нем нерукотворенное изображение Богоматери.
Происходил из знатного рода, получил блестящее светское образование, был видным сановником при дворе императрицы Ирины. В 787 г. святой присутствовал на VII Вселенском Соборе в Никее, где явил себя ревностным защитником Православия. Тяготясь придворной жизнью, св. Никифор оставил все почести и стал вести уединенную, подвижническую жизнь. В 806 г. за свои добродетели святой был избран патриархом Константинопольским. Он мудро управлял Церковью и твердо держался Православия.
В царствование Льва Армянина святитель, как защитник святых икон, был низвержен с престола и сослан на остров Проконнис в Мраморном море. На пути к месту заточения, когда святой проплывая мимо страны, где подвизался преподобный Феофан, игумен великого села, оба святых мужа прозорливыми очами увидели и приветствовали друг друга.
Святитель Никифор 30 лет провел в заточении, терпя скудость, болезни и в 828 г. преставился ко Господу.
При св. императрице Феодоре († ок. 867; память 11/24 февраля) мощи святителя Никифора были обретены, нетленными, перенесены в Константинополь и 13 февраля 846 г. с честью положены в соборном храме св. Софии.
Был правителем египетского города Гермополя. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305 гг.) покинул город и скрылся в одном брошенном селении с некоторыми преданными ему христианами.
Выданный за две золотые монеты одним неблагодарным нищим, которому ранее много благодетельствовал, святой исповедал свою веру во Христа и отказался принести жертву идолам. Стойко перенеся пытки железом и огнем, был утоплен в Ниле в 287 г. Вместе с ним пострадали и шесть его друзей.
Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Помпием, Африканом, Максимом, Зиноном, Александром, Феодором и иными 33 мучениками при императоре Декии (249-251 гг.) в Африке.
Во время гонения на христиан, сорок последователей Христа во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Правитель Африки, видя, что Терентий своим примером воодушевляет других, велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями — Африканом, Максимом и Помпием. А остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора предал жестоким мучениям. Несмотря на страдания, они мужественно исповедовали Христа, и Господь укреплял их. Святых мучеников привели в храм для принесения жертвы идолам, но Господь по их молитве разрушил и идолов и храм. Разъяренный правитель приказал обезглавить этих 36 святых мучеников.
На св. мучеников Терентия, Максима, Африкана и Помпия, которые также отказались принести жертву идолу, наложили тяжелые оковы и морили в темнице голодом. Ночью Ангел Господень освободил от оков и напитал их. Тогда правитель приказал волхвам навести в темницу змей и всяких гадов, но они ползали у ног мучеников, не причиняя им вреда. После этого они были усечены мечом.
Пострадал за Христа в г. Пидне, где за проповедь о вере Христовой и обличение язычников после жестоких мучений был усечен мечом (305-311 гг.).
Пострадала за Христа в Персии в IV веке.
Родители его были христианами. Когда святому исполнилось 15 лет, родители его умерли, и он, оставив мир, ушел в монастырь, где принял монашеский постриг. Ревнуя о безмолвном подвижническом житие, святой удалился в одну далекую пустыню, расположенную близ реки Евфрат. Здесь он стал проводить строгую подвижническую жизнь отшельника. За великие подвиги Господь исполнил святого своей благодатью, так что даже дикие звери слушались его. Святому служили два льва, одному из которых он исцелил язву на ноге.
Святой Анин был безвозмездным врачом, и приходящие к нему получали исцеления телесных и душевных недугов. Преподобный имел дар прозорливости и предсказал многое, имеющее совершиться в будущем. Прожив 110 лет в подвигах поста и молитвы и основав обитель, св. Анин мирно отошел ко Господу. Умирая, он увидел пришедших за его душой Моисея, Аарона и Ора.
Родился в итальянском городе Нурсии в 480 г. В 14 лет святой был отправлен родителями на ученье в Рим, однако, угнетенный окружавшей его безнравственностью, он решил посвятить себя другой жизни. Вначале св. Венедикт поселился при церкви св. апостола Петра недалеко от города и предался подвигам отшельничества, потом ушел дальше в горы, где повстречал отшельника Романа, который постриг его в монашество и указал для жительства отдельную пещеру.
Три года в полном уединении святой вел суровую борьбу с искушениями и превозмог их. Вскоре к нему стали собираться ревнители благочестия. По настоянию иноков соседнего монастыря он сделался их настоятелем, но скоро оставил их, заметивши в братии недовольство строгостью его устава. В 528 г. преподобный Венедикт с некоторыми из иноков отправился в Кампанию и там, на горе Кассино, основал обитель св. Иоанна Крестителя, где и был настоятелем.
Монастырь долгое время был центром богословского образования. При монастыре была создана замечательная библиотека. В этой обители преподобный Венедикт написал устав, основанный на опыте жизни восточных пустынников и установлениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Устав был принят впоследствии многими западными монастырями. Он предписывает инокам абсолютное отречение от собственности, безусловное послушание и постоянный труд. Старшим инокам вменялось в обязанность обучение детей и переписывание древних рукописей. Это помогло сохранить многие памятники письменности, относящиеся к первым векам христианства. Каждый новопоступающий должен был пробыть послушником в течение года, чтобы изучить устав и привыкнуть к монастырской жизни. На всякое дело испрашивалось благословение. Главой общежительного монастыря являлся игумен, имеющий всю полноту власти. Исполнение устава было строго обязательно для всех и рассматривалось как важная ступень, приближающая к совершенству.
Преподобный Венедикт удостоился от Господа дара прозрения и чудотворения. Многих он исцелял молитвами. Свою кончину, последовавшую в 543 г., преподобный предсказал заранее.
Родом из Константинополя, по происхождению грек, был постав-лен на Киевскую митрополию в 1328 г. и оказал много услуг России. В продолжение 25 лет служения он был мудрым советником московских князей в вопросах внутренней и внешней политики, содействовал установлению добрых отношений между Литвой и Русью, проявил себя миротворцем между Москвой и Новгородом, лично путешествовал в Орду с тем, чтобы получить утверждение прав и преимуществ, предоставленных Русской Церкви татарскими ханами, и преуспел в этом.
Святитель ревностно восстанавливал старые и строил новые храмы, окончательно утвердил пребывание митрополитов вместо г. Владимира в г. Москве. Святитель Феогност отличался выдающимся умом, обширными богословскими познаниями и оставил после себя письменные труды. Назначив после себя преемником епископа Владимирского Алексия, мирно почил о Господе 11 марта 1353 г. Нетленные мощи его были обретены в 1471 г. В 1474 г. у гроба святителя исцелился глухонемой. Ныне мощи святителя почивают под спудом в Успенском соборе Московского Кремля.
Благоверный Ростислав, князь Киевский (в крещении Михаил), был внуком Владимира Мономаха, сыном Мстислава I и братом князя Всеволода. Когда Мстислав унаследовал киевский престол, он отдал Смоленск в управление своему третьему сыну Ростиславу. Ростислав управлял Смоленским княжеством более 40 лет. Он основал ряд городов, достроил много храмов и Смоленский кремль. При нем образовалась Смоленская епар-хия.
В 50 годы XII века он был втянут в борьбу за Киев, которую вели княжеские семьи Ольговичи и Мономаховичи. Ростислав стал киевским князем в 1159 году. Он отличался высокими христианскими качествами: любовью к подчиненным, желанием блага всем, забвением обид. Известно еще, что Ростислав стремился принять монашеский постриг, но не смог осуществить это желание. Его духовиком был Поликарп, настоятель Киево-Печерской лавры. Народ любил Ростислава. Возвращаясь из похода на Новгород, он заболел и скончался в 1167 году. Похоронили его в Киеве в Феодоровском монастыре, основанном его отцом.
Тропарь благоверному князю Ростиславу-Михаилу Киевскому
Тропарь, глас 6
Обрете тя, строителя градов и церквей, земля Киевская, великий княже Ростиславе, смуты устранял еси, единство храня, темже Господь, ти мудрость ниспосла, сего ради Христу Богу молися спастися душам нашим.
Жил и подвизался в IX веке. С юности отличался добродетельной жизнью. Приняв иночество и всем сердцем предавшись православной вере, св. Евсхимон достиг высоты епископского сана. За свою богоугодную жизнь он получил от Бога дар чудотворения. Так, молитвой святой воскресил умершего младенца, внушал страх диким зверям, прогоняя их одним словом, когда они пытались вредить стадам.
При императоре-иконоборце Феофиле за почитание святых икон святой Евсхимон претерпел узы и изгнание, где и скончался.
По преданию, Феодоровская икона написана святым евангелистом Лукой. Первона-чально она была обретена святым князем Георгием Всеволодовичем в часовне близ Городца (впоследствии — Нижегородской губернии). При нашествии Батыя Городец вместе с другими городами был опустошен и сожжен, жители же его перед тем бежали, а икону не успели взять с собой. Но в 1239 году она сама явилась костромскому князю Василию Георгиевичу в лесу, на сосновом дереве, во время охоты. Оказалось, что икона из Городца скрылась, и жители Костромы видели, как перед явлением ее князю нес ее по городу человек в богатой воинской одежде, очень похожий на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.
На месте явления иконы, на берегу реки Запрудни, основан Запрудненский монастырь во имя Нерукотворенного Образа Господня.
В прежнее время туда ежегодно 16 августа совершается крестный ход в память явления чудотворной иконы.
В 1239 году икона была принесена во Владимир, в Успенский собор. Затем она стала моленным образом святого благоверного князя Александра Невского и находилась при нем во всех походах. После его смерти в 1262 году младший брат князя Василий вернул чудотворный образ в Кострому.
В 1272 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Выступив против татар, князь взял с собой икону Феодоровскую, и враги, пораженные необыкновенным от святой иконы сиянием, пожигавшим подобно огню полчища их, обратились в бегство.
Феодоровская икона Божией Матери для нас особенно достопамятна тем, что в присутствии ее в 1613 году Марфа Ивановна Романова благословила юного сына своего Михаила Феодоровича на Российский престол, потрясенный самозванцами и поляками. Известно, что он не решала дать свое согласие, и архиепископ Феодорит, взяв в руки икону, сказал ему и его матери: “Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере, ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери, не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога”.
При виде лика Богоматери, Марфа Ивановна была глубоко тронута: поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела сына к иконе, благословила его и сказала: “Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним”.
Избранный царь немедленно был возведен на престол. Это происходило в 1613 году, 14 марта, и потому в этот день поставлено праздновать Феодоровской иконе Богоматери.
В Москве в церкви Рождества Богородицы, что “на сенях”, в Кремлевском дворце находилась весьма чтимая икона Феодоровская — список с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Успенском костромском монастыре, принесенный в Москву из Костромы матерью царя Михаила Феодоровича Марфой Ивановной.
В Сызранском Вознесенском монастыре известна была явленная Феодоровская икона Богоматери. Эта святая икона явилась в 1713 году пастухам при верховье источника, находящегося ниже пригорода Кашпира Сызранского уезда, Симбирской губернии. Икона с крестным ходом сначала перенесена была в Кашпир, а потом, по желанию жителей Сызрани, в их город, в монастырский храм.
Кроме того, известны и другие свято чтимые списки с чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, из которых особенно известны в следующих местах: в Нижнем Новгороде в церкви святого митрополита Алексия; в Феодоровском монастыре Балахнинского уезда, Нижегородской губернии; в Казани в Троицкой Церкви, поставлена там Гермогеном, святителем Казанским; в Моршанске, Тамбовской губернии, в церкви во имя Феодоровской иконы Богоматери; в Ярославле в храме во имя Феодоровской иконы Богоматери, созданном во 2-й половине XVII века, а также во многих других местах.
В Москве, кроме списка в Рождественской придворной церкви, находился еще и другой, очень древний и точный, список с Костромской иконы Богоматери — в храме, посвященном Ее имени на Малой Алексеевской улице (что в Рогожской), выстроенном по усердию прихожан в 1748 году.
Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Пуплием, Тимолаем, Ромилом, Александром, Александром, Дионисием, Дионисием в Кесарии, в царствование императора Диоклетиана.
Святые мученики Пуплий, Тимолай, Ромил оба Александра и Дионисий во время мучений христиан добровольно предали себя в руки игемона и были заключены в темницу, где встретились со святыми мучениками Агапием и его слугой египтянином Дионисием. После долгих и жестоких мучений святые были усечены мечом.
Был священником в г. Сиде, в Памфилии. За распространение веры Христовой был обезглавлен при Аврелиане в 270-275 гг.
Родом из Египта. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане святой посещал находящихся в темницах святых мучеников, страдавших за Христа, врачевал их язвы, подавал им пищу и погребал их тела, за что был схвачен. После различных истязаний с него живого была снята кожа, а затем св. Никандр был обезглавлен.