[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Пострадал в III в. вместе со святыми мучениками Феогнидом, Антипатром, Феостихом, Артемом, Магном, Феодотом, Фавмасием и Филимоном. Все они происходили из разных местностей, были разного возраста, занимали разное положение в обществе (среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики). Но всех их объединяла вера во Христа. За обличение язычников в их заблуждениях все они в городе Кизике (в Малой Азии) были мучимы и усечены мечом. Открытые при св. Константине Великом († 337 гг.; память 21 мая/3 июня) нетленные мощи мучеников были положены в храме, построенном в их честь, и прославились чудесами.
С юности подвизался в Египетской пустыне. Тяжелыми постническими трудами святой достиг победы духа над плотью. Став игуменом, преподобный Мемнон мудро и осторожно руководил братией, помогая им молитвой и советом. Непрестанной молитвой и трудом он получил от Бога дар прозорливости и чудотворения. По его молитве в пустыне открылся источник воды, погибла саранча, губившая посевы; терпевшие кораблекрушение, призвав его на помощь, спасались.
Преподобный Мемнон совершал много и других преславных чудес, ради чего и был наречен «Чудотворцем». По смерти святого одно лишь призывание его имени прогоняло саранчу и разрушало любые козни духов злобы.
Мученик Диодор пострадал за проповедь Евангелия Христова в Афродисии Карийской вместе со св. мучеником Родопианом диаконом при императоре Диоклетиане.
Монашество принял в Требинской обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. За добродетельную жизнь был возведен во епископа Захолмья и Скендерии. Он занимал кафедру во второй половине XVI века. Святитель Василий был добрым пастырем Христовых овец, и Господь подкреплял слово его различными чудесами. Скончался святитель Василий мирно и был погребен в городе Остроге в Черногории на границе с Герцеговиной.
Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и преподобного старца Амвросия.
Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице и рано умер. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она была строга с ним, больше действовала кротостью и умела тронуть, его сердце. Но и мать его умерла рано. Остался Николай круглым сиротой. Несколько лет работал он в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги.
В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер. 10, 23). Принял Николая преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию.
Первым послушанием его в Оптикой было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У преподобного Нектария была келия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии — в храм да в могилу. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится». Под руководством своих великих наставников преподобный Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию, а 19 января 1894 года был посвящен в иеродиакона, и еще через четыре года был рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха.
Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по cвоему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством.
В 1912 году оптинская братия избрала его в старцы. Но преподобный Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Принимал преподобный старец Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев, иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приема смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои вопросы, а преподобный Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к преподобному старцу Амвросию и сама келия говорит за него. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.
После закрытия монастыря в 1923 году преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».
Скончался преподобный Нектарий в глубокой старости 29 апреля/12 мая 1928 года и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.
Как при жизни старца, так и после его блаженной кончины каждый, кто обращается к нему с истинной верой, получает благодатную помощь. По молитвам преподобного Нектария люди выходят из трудных жизненных ситуаций, совершаются чудеса духовного и телесного исцеления.
Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 6 февраля 1807 г. в родовом имении отца, селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и путешествии по окрестным святым местам. Детство мальчик провел в уединении сельской жизни; с ранних лет безотчетно влекся он к жизни иноческой. С возрастом его религиозное настроение обнаруживалось все заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.
Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние — не только в науках, но и в рисовании, и музыке. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств А. Н. Оленина; здесь, на литературных вечерах он сделался любимым чтецом и вскоре познакомился с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым. Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменял своим душевным стремлениям. В поисках “вечной собственности для вечного человека” он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни.
Столь же ревностно, как занимался наукой, принимается Дмитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об Истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению Православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.
Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Дмитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение “света” и недовольство своих родителей, в 1827 г. уходит в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре.
В январе 1832 г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833 г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по Высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни.
Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. 27 октября 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году Владыка прибыл в Ставрополь. где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1871 г. поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни († 1867 г.) он отдал работе над духовными сочинениями.
Брат апостола Иоанна Богослова († ок. 98-117 гг.; память 26 сентября/9 октября), священномученик. Был призван на проповедь Евангелия Самим Господом из простых рыбаков вместе с братом (Мф. 4, 21; Мк. 1, 19-20). Святым апостолам Иакову, Иоанну и Петру Господь преимущественно открывал Божественные тайны: при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37-42; Лк. 8, 51-55), на Фаворской горе (Мф. 17, 1-9; Мк. 9, 2-9; Лк.9, 28-36) и в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-46; Мк. 14, 32-42; Лк. 22, 39-45).
После сошествия Святого Духа св. апостол Иаков проповедовал в Испании и других странах мира. Затем возвратился в Иерусалим, где открыто учил об Иисусе Христе, что Он истинный Мессия, Спаситель мира, обличал фарисеев и книжников в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостоять апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы тот вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе, как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал ко святому апостолу своего ученика Филита, но тот уверовал в Господа Иисуса Христа. Вскоре и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.
Тогда иудеи убедили царя Ирода Агриппу (40-44 гг.) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков, спокойно выслушав смертный приговор, продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством св. Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: «Мир тебе и прощение». Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со св. Иаковом в 44 г. в Иерусалиме (по другим источникам, около 42 г.).
Тропарь святому апостолу Иакову Заведееву, брату святого Иоанна Богослова
Тропарь, глас 3
Апостоле святый Иакове, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Ин тропарь, глас 3
Апостол Христов был еси избранный и Богослову возлюбленному брат единородный, всехвальне Иакове, поющим тя грехов оставление испроси и душам нашим велию милость.
С юных лет святой Никита поступил в Киево-Печерскую обитель и вскоре решился сделаться затворником, несмотря на внушение игумена о преждевременности такого подвига для молодого инока. В затворе Никита подвергся следующему искушению: по внушению диавола он перестал молиться Богу и весь предался чтению книг Ветхого Завета. Никита так изучил их и выучил на память, что никто не мог сравниться с ним в знании этих книг. Когда его блестящее знание ветхозаветного Писания стало известным многим, князья и бояре стали приходить к нему для слушания и наставлений. Однако, многих удивляло, что о книгах Нового Завета он и слышать не хотел и всячески избегал их упоминания. Тогда мудрые старцы монастыря поняли, что Никита “впал в прелесть”, то есть подпал под диавольское обольщение. От этого состояния Никита был избавлен усердными молитвами печерских иноков. После этого Никита покинул свой произвольный затвор. Продолжая строго поститься, он стал прилежно молиться Богу, и чрез непродолжительное время он своим послушанием и смирением превзошел других иноков.
Через несколько лет Никита был поставлен епископом в Новгороде. Он хорошо проповедовал, наставляя верующих евангельскими словами. Будучи за свою святую жизнь награжден от Бога даром чудес, он многим помог и многих исцелил. Так, однажды он молитвой низвел с неба дождь, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар.
После 13-летнего епископства святой Никита мирно скончался в 1108 году. Через 445 лет после его кончины, при царе Иване Васильевиче Грозном (1530-1584 гг.), мощи святителя были обретены нетленными, и тогда совершилось много исцелений; причем преимущественно больные глазами и слепые улучали исцеления.
Молитва святителю Никите, епископу Новгородскому
О, архиерею Божий, святителю Никито! Услыши нас грешных, днесь во священный храм сей стекшихся, и честному образу твоему поклоняющихся, и ко священней твоей раце припадающих, и умиленно вопиющих: якоже сидя на престоле святительства в Великом Новеграде сем, и единою належащу бездождию, дождь молитвою свел еси, и паки граду сему огненным пламенем обдержиму, молитвою избаву подал еси, тако и ныне молим тя, о святителю Христов Никито: молися ко Господу, еже избавити царствующий грады, Великий Новград сей и вся грады и страны христианские от труса, потопа, глада, огня, града, меча и от всех врагов видимых к невидимых, яко да изрядных ради молитв твоих спасаеми, славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь святителю Никите, епископу Новгородскому
Тропарь, глас 4
Насладився, Богомудре, воздержания и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито, и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша.
Жил в царствование благочестивого императора Феодосия Великого и был епископом в г. Еврии, находившемся в древнем Эпире. Святой Донат вел богоугодную жизнь и еще при жизни своей прославился многими чудесами. Так, он умертвил большого страшного змея, обитавшего в источнике и отравлявшего в нем воду. Однажды, по молитвам святителя, из небольшого рва, выкопанного руками святого, потек источник воды. Другой раз св. Донат молитвой низвел дождь с неба, исцелил дочь царя, воскресил умершего. Достигнув глубокой старости, он мирно отошел ко Господу около 387 года.
Жил в начале IV века в Понтийском городе Амасии. Он поддерживал и утешал христиан, страдавших от гонений язычников. В то время восточной частью римской империи правил Ликиний (312-324 гг.), лицемерно подписавший «Указ веротерпимости» (313 г.), который разрешал свободное исповедание христианства. Когда он узнал, что его супруга помогла средствами святителю Василию достроить храм в Амасии, то потребовал от правителя города выслать святителя к нему.
На суде святитель Василий решительно отверг предложение императора стать верховным жрецом и был приговорен к смерти. Когда мученик был обезглавлен († ок. 322 г.), то воины, опасаясь императора, бросили тело и главу святителя в море. Но, по извлечении тела из воды, совершилось чудо: голова оказалась на своем месте, и только шрам на шее указывал на след меча.
Пострадал за Христа, будучи прободен мечом в чрево.
Один из четырех великих пророков Ветхого Завета. Происходил из колена Левиина, сын священника Хелкии из г. Анафофа, близ Иерусалима. Жил на рубеже VII-VI веков до Р. X. К пророческому служению призван Богом на 55-м году жизни. 23 года пророчествовал, обличая иудеев за отступление от истинного Бога и поклонение идолам. Но люди не внимали ему, а издевались и даже покушались убить его.
При нечестивом царе Седекии пророчество исполнилось: Навуходоносор опустошил Иудею, разрушил Иерусалим, разграбил и сжег храм, многих евреев увел в Вавилон, а Иеремии, освободив его из темницы, позволил жить, где пожелает. Оставшиеся иудеи вскоре возмутились, убили наместника Навуходоносора и убежали в Египет, насильно захватив пророка, который удерживал их от неверного шага, ибо кара, говорил он, настигнет их и в Египте. Поселились они в г. Тафинисе. Здесь Иеремия прожил 4 года. Когда он предсказал, что царь Вавилонский опустошит и Египет, чтобы наказать непокорных иудеев, иудеи побили его камнями. В том же году пророчество исполнилось. Через 250 лет Александр Македонский перенес мощи св. пророка Иеремии в г. Александрию.
Во время нашествия татар на Россию дед преподобного был бас-каком в городе Боровске. По смерти Батыя, когда многие баскаки были выгнаны из княжений Российских, дед Пафнутия принял христианскую веру, был назван Мартином и поселился в 3 верстах от Боровска, в сельце Кудинове. От сына Мартинова, Ио-анна, родился препо-добный и при крещении назван Парфением. В 20 лет Парфений тайно ушел от родителей и в 1414 году постригся с именем Пафнутия в Покровском Высоцком монастыре, что на Высоком в Боровске. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан (ок. 1426 г.). Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником.
На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления он в день святого великомученника Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 г, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия, число иноков быстро возростало. Так был основан Пафнутьев-Боровской монастырь. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келлия его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу. Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель преподобного был направлен 20-летний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий.
За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года. Общецерковное его прославление состоялось на Стоглавом соборе в 1547 году, и память его предписано праздновать 1 мая.
Преподобный Пафнутий был одним из особопочитаемых в Московском царстве святых, а на Казенном дворе Московского Кремля, где хранились не вошедшие в Крестовую палату святыни, хранились "башмачки и онучки" преподобного.
Кроме преподобного Иосифа Волоцкого некоторые другие постриженники преподобного Пафнутия местно почитались в Калужском крае: это неканонизированные старец Илия, брат преп. Пафнутия, старцы Иннокентий, Исаия, Евфимий, преподобный Никифор, Боровский чудотворец. Постриженником преподобного Пафнутия был также преподобный Левкий Волоколамский, основатель Успенской пустыни на реке Рузе. Во время его жительства в Боровском монастыре ему преподобным Пафнутием был поручен еще один его постриженник - преподобный Даниил Переяславский . В 1476 году старец и ученик удалились в пределы Волоколамские, где прожили в основанной пустыни два года. После этого преподобный Даниил ушел в Переяславль, в Богородицкий монастырь, где и подвизался 30 лет.
Из других известных постриженников Пафнутьева Боровского монастыря можно упомянуть преподобного Давида Серпуховского, учредившего в 1515 году в 23-х верстах от Серпухова Вознесенскую пустынь, а также свт. Макария, митрополита Московского, который принял пострижение и прошел монашескую школу в Пафнутьевом Боровском монастыре, где "искусил жестокое житие", и откуда был взят на архимандрию в Можайский Лужецкий монастырь.
В миру Елевферий, родился в селении Димитцани в Пелопоннесе, в благочестивой христианской семье. В юности, по малодушию, он отрекся от Христа. Но впоследствии раскаявшись, Елевферий обратился в Православие. Он постригся в монахи с именем Евфимий на св. горе Афон, где стал проводить подвижническую жизнь, непрестанно оплакивая свой грех. В короткое время св. Евфимий достиг совершенства добродетелей и пожелал принять мученический подвиг за Христа.
С благословения афонских старцев преподобный оставил святую землю и прибыл в Константинополь, где 22 марта 1814 г. за мужественное исповедание Христа перед мусульманами, был усечен мечом. От одежды св. Евфимия совершались чудеса и исцеления. Так, шестилетний мальчик исцелился от горячки, а девятилетняя девочка от бельма в глазу, морская буря укротилась, как только на паруса корабля была повешена одежда святого. Честная глава св. Евфимия находится ныне в монастыре великомученика Пантелеимона на Афоне.
Во святом крещении Иоанн. Родился в конце XVIII века в болгарском селении Эски-Загра Тырновской епархии. Спасаясь от турок, Иоанн бежал на святую гору Афон, где принял монашество с именем Игнатий. Имея пламенное желание пострадать за Христа, по благословению своего старца Никифора отправился в Константинополь, где принял мученическую кончину близ местечка Пармак-капи 8 октября 1814 г. Мощи св. преподобномученика Игнатия были привезены на Афон и прославились исцелениями. Его честная глава находится в Русском Пантелеимоновом монастыре.
Родился в благочестивой христианской семье близ г. Солуни. Будучи отроком, по неразумию принял магометанство. Но раскаявшись, отправился на Афон, где стал вести строгую подвижническую жизнь под руководством старца и был пострижен в монашество.
Пожелав смыть своей кровью грех вероотступничества, святой отправился в Константинополь, где открыто исповедовал перед турками христианскую веру. За это он был жестоко мучим, а после усечен мечом. Мученическая кончина святого последовала 1 мая 1816 г. Святая глава преподобномученика Акакия находится в русском монастыре св. великомученика Пантелеимона на Афоне.
В 1495 г., после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны, собором русских архиереев совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита. В 1497 г., послушный пастырскому долгу, митрополит Макарий решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от нашествия татар, и на пути, в селе Стриголово, когда совершал богослужение, был ими убит. Тело святителя было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии, где прославилось чудесами в 1625 и 1634 гг. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь.
Родился в 1490 г. в Переяславле-Залесском, назван был Григорием. С детства любил посещать храм Божий и в 13 лет поступил в монастырь к преподобному Даниилу Переяславскому, который в скором времени постриг его с именем Герасим. Новоначальный инок, ревностно совершал подвиги поста и молитвы, служил бедной братии своим ремеслом сапожника.
После 26-летнего пребывания под руководством преподобного Да-ниила, святой Герасим, получив его благословение на отшельническую жизнь, поселился в смоленской земле, недалеко от г. Дорогобужа. Он много раз подвергался нападению разбойников, но кротко и терпеливо переносил обиды и молился за обидчиков. По особому видению он перешел на Болдинскую гору и здесь основал общежительный монастырь. В 1530 г. он воздвиг храм в честь Святой Троицы и построил келии для собравшейся братии. Кроме того, в 1553 г. он основал еще монастырь во имя Иоанна Предтечи в г. Вязьме, а затем в Брянском лесу на реке Жиздре св. Герасим воздвиг третью обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. За девять лет до своей кончины преподобным был устроен еще монастырь близ Дорогобужа во имя Рождества Богородицы.
Преставился преподобный Герасим 1 мая 1554 г на 65 г. жизни.
Жил в IV веке, происходил из Персии и подвизался там в одном из монастырей. Во время гонения на христиан, воздвигнутого персидским царем, святой мученик был убит в городе Низивии после 364 года за исповедание веры Христовой.
Святая Тамара (1184-1213 гг.), грузинская царица, была дочерью Георгия III от красавицы Бурдухан. При ее матери христианство уже распространилось в разных частях Грузии. Тамара оставила о себе добрую память в народе. Некоторые племена Грузии почитают Тамару, как целительницу недугов.
Грузинские сказания прославля-ют ее кротость, миролюбие, мудрость, религиозность и красоту. Известно еще, что святая Тамара заботилась о бедном народе, о вдовах, сиротах и содействовала духовному развитию Грузии. Кроме того, она покровительствовала поэтам, писателям, построила много храмов, а также роскошный Вардзийский дворец. Церковь за заботы и щедрые дары причислила Тамару к лику святых.
Святая Тамара созвала церковный собор, который устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. Успешна была и ее государственная деятельность, благодаря которой Грузинское царство увеличилось и окрепло.
Молитва святой царице Грузинской Тамаре
О святая царице Тамаро! Не забуди нас, но поминай во святых твоих молитвах раб Божиих (имена), моли за ны, царице святая. Не отступи от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, от прелести бесовския и козней диавольских. Испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на небо чрез мытарства горьких бесов, да твоим предстательством от вечныя муки избавльшеся, Небесное Царствие наследовати сподобимся со всеми праведными, от века угодившими Христу Господу нашему: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и в безконечныя веки веков.
Тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской
Тропарь, глас 4
Во святых дивная, Иверии светило, благоверная царице Тамаро, на горах высоких храмы воздвигшая, да в них моления возсылают ко Господу, мольбами твоими крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския, десницею же своею полчища агарянская низпровергшая, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Блаженная мученица Нина родилась 28 декабря 1887 года в селе Лаль Архангельской губернии (ныне это город в Вятской области) в благочестивой семье урядника Алексея Кузнецова и жены его Анны. Она была единственным ребенком, и родители любили ее до чрезвычайности. Они мечтали выдать дочь замуж, но Нина с детства любила только молитву, монастыри и духовные книги. Храмов тогда было немало, в одном только Лальске шесть, хотя в те годы это было небольшое село. Посмотрел отец на тяготение дочери к духовному и решил, что не благоприятно для нее будет спасение на путях жизни семейной. Раз так, то неразумно будет и препятствовать ее духовным стремлениям. Отец отдал ей амбар, в котором сам смастерил полки, и стал покупать ей духовные книги. Так у Нины собралась богатая библиотека, и не было для нее большего утешения, чем чтение книг. Она много молилась, многие молитвы знала наизусть, на память читала Псалтирь. В постоянной молитве и трудах душа ее возрастала и укреплялась в чистоте, добродетелях и совершенстве. Тогда же она стала принимать странников и людей обездоленных. Родители вполне смирились с выбранным ею жизненным поприщем, да и сами видели, что наступило время гонений, и уж какая теперь счастливая семейная жизнь, когда христиан начинают преследовать, мучить и убивать.
В 1932 году власти арестовали Алексея и Анну, которые были уже в преклонных летах; они не выдержали тягот заключения и вскоре скончались. Власти собирались арестовать вместе с ними и Нину, но во время ареста родителей ее от переживаний разбил паралич, и впоследствии она с трудом передвигалась и почти не владела правой рукой. Когда нужно было перекреститься, она всегда помогала себе левой рукой. Не случись с ней болезни, осудили бы и ее на заключение, но из-за ее немощи, продержав месяц в Котласской тюрьме, Нину отпустили домой. По той же причине власти оставили ей дом и все имущество, которым она распорядилась как нельзя лучше. Дом был большой, пятистенный, с огромной кухней, где на полатях умещалось до двадцати человек и на печи пять, была еще большая комната, которая вся занималась народом, в основном женщинами, у которых были арестованы мужья, а имущество отобрано. Все они шли к Нине, у которой находили приют и пропитание. Она сама укладывала их ночевать, что было для нее нелегко из-за болезни.
После закрытия в начале революции Коряжемского монастыря братия его перебралась в Лальск, здесь образовался монастырь из двенадцати человек. Под храмом, в бывшем складском помещении, монахи сложили печь, прорубили два окошка, перегородили склад надвое и у них получилось две кельи. Здесь они жили, а служили в лальском соборе, и в своей жизни, и в церковной службе полностью сохраняя монастырский устав. Уже и монастырей в Северной Руси не осталось, а здесь был монастырь, и двенадцать человек братии сохраняли монашеское благочестие и благочиние. Настоятелем монастыря был игумен Павел (Хотемов). Родом он был из зырян, из глухой деревни неподалеку от Усть-Сысольска (ныне город Сыктывкар). Грамоте его обучил благодетель учитель, который преподавал в городе, но каждое лето, возвращаясь домой, проходил через село, где жили родители мальчика. Учитель давал ему задание на лето, объяснял урок и уходил, а на обратном пути принимал выполненное и задавал новое, и так мальчик обучился грамоте. На всю жизнь отец Павел сохранил благодарность к своему учителю и поминал его за каждой литургией. Но еще больше он был благодарен тем, кто пробудил в нем интерес к грамоте духовной, любовь ко Христу и монашеской жизни. Был он тогда подростком, и вот деревенские женщины собрались идти на богомолье в Киев пешком и предложили взять с собой и его. Он быстро собрался, даже шапки не взял. Путешествие заняло целый год. Вот тогда, у мощей преподобных в пещерах Киево-Печерского монастыря, он вполне понял и оценил, что это такое — спасительный монашеский путь. «Я за тех женщин, кто меня в Киев водил, каждый день молюсь, — говорил отец Павел, — если бы не попал я тогда в Киев, то не стал бы монахом, а не стал бы монахом, то не спасся бы». «А теперь, батюшка, спасешься?» — спрашивал его послушник Андрей Мелентьев. «А как не спасусь?! Бесы меня потащат в ад, так я вот так руки расставлю да скажу: я христианин! нет вам до меня дела!»
Отец Павел был большим подвижником. Он помнил на память больше шестисот имен людей, за которых постоянно молился за литургией. Чтобы иметь возможность помянуть всех, он приходил в храм за несколько часов до начала обедни, совершал проскомидию и молился за каждого человека. Когда его спрашивали, что такое монастырь, он отвечал: монастырь — это семнадцатая кафизма и кислая капуста каждый день, в простоте своего сердца выделяя для вопрошающего главное — молитву и пост. Сам он постился весьма сурово. Бывало, принесет ему кто-нибудь домашнего печенья или ватрушек вкусных. Отец Павел посмотрит, пощупает и эдак скажет со смехом: «Ой, ой, сильно хорошие, да жалко». И уйдет. Эти ватрушки потом так и лежат, пока не засохнут. Нина забирала эти сухари у отца Павла, размачивала их в ковше с водой и ела. Это и была вся пища подвижницы в течение многих лет.
После того как в 1928 году и этот монастырь в Лальске был властями закрыт, часть братии и среди них игумены Павел и Нифонт, который был в монастыре казначеем, нашли приют в доме блаженной Нины.
Монастырский устав блаженная соблюдала строго. Спала она четыре часа в сутки и в два часа ночи неизменно становилась вместе с монахами на молитву. И никогда она не пила ни чаю, ни молока, не ела сахара и ничего вкусного, а вся ее каждодневная еда состояла из размоченных в воде сухарей. И это при том, что в горнице у нее самовар со стола не сходил, один вскипит, другой ставят, а за столом вокруг самовара люди сидят, чай пьют, обедают, полон двор лошадей, потому что и проезжие у нее останавливались: за постой платить не надо, да и искать не надо, дом блаженной Нины, урядниковой дочки, каждый укажет, а уж в доме все не по мирскому, а по простому православному обычаю устроено — всякий здесь находил кров и какое-то пропитание; у кого был излишек хлеба, муки или крупы, те, уезжая, оставляли его для других. Гости хозяйки располагались обычно вокруг стола, но сама Нина никогда за стол не садилась, а в углу перед печью у загородочки на чурбачке. Она никогда не спала на постели, ляжет в углу избы под умывальником, натянет калечными руками на голову одеяло, свернется калачиком и спит. В храме она присутствовала за каждой службой; устраивалась где-нибудь на клиросе и делала вид, что спит. Но стоило кому-нибудь запнуться в службе, как она сразу подавала голос и читала, что следовало дальше, потому что службу она знала наизусть. Зрение у отца Павла было худое, и он, зная, что блаженная помнит службы и церковный устав, бывало, открывал из алтаря дверь и спрашивал оттуда: «Нинка, какое зачало Апостола и Евангелия читать?» Она тут же и отвечала: такие-то, и никогда не ошибалась.
В это время за псаломщика на клиросе был послушник Андрей Мелентьев. Многих из тех, кто пел раньше в церкви, кого закулачили, кого выслали, а некоторые сами разъехались и попрятались. Остались только старушки-матушки да купчихи-старушки, да иных старушек насобирает псаломщик и с ними поет. А пока с ними поет, забудет вовремя нужный Апостол найти, а пора уже выходить читать. Блаженная сидит на клиросе с закрытыми глазами, делая вид, что спит, и в этот момент говорит: «Открывай зачало...» —«Ну, не мешай, Нинка», — ответит послушник, а сам спешно ищет. Первое время он не верил, что она ему верно говорит, но потом, многократно убедившись в этом, уже не проверял.
В тридцатых годах из монастырских священников остался только игумен Павел (Хотемов), и стали прихожане опасаться — сможет ли вести каждый день службу старец, который из-за возраста становился весьма немощным. Отец Павел хотел пригласить служить иеромонаха, только что вернувшегося из заключения, но староста храма испугалась и воспротивилась этому. Тогда пригласили протоиерея Леонида Истомина, служившего в селе Опарине. Он был родом из Великого Устюга, до революции был лесничим, а после революции, в самый разгар гонений на Церковь, выразил желание стать священнослужителем и был рукоположен. Очень переживали отец Павел и блаженная, а ну как придет мирской протоиерей и нарушит устав монастырский. Он придет настоятелем, как его не послушаться, если он потребует сократить службу? Андрей Мелентьев сказал блаженной: «Нинушка, давай так уговоримся — не будем поддаваться, пока он сам не запретит. А и то — поспорим немножко. Скажем: батюшка, во-первых, собор, а во-вторых, в городе был монастырь, люди здесь просвещенные, понимают службу. Вот мы и держимся за церковный устав, чтобы пороку нам от людей не было. А если уж вы благословите — так и будет, как благословите». А заранее решили они священника ни о чем не спрашивать. Отец Леонид, прослужив несколько первых служб, ничего не сказал, так и осталась у них в соборе полная монастырская служба. По молитвам и заступничеству блаженной Нины собор в Лальске долго не закрывался, хотя власти не раз принимали шаги к прекращению в нем богослужения. В начале тридцатых годов они все же распорядились закрыть собор, но блаженная тогда стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным.
В начале 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, послушника Андрея Мелентьева, старосту храма, певчих, многих прихожан и последних еще остававшихся на свободе священников. Все они были этапированы в Великий Устюг и заключены в храме Архангела Михаила, превращенном в тюрьму.
31 октября 1937 года сотрудники НКВД арестовали блаженную Нину, но обвинения против нее не нашли. Полмесяца продержали блаженную в Лальской тюрьме, ни о чем не спрашивая, не предъявляя обвинения. Власти принуждали к лжесвидетельству против блаженной многих людей, но согласился на это только один — заместитель председателя Лальского сельсовета. Он дал показания о том, что блаженная Нина является активной церковницей, которая не только противится закрытию храмов, но неустанно хлопочет об открытии новых. «Летом 1936 года, когда поселковый совет намеревался закрыть церковь в Лальске, — показывал он, — Кузнецова организовала кампанию, приведшую к срыву этого мероприятия, она собирала подписи и проводила собрания верующих, предоставляя для этой цели свой дом. В августе 1937 года сельсовет начал собирать подписи среди жителей Лальска, которые желали бы закрыть храм, но Кузнецова снова собрала собрание верующих в своем доме и, таким образом, сорвала мероприятие, намеченное к проведению советской властью. Когда был арестован псаломщик Мелентьев, Кузнецова сразу же стала хлопотать за него, просить, чтобы его освободили, брала его под защиту».
После этих показаний в середине ноября блаженной Нине было предъявлено обвинение, и она была допрошена.
— Следствие располагает данными о том, что вы на протяжении ряда лет предоставляли свою квартиру для сборищ церковников, так ли это?
— Да, у меня в квартире до сих пор проживает священник Павел Федорович Хотемов, а также приходили другие верующие по вопросам церкви и службы в ней.
— Следствию известно, что вы по вопросу открытия лальского собора говорили: «Эта власть долго не продержится, все равно скоро будет война и снова все будет по-старому». Так ли это?
— Нет, этого я не говорила.
Виновной себя перед советской властью блаженная не признала.
Но что было делать с калекой, само содержание которой в тюрьме было для властей неудобным, а по известности блаженной среди народа и страшным — и на следующий же день после допроса она была отправлена в тюрьму города Котласа. 23 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила блаженную Нину к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Блаженная Нина была отправлена в один из лагерей Архангельской области, но недолго пробыла здесь исповедница. Она умерла в концлагере 14 мая 1938 года.
Причислена к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Арестованные ранее священники, в частности отец Леонид Истомин, были заключены в это время в храме Архангела Михаила в Великом Устюге. Православных поместили в небольшую камеру над алтарем, там же были собраны все священники и диаконы из Лальска. Лежа служили всенощные под большие праздники, священники во время службы, не приподнимаясь с нар, подавали вполголоса возгласы. Два года пробыл отец Леонид Истомин в тюрьме и лагере вместе со своими прихожанами, а затем его среди других священнослужителей отправили на лесозаготовки в Карелию. Условия содержания были такими, что заключенные вымирали целыми лагерями. Здесь принял кончину и отец Леонид.
Явилась 1 мая 1647 г. близ села Дальние Кузнецы, в 15 верстах от г. Царевококшайска Казанской губернии, земледельцу Андрею Иванову, работавшему в поле. Он взял ее и принес домой. Вскоре икона прославилась чудотворениями, и слава о ней распространилась всюду. Икона была перенесена в Царевококшайск, а затем в Москву — в подарок царю и патриарху. Спустя немного времени она была возвращена обратно, вместе с этим царь Алексей Михайлович повелел на месте обретения иконы устроить монастырь, который стал известен под именем Царевококшайской Мироносицкой пустыни.
Икона вырезана на апсидном камне и обложена драгоценной ризой. Она так же называется Мироносицкой, так как на ней изображены св. жены-мироносицы.
Греческая икона Божией Матери известна под именем Андрониковской. С древних времен она принадлежала к домашним святыням импе-ратора Андроника III Палеолога и в 1347 году была им пожертвована Монемвасийской обители в Морее, где пребывала до начала 19-го столетия. Когда турки напали в 1821 году на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, тогда настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спешил спасти только чудотворную Андрониковскую икону и скрылся с нею в г. Патрас.
Пред смертью своею Агапий завещал эту святыню родственнику своему, русскому генеральному консулу Н. И. Власопуло, которого сын и наследник, А. Н. Власопуло, послал ее из Афин в 1839 г. с письмом на Высочайшее имя в Одессу для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 по 12 мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. — в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году эта икона перенесена в женский монастырь во имя Казанской Божией Матери Тверской губернии, близ города Вышний Волочок. Божия Матерь изображена без Предвечного Младенца; у Ней на шее с правой стороны видна рана с запекшеюся кровью.
История иконы “Нечаянная Радость” рассказана святителем Димитрием Ростовским в его творении “Руно орошенное”.
Один разбойник, проводивший весьма грешную жизнь, тем не менее был привязан к Богоматери чувством благоговейной любви, и ежедневно молился перед Ее иконой. Как-то раз он собирался идти на разбой и перед выходом, обратясь к иконе Божией Матери, помолился. Тут внезапно он увидел, что у Божественного Младенца открылись язвы на руках и ногах, из Его бока хлынула кровь. Пав на землю, разбойник закричал:
— О, Госпожа, кто это сделал?
— Ты и прочие грешники, — ответила Богородица.
— О, Владычица, — отвечал ей грешник, — пусть мои грехи не победят Твоей невыразимой благости. Умоли же о мне Сына Твоего и Бога нашего!
Дважды повторяла Владычица свою молитву Младенцу Христу, пока Он не ответил:
— Я исполню Твою просьбу. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы.
С тех пор этот разбойник стал жить честною и благочестивою жизнью. Именно это событие послужило для верующих поводом к написанию иконы Божией Матери “Нечаянная Радость”.
От списков этой иконы происходили всевозможные чудеса, но наиболее часто от нее получали исцеления от глухоты.