[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]


 
15 мая
 

(память 2 мая и 24 июля по старому стилю а также 5 сентября - убиение св. князя Глеба)

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира († 15 июля 1015 г.). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии.

Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: “Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!”

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: “Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам”. Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. “Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец” (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. “Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить” (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. “Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые”.

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: “Мне отмщение и аз воздам” (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

“С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола”. Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 г.), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 г.). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035 гг.).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Акафист >>


(память 18 января и 2 мая по старому стилю)

От времени апостолов идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви принято называть церковных писателей (преимущественно в епископском сане), которые отличались святостью жизни. Церковные писатели, не признанные святыми, называются учителями Церкви. Отцы и учители Церкви в своих творениях сохранили нам апостольские предания и разъяснили истинное учение веры и благочестия. В трудные времена борьбы с еретиками и лжеучителями они выступили защитниками Православия и оставили высокий пример духовной жизни.

В особенности IV век прославился появлением великих учителей, которые встали на защиту святой веры в то время, когда мир Церкви глубоко и на долгое время был потрясен арианской ересью (Ариане отрицали девственную природу Господа Иисуса Христа).

Первым великим борцом против арианства был святой Афанасий Великий (293-373 гг.). Наделенный от природы необыкновенными дарованиями, Афанасий свое образование получил под руководством Александрийских архиепископов Петра и Александра. Большое влияние на Афанасия имел основатель египетского монашества преподобный Антоний Великий, жизнь которого он описал. Основательно изучил Священное Писание, творения ранних церковных писателей и древних классиков, занял весьма важную и влиятельную в то время должность архидиакона при архиепископе Александре и был ревностным помощником его в первоначальной борьбе с арианской ересью.

Как ближайший сослужитель и доверенный архиепископа Александра, Афанасий провождал его на Первый Вселенский собор и здесь обратил на себя общее внимание: никто так сильно не возражал против Ария, никто не превосходил его силой красноречия. Не прошло и года после собора, как молодой архидиакон Афанасий возведен был на кафедру Александрийского архиепископа. Несмотря на сравнительную молодость (28 лет), архиепископ Афанасий твердо взял в руки управление обширной областью, ему подведомственной: посетил церкви своего округа, сблизился с епископами, посвятил Фрументия в епископы для утверждения церкви в Абиссинии, посетил иноческие обители, широко раскинувшиеся в Фиваиде и других областях Египта, был у наставника своей юности преподобного Антония.

Энергичный и приветливый, непреклонный в истине и снисходительный к заблуждающимся, обладавший замечательным тактом в обращении с людьми, при глубоко проницательном уме, разносторонне образованный, архиепископ Афанасий сразу приобрел общее уважение и любовь. Но мирная пора его архипастырской деятельности продолжалась не более двух лет; за этим начинается для него ряд испытаний и бедствий. Приверженцы Ария, во главе которых стоял близкий ко двору Никомидийский епископ Евсевий, товарищ Ария по антиохийскому училищу, всячески старались возвратить Ария в Церковь, и сумели расположить в его пользу сестру императора Констанция и, при ее помощи, самого императора Константина. Решено было возвратить Ария, якобы раскаявшегося в своих заблуждениях, из ссылки, — и архиепископу Александрии принять его в общение с Церковью. Афанасий, проникая в хитрость и притворство лжеучителей, отказался принять еретика, который отвергал божество Господа Иисуса Христа.

С этих пор начинаются гонения на исповедника Христова и измышляются против него самые черные клеветы. Обвинили его в взимании неправедных доходов с церквей, в сношениях с врагами империи, говорили будто бы он умертвил одного епископа, по имени Арсений, и отсеченной у него рукой пользовался для волхований. Нашлись люди, которые поверили даже этой нелепой выдумке, и святой Афанасий должен был защищаться на суде. Здесь враги Афанасия показывали самую руку, которую, будто бы, нашли у него. Но здесь к стыду их явился сам Арсений. По данному знаку, он был введен и показал собранию обе руки, которые дал ему Господь. Это привело врагов Афанасия в неописуемую ярость: они бросились на него и едва не задушили. Так было еще при жизни императора Константина, покровителя Церкви. Последующие правители — Константинарианин и Юлиан Отступник, уже прямо и открыто преследовали святого Афанасия, но не могли сокрушить его непоколемой твердости.

Было время, когда наиболее ревностные соучастники Афанасия в борьбе с арианами — Осия, епископ Кордовский, и Либерий, папа Римский, подобно ему терпевшие удаление с кафедр и заточение, поколебались в своей твердости и согласились на уступку арианам, и святой Афанасий остался один непоколебимым вождем православных в борьбе с ними. В течение своего почти полувекового святительского служения святой Афанасий пять раз был изгоняем из Александрии, около 20 лет пробыл в ссылке и заточениях, до последней минуты жизни боролся с еретиками и ревностно старался о водворении мира и единомыслия в Церкви.

Среди трудов и волнений подвижнической жизни святой Афанасий написал много творений в защиту Православия в назидание верующим. Его труды, изданные на русском вышли в 4 томах. Мысли и доказательства святого Афанасия и теперь имеют великое значение и силу, язык в них — богатый и образный. Доблестный архипастырь скончался в возрасте 75 лет.

Тропарь святителю Афанасию Великому

Тропарь, глас 3

Столп был еси Православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие. Отцу бо Сына единосущна проповедав, посрамил еси Ария, отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.


(память 2 мая по старому стилю)

Родился в 1597 г. в г. Ревимне на о. Крит. Происходил из знатного греческого рода Пателариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов Св. Афанасий получил блестящее разностороннее образование. Но несмотря на образованность и известность в обществе, светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной славой не соблазнили его, святого влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца св. Афанасий принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне. Вскоре святой стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Святой перевел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь, которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о. Патмосе.

В 1626 г. святитель Афанасий был назначен в Валахию, где проповедовал Христово учение среди валахов и молдаван.

За свои труды и духовные дарования святой был назначен Константинопольским патриархом Кириллом I проповедником при Константинопольской кафедре, а в 1631 г. — епископом Фессалоникийским (Солунским). В марте 1634 г., после изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, святитель был возведен на патриарший престол. После возвращения патриарха Кирилла из ссылки святитель Афанасий оставил патриарший престол и более года прожил на Афоне, совершенствуясь в подвигах поста и молитвы. Затем он жил один год в Италии, где папа предложил ему принять католичество, обещая возвести его в кардинальское достоинство. Но святитель Афанасий остался верен Святому Православию. С 1638 г. он вновь стал управлять Солунской кафедрой. В то время в храмах Солунской митрополии, терпевшей притеснения со стороны турок, не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений. Святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах.

Однажды, возвращаясь из России, он тяжело заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре г. Лубны, где 5 апреля 1654 г. мирно отошел ко Господу и был погребен по восточному обычаю: тело святого в полном облачении было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу в монастырском Преображенском храме. 1 февраля 1662 г. обрели нетленные мощи святителя, от которых многие болящие получили исцеление. Необычное для России погребение святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной именования его Афанасием Сидящим.

Ныне святые мощи патриарха Афанасия покоятся в Благовещенском кафедральном соборе в г. Харькове.


(память 2 мая по старому стилю)

Святой Еспер и супруга его Зоя приняли христианство еще в детстве и сыновей своих Кириака и Феодула также воспитали в глубокой вере. Все они были рабами знатного римлянина язычника Катулла и жили в городе Атталии (Малая Азия).

Когда у Катулла родился сын, то всем слугам в угощение было предложено идоложертвенное мясо и вино. За отказ вкусить от идоложертвенных яств святые Кириак и Феодул были первыми подвергнуты мучениям. Их строгали железными орудиями, а потом вместе с отцом и матерью бросили в раскаленную печь. Видя, что огонь не причиняет святым никакого вреда, Катулл стал придумывать для святых более жестокие муки. Тогда святые помолились Господу и с миром предали свои души в руки Божии. На следующий день тела святых мучеников были найдены неповрежденными огнем. Это произошло в царствование императора Адриана (117-138 гг.). Год смерти мучеников точно неизвестен.


(память 2 мая по старому стилю)

Во святом Крещении Михаил. Равноапостольный подвиг его был предсказан ему дядей, святым Бояном. Первые годы правления царя Бориса складывались неудачно. Болгарам приходилось часто воевать с соседними народами, страну посещали голод и мор, и в 860 году Болгария находилась в бедственном состоянии. Царь Борис видел спасение страны, пребывавшей в язычестве, в просвещении ее верой Христовой.

Во время одной из войн болгар с греками взят в плен именитый придворный Феодор Куфара, ранее принявший иноческий постриг. Он был первым человеком, посеявшим семена Евангельские в душе болгарского царя. В одном из походов греками была взята в плен малолетняя сестра царя Бориса и воспитана при дворе византийского императора в Православной вере. Когда скончался император Феофил, царь Борис решил воспользоваться благоприятным случаем, чтобы отомстить грекам за предыдущие поражения. Однако вдова императора, Феодора, проявила мужество и послала вестника к болгарскому царю с предупреждением, что она сама готова защищать империю и посрамит противника. Царь Борис предпочел мирный союз, и в знак примирения состоялся обмен пленных Феодора Куфары и царевны болгарской, которая еще более расположила брата к христианской вере.

Несколько позже в Болгарию был послан святитель Мефодий, просветивший вместе со своим братом Кириллом славян светом Христовой веры. Святитель Мефодий совершил Крещение царя Бориса, его семейства и многих бояр. Болгары-язычники, узнав об этом, хотели умертвить царя Бориса, но их заговор был разрушен новокрещеным царем, а болгарский народ, лишенный мятежных вождей, добровольно принял крещение. Между Византией и Болгарией был заключен мир, основанный на единстве веры, который не нарушался до конца правления благоверного царя. Большое участие в духовном утверждении болгарского народа принял греческий Патриарх Фотий. В 867 году в Болгарию были посланы проповедники от римского папы, с этих пор в течение трех лет в Болгарии царил раздор между Греческой и Римской Церквами. Состоявшийся в 869 году Собор в Константинополе положил конец распре, и 3 марта 870 года Болгария окончательно присоединилась к Восточной Церкви, и Православие в ней еще более утвердилось. В Болгарии прославились святые подвижники: святители Горазд (память 27 июля) и Климент Охридский (память 27 июля). Благоверный царь Борис украшал страну храмами и способствовал распространению благочестия, впоследствии в Болгарии была учреждена Патриаршая кафедра.

На склоне лет святой царь Борис удалился в монастырь, оставив престол сыновьям Владимиру и Симеону. Находясь в монастыре, благоверный царь узнал о том, что правивший после него Владимир стал на путь отступничества от христианства. Сокрушаясь о происшедшем, святой Борис вновь облачился в царские одежды, наказал непокорного сына и, лишив его зрения, посадил в темницу. Поручив правление младшему сыну Симеону, благоверный царь Борис возвратился в монастырь. Лишь однажды он вышел из него для отражения нашествия венгров. Преставился святой благоверный царь Борис, в святом крещении Михаил, 2 мая 907 года.


(память 2 мая по старому стилю)

Явилась 2 мая 1635 г. в городе Путивле Курской области, у бывших Никольских ворот (по некоторым источникам, икона была впервые явлена в 1238 г.). Чудотворный образ долгое время находился на городских воротах и прославился многочисленными чудесами и знамениями.

Богоматерь изображена на этой чудотворной иконе с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке шар, символ Его вседержительства и обладания всем миром. У правой руки Богоматери изображена лестница, это символ того, что Она, родив Иисуса Христа, примирившего Бога с человечеством, соединила таким образом земное с небесным. Подобным образом изображается Пресвятая Богородица на Молченской иконе, которая празднуется 18 сентября.


 
16 мая
 

(память 2 сентября, Антония - 10 июля и 28 сентября (Печер.), Феодосия - 3 мая, 14 и 28 (Печер.) августа по старому стилю)

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале II века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.

За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня” (Матф. 10, 37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. “Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?” — “Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь”.

Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.

Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон.

Акафист >>


(память 3 мая по старому стилю)

Строгий подвижник, инок в Коринфе, он патриархом Николаем Мистиком (895-930 гг.) за святость жизни был удостоен епископства. Святой Петр усердно трудился, управляя своей паствой, был чрезвычайно милостив, заботился о нуждающихся, особенно о сиротах и вдовах; в неурожайный год святитель кормил голодавших. По молитвам святого пища, предназначенная для голодавших, никогда у него не оскудевала. Святитель также выкупал пленников, исцелял больных и одержимых, обладал даром прозрения. Задолго предсказал день своей кончины и отошел в мире ко Господу в возрасте 70 лет.


(память 3 мая по старому стилю)

Пострадали за Христа при императоре Диоклетиане в 286 г. Св. Тимофей происходил из села Перапеи (Фиваида Египетская) и состоял чтецом в церковном клире, а также хранителем и переписчиком богослужебных книг. На него было донесено, что он хранит христианские книги, которые по императорскому повелению отбирали и сжигали. За отказ выдать священные книги святого подвергли страшным мучениям: ему вонзили в уши две раскаленные палки, отчего у страдальца вытекли глаза и он ослеп, повесили вниз головой с куском дерева во рту и тяжелым камнем на шее. Страдания святого были настолько тяжки, что сами исполнители казни просили ослабить мучения. В это время правителю Аркану сообщили, что у святого Тимофея есть молодая, 17-летняя супруга, по имени Мавра, на которой он женился всего 20 дней назад. Святая Мавра была приведена и после того, как исповедала себя христианкой, тоже была подвергнута мучениям.

После долгих истязаний святые были распяты на крестах друг против друга. В течение девяти дней висели они на крестах, претерпевая страдания, беседуя о Господе и подкрепляя друг друга, и на десятый день скончались.

Со временем их мучитель Ариан раскаялся в своих злодеяниях и принял христианство. Вместе со своей семьей он добровольно принял мучения за Христа в 287 г.


(память 3 мая и 15 августа по старому стилю)

Киево-Печерская икона Успения Богоматери есть древнейшая из икон, чтимых в православной России. Она принесена в 1085 году из Константинополя и, как залог благодатного и всегдашнего предстательства Божией Матери о православной, Российской Церк-ви, дана от самой Богородицы четырем греческим каменоздателям, избранным Ею в строители Киево-Печерского храма в 1073 году.

Построение сего храма сопровождалось многими чудесами. Однажды, в 1075 году, пришли из Греции к преподобным Антонию и Феодосию четыре грека, вручили им икону Богоматери и спросили, где надо строить церковь. Преподобные отцы пришли в недоумение и спросили, по какому случаю они хотят строить церковь и как попали в Киев. Греки тоже удивились, что преподобные ничего не знают о том, и так стали рассказывать: «Мы были еще в Царьграде, когда однажды рано утром, при восходе солнца, пришли к нам благообразные юноши и, разбудив нас, сказали: «Ступайте скорее во Влахерну, там Царица вас ждет». Мы пошли и увидели в Церкви дивную Царицу, окруженную множеством воинов. Она сказала им: «Хочу воздвигнуть Себе церковь в Киеве, — и к нам обратилась: — Ступайте в Киев. Вот вам золото и мощи для основания церкви, вот вам и икона, которая там да наместная будет».

Так Сама Богоматерь вручила России чудотворную икону Успения Своего. Отцы возблагодарили Царицу Небесную, но недоумевали: где построить храм? В одну ночь киевляне, жившие вблизи Печерской обители, услышали в самую полночь глас бесчисленного множества поющих. Все тотчас вышли из своих жилищ и с удивлением увидели над старым Печерским монастырем великий свет и в этом свете целый сонм иноков, которые выходили из старой церкви к тому месту, где ныне стоит храм. Одни несли икону Богоматери, другие шли позади иконы со светильниками и священным пением, впереди всех шел преподобный Феодосий. Дойдя до избранного места, иноки совершили на нем пение и молитву и возвратились в старую церковь. По этому дивному видению ясно открылось благоволение Богоматери к указанному месту.

Непостижимыми чудесами воздвигнута была церковь во имя Успения в монастыре Печерском, недоставало только иконного украшения. Сама Богородица пеклась и об устройстве иконостаса. Опять в Царьграде было видение некоторым благочестивым иконописцам: их наняли преподобные Антоний и Феодосий писать иконостас в Киеве. Иконописцы поплыли к Киеву, но близ Киева увидели в сонном видении Киево-Печерскую церковь и так испугались ее громадности, что хотели возвратиться в Царьград. Но ночью ладья их проехала против течения столько, сколько и в три дня трудно проехать. В следующую ночь они увидели во сне чудотворную Киево-Печерскую икону, от которой услышали голос: «Что всуе мятетесь, не покоряясь воле Сына Моего и воле Моей? Если преслушаете Меня и задумаете бежать, то я возьму вас с ладьею и поставлю у моей церкви: тогда вы не выйдете уже оттуда, но, постригшись, кончите жизнь свою в монастыре, а я исходатайствую вам милость в будущем веке». Иконописцы и после этого дивного видения хотели бежать вниз по Днепру, но, сколько они ни плыли, к каким берегам ни приставали, ладья их всегда останавливалась у монастыря. Наконец покорились они воле Пресвятой Богородицы и принялись за украшение иконостаса. Невидимая сила помогала им.

Среди всех бедствий, каким подвергалась в различные времена святая обитель, чудотворная икона Успения Богоматери сохранилась невредимою. Пред сею древнею святынею молился Петр Великий, отправляясь под Полтаву, и по возвращении с Полтавской битвы приносил пред нею благодарение за дарованную победу. Получив известие о пожаре, опустошившем лавру Киево-Печерскую в 1718 г., да он спросил, цела ли чудотворная икона Богоматери. И, когда услышал, что икона спасена, сказал: «И так все сохранилось!»

В тяжкие и опасные годины города Киева и отечества икона сия вносится вне монастыря вокруг города. В 1812 году она также была обносима вокруг Печерской обители. Икона утверждена на шелковых шнурках над царскими вратами и опускается в известное время для молящихся; пред нею день и ночь неугасимо горит лампада. Икона изображает Божию Матерь, почившую на одре; пред одром стоит Евангелие, около главы и стоп Богоматери по пяти апостолов. Св. Петр предстоит у главы Ее с кадилом; апостол Павел изображен припадающим к стопам Ее. У средины одра изображен Спаситель, принявший на руки душу Богоматери. Около главы Его изображены два крылатые ангела, приникающие к одру с обручами в руках. Вся икона, кроме лиц и рук, покрыта ризою из чистого золота, украшенною крупными алмазами, бриллиантами и другими драгоценными каменьями, и вставлена в большой серебряно-золоченый круг, на котором изображены по сторонам два ангела, придерживающие икону; а вверху — Бог Отец и под Ним Дух Святой в виде голубя. По имени храма, созданного в Киеве над пещерами, икона называется Киево-Печерскою, по месту же первоначального ее явления — Влахернскою и прославлена неисчислимыми чудесами. Ежегодное празднование этой иконе совершается с 1085 г., когда она была принесена греческими зодчими в Киев.


(память 3 мая по старому стилю)

На иконе Богородица изображена сидящей на троне с короной на голове. Свои пречистые руки она возлагает на коленопреклоненных преподобных Антония и Феодосия, чудотворцев Печерских. На коленях у Богоматери изображен Богомладенец, благословляющий обеими руками. По сторонам трона стоят склоненные Ангелы.


(память 3 мая и 17 августа по старому стилю)

Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав о чудесах и исцелениях, бывших от чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Антония и Феодо-сия Киево-Печерских, князь послал в Печерский монастырь милостыню вместе с прошением отпустить чудотворную икону к нему в Брянск. По совету с братиею архимандрит Печерский отпустил икону на лодке рекою Десною со священником. Во время плавания провожавшие святую икону должны были провести ночь на берегу реки Свены. Вставши поутру, они пошли в лодку помолиться иконе Богородицы, но не нашли ее в лодке, а увидели ее на горе против реки Свены, стоящею на дубе между ветвями. Об этом чудесном явлении, от которого икона получила название Свенской, возвестили князю Роману. Он поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и по пути до того места, где ныне стоит Свенский монастырь, князь вздохнул от глубины сердца и со слезами так молился: «О пречудная Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ! Елика и дале узрю с места сего на все четыре страны, толико придам к дому Твоему, и созижду храм и обитель, идеже Ты возлюбила еси место». В ту же минуту он увидел пред собою тропинку и велел поставить тут крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь опять громко возопиял: «Пресвятая Владычице! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очам моим!» В ту же минуту князь стал видеть лучше прежнего и велел снять с дерева чудотворную икону. Икону снял епископ, и все с благоговением лобызали ее и отслужили молебен, после чего сам князь со всем народом стал рубить деревья, и вскоре общими трудами был сооружен храм во имя Успения Богоматери. Князь устроил тут монастырь и щедро оделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом и серебром; и тогда же в память явления иконы на реке Свене установлен был праздник 3 мая. Дерево, на котором стояла икона, употреблено было для икон и других предметов храма. По прошествии многих лет по основании храма оклад иконы попортился. Игумен Свенского монастыря просил у царя Иоанна Васильевича Грозного повеления переделать оклад на иконе. Царь повелел принести икону к себе в Москву и переделать оклад, для которого от себя прибавил золота, жемчугу и драгоценных камней. Оклад сделали в три года и тогда с молебствием отпустили чудотворную икону в Свенский монастырь.

Заступлением Божией Матери ради Ее Свенской иконы неоднократно защищаем был Брянск от нашествия врагов. В 1812 году полчища французов стремились к Брянску, жители сего города и его окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворною Свенскою иконою Богоматери, умоляя ее со слезами о заступлении и помиловании. Вскоре утешило их известие, что неприятельские войска, шедшие на Брянск, возвращены назад. В благодарность за избавление Брянска от погибели жители его в 1815 году устроили на Свенскую икону Заступницы усердной золотую ризу с венцами, и тогда же был установлен крестный ход ежегодно вокруг города со святою иконою 17 августа.

Чудотворная Свенская икона писана преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских живописцев. Икона изображается так: на золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне в одну ступень, величественно восседает Пресвятая Дева; правая Ее стопа утверждается на малом камени, или подножии, а левая покоится на амвоне. На коленях Пресвятой Девы воссидит Предвечный Младенец и благословляет десницею и шуйцею, а Пречистая Богоматерь держит Божественного Сына обеими руками. По сторонам трона стоят с правой стороны преподобный Феодосий, а по левую сторону преподобный Антоний, оба со свитками в руках.


 
17 мая
 

(память 4 мая и 7 октября по старому стилю)

Святая Пелагея (Пелагия) родилась в Тарсе (в Малой Азии) от знатных родителей — язычников. Отличалась она необыкновенной красотой и блестящим образованием. Император Диоклетиан (284-305 гг.) хотел женить на Пелагее своего усыновленного наследника, но она, уверовав во Христа, пожелала посвятить Ему свою жизнь и отказала в своей руке царскому наследнику. Приняв крещение, Пелагея решила посвятить верой Христовой и свою матьязычницу, но та упорствовала и в злобе привела дочь к отвергнутому ею жениху и отдала ее ему в руки. Жених же, зная, что Пелагея не откажется от христианской веры и что ее будут пытать, как и других христиан, от великой скорби покончил с собой.

Это еще более озлобило мать Пелагеи, и она отвела ее к Диоклетиану на суд. Увидев Пелагею, царь сам пленился ее красотой и захотел на ней жениться. «У меня жених — Христос, за которого я готова умереть», — отвечала Пелагея. Тогда царь приказал отдать святую деву на мучения. После страшных истязаний Пелагею ввергли в раскаленного медного быка, где она и предала Богу душу в 287 году.


(память 17 июня — в день преставления, и 4 мая — в день перенесения мощей по старому стилю)

Один из братьев Алфановых, живших в XIV веке в Новгороде и основавших там Сокольницкую обитель. За свое родство с известным, по летописям Яковом Алфаном, который убежал за Двину, спасаясь от преследований за сношение с Москвой, праведники Никита (Нифонт), Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы подверглись тяжким скорбям и страданиям, очистившим их для блаженной вечности.


(память 4 мая по старому стилю)

Был епископом г. Формии. Во время гонения на христиан святой семь лет скрывался в Ливанских горах. По особому Божию повелению св. Еразм сам предался в руки мучителей. За исповедание Христа его привели в Антиохию и предали мучениям. Но святитель Христов не испытывал при этом никакой боли и оставался непоколебим в вере. Тогда святого заключили в темницу. Но Ангел Господень освободил его от оков и чудесно привел в г. Ликий (Македония). Здесь святитель совершал великие чудеса и крестил десять тысяч человек. За это его схватили и привели в Италию, чтобы заставить совершить жертвоприношение. Но по молитве св. Еразма идолы разрушились и идолопоклонники опалились огнем. После всего, окрестив здесь множество народа, Еразм отправился в г. Сирмий.

В Сирмии его снова предали мучениям, но он, хранимый Господом, остался невредимым. Ангелом Божиим св. мученик Еразм был приведен в г. Формию, где крестил множество народа. Скончался священномученик Еразм в Формии 10 июля 303 года.


(память 4 мая по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со своим учеником в царствование императора Максимиана, в 304 г. За отказ принести жертву идолам его предали жестоким мучениям, после которых вместе с учеником бросили в раскаленную печь, где они предали свои души Богу.


(память 4 мая и 14 октября по старому стилю)

Пострадал за Христа в 311 г. Родом из г. Газы, он был поставлен в нем пресвитером. За проповедь Евангелия после мучений был осужден на работы в медные рудники г. Фены, где сделался епископом. Исполняя тяжелую работу, святой мученик дошел до полного изнеможения, но непрестанно исповедовал Христа Богом, за что и был усечен мечом. Ту же кончину приняли и 40 мучеников, наставленные святым в христианской вере.


(память 4 мая и 18 сентября по старому стилю)

Находилась в Старорусском мужском монастыре. Явилась в 1570 г. в Новгородской области. Старорусской икона называется потому, что она находилась долгое время в городе Старая Русса. По преданию, она была принесена греками из Ольвиополя в Старую Руссу еще в первые времена христианства и здесь пребывала до половины XVII столетия. В это время в Старой Руссе и Тихвине начала свирепствовать моровая язва. Одному жителю города Тихвина было откровение, что язва прекратится только тогда, как находящаяся в Старой Руссе икона Божией Матери будет перенесена в Тихвин, а Тихвинский образ Богоматери будет отправлен в Старую Руссу. Когда это исполнили, моровая язва прекратилась.

Старорусская икона находилась в Тихвине около 200 лет, и жители не желали возвращать образ Богоматери старорусским жителям, считая его своей святыней. Спор, продолжавшийся около ста лет, был окончательно решен в пользу Старой Руссы, и в том же году икона была торжественно перенесена в город и встречена с благоговейным восторгом всем народонаселением.


 
18 мая
 

(память 5 мая по старому стилю)

Святая Ирина, родом славянка, жила во второй половине I века и была дочерью Ликиния, правителя города Магеддона в Македонии. Еще в юности Ирина поняла суетность язычества и уверовала во Христа. Согласно преданию, ее крестил апостол Тимофей, ученик апостола Павла. Желая посвятить свою жизнь Богу, святая Ирина отказалась от замужества.

Познавая все глубже хрис-тианскую веру, святая Ирина стала убеждать и родителей стать христианами. Ликиний, отец Ирины сначала благосклонно внимавший ее словам, потом вознегодовал на нее, и когда она отказалась поклониться идолам, бросил ее под ноги диким лошадям. Не коснувшись мученицы, лошади бросились на Ликиния и задавили его до смерти. Когда по молитве святой он возвращен был к жизни, то уверовал во Христа сам и все его семейство, а с ним уверовало 3000 человек.

После этого святая Ирина стала смело проповедовать Христа среди жителей Македонии, за что много раз подвергалась унижениям и страданиям. По приказанию правителя Седекии святую Ирину то бросали в ров со змеями, то старались распилить пилой, то ввязывали к мельничному колесу. Мучения Ирины сопровождались чудесными знаниями, привлекавшими многих к вере во Христа. Так, змеи не дотрагивались до мученицы, пилы не вредили ее телу, колесо мельничное не вертелось. Сам мучитель Ваводон уверовал во Христа и крестился. Всего же Ириной обращено было более 10000 язычников. Когда Господь указал Ирине день ее кончины, она удалилась в одну горную пещеру около города Ефеса, вход которой по ее просьбе, был завален камнями. На четвертый день ее знакомые вернулись к пещере и, открыв ее, не нашли в ней тела святой Ирины. Все поняли, что она была взята Господом на Небо.

Память святой Ирины очень чтилась в древней Византии. В Царьграде в память святой Ирины было построено несколько великолепных храмов.

Акафист >>


(память 11 апреля и 5 мая по старому стилю)

Родился во второй половине XIV века в Костромской земле. После смерти родителей пришел к преподобному Сергию Радонежскому († 1392 г., память 25 сентября/8 октября) и несколько лет подвизался в его обители. В 1392 г., желая большего уединения, удалился в местность Железный Борок на левом берегу реки Тебзы (в 30 верстах от Галича), в глухие леса. Более двадцати лет жил в одиночестве. Удостоился от Бога дара прозорливости. Постепенно к нему стали стекаться любители безмолвия, со временем образовался монастырь.

В 1429 г. обитель преподобного Иакова была разорена казанскими татарами. Преподобный с братией укрылся в лесах. Вернувшись на место своих подвигов, святой восстановил обитель с храмом во имя святителя Николая, сам копал пруд для монастыря. По примеру Троице-Сергиева монастыря в обители было введено строгое общежитие. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось в монастыре. После многих лет совместных подвигов иноки просили преподобного быть игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и поехал в Москву, где был облечен священным саном.

Скончался преподобный глубоким старцем 11 апреля 1442 г. Нетленные мощи святого были обретены 5 мая 1613 г. Они прославились чудотворениями.


(память 5 мая по старому стилю)

Явление Святого Образа “Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал все, что имел, и вскоре стал нищенствовать. От непомер-ного пьянства у него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды во сне ему явился старец и приказал идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, где находится икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, и отслужить перед ней молебен.

Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страждущий просил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда подумали: не та ли это икона, что висит в проходе из храма в ризницу? На оборотной стороне ее действительно увидели надпись: “Неупиваемая Чаша”. В лике ученика святителя Алексия — преподобного Варлаама — недугующий крестьянин сразу же узнал являвшегося ему во сне старца. Из Серпухова крестьянин возвращался домой вполне здоровым.

Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери быстро распространилась по России. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, а многие приходили, чтобы уже возблагодарить Владычицу за Ее великую милость.

Что изображает эта икона? По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери — “Оранта”, только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем — это чаша Причащения, источающая приступающим к нем с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта чаша действительно Неупиваемая, или неиспиваемая, потому что Агнец ее “всегда ядомый и никогда же иждиваемый”. А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит Богу эту Жертву — Своего закланного Сына, заимствовавшего плоть и кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спасения, вместо низких губительных пристрастий призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения. Она возвещает что Неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Акафист >>


 
19 мая
 

(память 6 мая по старому стилю)

Родился в 20-м столетии до Р. X. в Аравии; по преданию, племянник праотца Авраама. Был человеком богобоязненным и благочестивым, удалялся от всего злого не только в делах, но и в мыслях. В славе и богатстве прожил 78 лет, после чего Господь, чтобы посрамить дьявола, послал праведнику тяжелейшие испытания, которые Многострадальный Иов перенес с терпением и благодарением Богу. «Господь дал, Господь и взял; будет имя Господне благословенно» (Иов. 1, 21), — произнес он, когда ему сообщили о гибели всех детей и потере всего имущества. После этого он перенес жестокую болезнь в полном одиночестве, но перед Богом не согрешил ни в чем. После этого Господь благословил Иова: он родил еще 10 детей и богатство его вдвое против прежнего увеличилось; прожил после того еще 140 лет.


(память 6 мая по старому стилю)

Ученик и келейник Сергия Радонежского († 1392 г.; память 5/18июля и 25 сентября/8 октября). Под руководством великого старца, подвизаясь в простоте сердца, преподобный Михей достиг такой высокой степени духовной чисто-ты, что один из всех сподвижников Сергиевых удостоился присутство-вать при посещении Матери Божией своего избранника.

Каждый день преподобный Сергий по совершении вечернего келейного правила пел акафист Пресвятой Богородице перед Ее иконой. Однажды ночью, после усердной молитвы к Матери Божией о своей обители, его святая душа ощутила приближение небесного явления, и он сказал своему келейному ученику преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо: мы будем в сей час иметь чудесное посещение». Едва сказал он это, как послышался голос: «Се, Пречистая грядет!» Тогда старец встал и поспешно вышел в сени; здесь осиял его свет паче солнечного, и он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном Богословом. Матерь Божия обещала быть неотступной от места сего и всегда покрывать его. Вострепетал старец от страха и радости, а когда пришел в себя, то увидел ученика своего Михея лежащим на полу, как бы умершим; великий наставник мог видеть Царицу Небесную и слышать голос Ее, а ученик, пораженный ужасом, не в состоянии был видеть все, и видел только свет небесный. Когда преподобный Михей пришел в чувство, то, упавши к ногам преподобного Сергия, спросил:

«Скажи, отче, Господа ради, что это за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела...». Но преподобный Сергий и сам еще не мог говорить от волнения душевного, только лицо его цвело небесной радостью. «Подожди, чадо, — сказал он ученику, — и моя душа трепещет от этого видения». Когда, наконец, старец несколько успокоился, то послал преподобного Михея пригласить двоих благоговейных мужей из братии — Исаака молчальника и Симона экклесиарха. И все вместе совершили они молебное пение Богоматери. По древнему преданию церковному и записанному в Никоновой летописи, это небесное посещение было в пост Рождества Христова, в ночь с пятницы на субботу и, как думают, в 1384 году.

Кроткий ученик кроткого старца преставился еще при жизни своего аввы, 6 мая 1385 г. Мощи его почивают под спудом небольшой церкви, устроенной и освященной 10 декабря 1734 года в честь явления Богоматери преподобному Сергию, свидетелем чего удостоился быть преподобный Михей.


(память 6 мая по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Вакхом, Каллимахом и Дионисием. Все они жили в IV веке и служили в войске императора Юлиана Отступника. Святой Варвар был тайным христианином. В войне с франками он одержал победу в единоборстве с неприятельским воином-великаном, за что приобрел большую честь в войске и одобрение императора и получил титул комита (царского телохранителя).

После славной победы над врагами во время пребывания с войсками во Фракии воевода Вакх пожелал принести жертвы идолам и предложил Варвару честь первого жертвоприношения как победителю. Но св. воин отказался, за что и был подвергнут, по приказанию Юлиана, страшным истязаниям. Видя чудесные знамения, сопровождавшие эти мучения, воевода Вакх и два воина Каллимах и Дионисий обратились ко Христу, а скверных богов языческих похулили. За это новые исповедники имени Христова были усечены мечом и сопричислились к лику святых мучеников на небе. А св. Варвара нечестивый царь повелел безжалостно истязать. Но Сам Господь явился святому страдальцу и укрепил его. Тогда многие язычники, видя мужество и терпение воина Христова и в чудесах явное проявление силы Божией, обратились к вере в Истинного Бога. Наконец святой Варвар окончил свой славный подвиг, быв усечен мечом в 362 г.


(память 6 мая по старому стилю)

Бывший разбойник Он жил в северной Греции в странах Луканских и занимался разбоем и грабежом. Но Господь, не хотящий смерти грешника, обратил и его к покаянию Однажды, уединившись в пещере, он рассматривал награбленные сокровища И совесть сильно заговорила в нем при воспоминании о том бесчеловечии, с которым он приобрел свое богатство Он подумал о неминуемой смерти, о Страшном будущем суде, и стал сокрушаться сердцем и скорбеть, и решил положить начало своему покаянию, говоря: «Господь не презрел молитвы висевшего рядом с Ним разбойника, и меня да пощадит по неизреченной милости Своей». Затем Варвар пришел в ближайшую церковь к священнику и исповедал все грехи свои. Пастырь принял его и дал место ему в своем доме, и св. Варвар последовал за ним, передвигаясь на коленях и локтях, как четвероногое животное, ибо считал себя недостойным звания человека. Поселившись вместе со скотом вне дома, он питался с животными и почитал себя хуже всякой твари. По истечении трех лет он ушел в лес и прожил там 12 лет без одежды, нагой, терпя холод и зной, от чего все тело его почернело, питался он одной травою.

Наконец, святой Варвар получил извещение свыше, что грехи его прощены, и что он скончается мученической смертью. Так вскоре и случилось. Проезжавшие мимо купцы приняли его за зверя и пустили несколько стрел из луков, смертельно ранив его. Св. Варвар просил сообщить о случившемся священнику, принявшему его покаяние. Пресвитер нашел тело его, озаренное небесным светом, и предал его погребению на том месте, где он был убит. Впоследствии христиане, обретя тело мученика нетленным и источающим миро, перенесли его с почестями в свое селение и положили в церкви.


 
20 мая
 

(память 7 мая по старому стилю)

После кончины первого христианского императора Константина, престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария. В утверждение святого Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение. В дни Святой Пятидесятницы, 7 мая 351 г., в третьем часу утра на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшего неизреченным светом. Свидетелем был весь народ. Явление началось над Голгофской горой и достигло горы Елеонской, отстоявшей от Голгофы на 15 стадий. Знамение переливалось всеми цветами радуги и привлекало взоры всех людей.

Многие, оставив дела, выходили из домов и созерцали чудное явление. Затем толпы народа поспешили к храму Воскресения Христова. О чуде известили императора Констанция. Патриарх Иерусалимский Кирилл увещевал его обратиться к Православию. Историк древней Церкви Сизомен свидетельствует, что через это явление многие иудеи и эллины пришли к вере и приняли св. крещение.


(память 7 мая по старому стилю)

Во время гонения на христиан при императоре Максимиане, он твердо исповедовал веру Христову, за что был жестоко мучим и заключен в темницу. После святой мученик, изнемогавший от ран, был отправлен в Византию. Во время пути он услышал с неба Божественный голос, укреплявший его на дальнейшие страдания. В Византии св. мученика Акакия снова заключили в темницу, морили голодом и томили жаждой, но каждую ночь к нему являлись светлые юноши и служили ему, омывая его раны и принося пищу. Мучитель, видя святого исцеленного от ран, сильно разгневался и снова предал его на мучения, после которых св. Акакий был усечен мечом. Мученическая его кончина последовала в 303 г.


(память 7 мая по старому стилю)

Родился в 1433 г. Монашеский постриг принял в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. Прожив некоторое время под руководством опытного старца Паисия Ярославова, святой отправился в паломничество по святым местам Востока. Несколько лет он прожил на святой горе Афон, изучая творения святых отцов, воспринимая их умом и сердцем и превращая их в практическое руководство в своей жизни.

После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподоб-ный не остался жить в нем. Но, желая еще больших подвигов, построив себе келлию, святой поселился в 15 верстах от монастыря на реке Соре. Вскоре, видя его строгую подвижническую жизнь, начали приходить к нему другие иноки. Так возник монастырь. Но устав в новом монастыре преподобный Нил ввел не общежительный, а новый для Руси — скитский, по образу афонских скитов.

Преподобный отличался крайней нестяжательностью. При скитском образе жизни преподобный Нил исключал монастырское землевладение, считал, что иноки должны жить только трудами своих рук. Сам же он был для братии образцом трудолюбия и нестяжания.

Преподобный Нил известен не только как основоположник на Руси скитского жития и великий подвижник, но и как духовный писатель. Составив устав на основании творений святых отцов, преподобный более всего обращает внимание иноков на умное делание, под которым также подразумевает глубокую молитвенность и духовное подвижничество.

Преподобный Нил мирно скончался 1 мая 1508 г. Будучи глубоко смиренным, он завещал братии после смерти бросить тело его в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей.


(память 7 мая по старому стилю)

Был начальником 12 сирийских подвижников, учеников его: священномученика Авива, епископа Некресского (память 29 ноября/12 декабря), преподобного Исе, епископа Цилканского (память 2/15 декабря), святителя Иосифа, епископа Алавердского (память 15/28 сентября), преподобного Шио Мгвимского (память 9/22 мая), преподобного Давида Гареджийского (память 7/20 мая и в четверг по Вознесении), преподобного Антония Марткопского, столпника (память 19 января/1 февраля), Фаддея Степанцминдского (память 7/20 мая), Пирра Бретского (память 7/20 мая), Зенона Икалтойского (память 7/20 мая), Михаила Улумбийского (память 7/20 мая), Исидора Самтавийского (память 7/20 мая), Стефана Хирского (память 7/20 мая). Все святые отцы — основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века.

О месте рождения святого сведений не сохранилось, но духовное образование он получил в Антиохии Сирийской. В молодые годы принял монашество и предался уединенной аскетической жизни, стяжав впоследствии удивительную кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о духовных подвигах привлекла к нему множество учеников, из числа которых св. Иоанн Зедазнийский избрал по жребию двенадцать человек и, исполняя повеление Богоматери, отправился с ними в Грузию, где все они много потрудились над распространением и утверждением Православия.

Преподобный Иоанн поселился на горе Зедазени (Заден, на северо-востоке от города Мцхета). После избрания святых Авива и Исе епископами св. Иоанну явилась во сне Божия Матерь и повелела ему послать своих учеников по разным местам Грузии для проповеди Евангелия, а сам он остался подвизаться на вершине горы. Его великие подвиги, чудеса и исцеления привлекали к нему множество страждущего народа. Преподобный своей молитвой извел на вершине горы источник, исцелил расслабленного, изгнал беса из глухонемого отрока, после чего он стал слышать и говорить. Святой имел власть и над дикими зверями: он запретил огромному медведю вредить людям.

Предузнав о своей кончине, мирно почил о Господе между 557 и 560 гг. Был погребен на месте своих подвигов.


(память 7 мая по старому стилю)

“Любечская” икона получила свое наименование от местечка Любеч Черниговской губернии. По преданию, ее явление относится к XI веку. С давних пор она прославилась своими чудесами, о которых говорит св. Димитрий Ростовский. В XVII столетии, при киевском митрополите Сильвестре Коссове, эта чудотворная икона была отправлена в Киев, так как около 1653 года ожидалось нападение поляков на Любеч. В 1701 году она была обновлена в Киеве, а потом возвращена в Любеч по просьбе местных жителей и доставлена в заново отстроенный храм Воскресения Христова, где находится и сегодня.

Драгоценный киот для этой иконы сделал генерал-майор Милорадович, муж Софии Семеновны, урожденной Полуботок. Кроме того, усердием жителей местечка Любеч в 1874 году икона была украшена серебряною ризою весом в 20 фунтов, весьма художественной работы. Так как “Любечский” образ Богоматери прославился многими чудесами, то богомольцы всегда толпами притекали к нему и по вере получали исцеление.

Когда в 1701 году “Любечская” икона была возвращена из Киева в Любеч, в Киеве с нее был оставлен точный список. Теперь он находится в Киевском Софийском соборе.

Акафист >>


(память 7 мая по старому стилю)

Явление чудотворной иконы “Жировицкая” произошло в XV веке при следующих обстоятельствах. В 1470 году пастухи местечка Жировиц Гродненской области увидели в лесу, принадлежавшем православному литовскому вельможе Александру Солтану, необыкновенно яркий свет. Пастухи подошли поближе и увидели небольшую икону Богоматери в лучезарном сиянии. Когда исходивший от иконы свет исчез, пастухи, поклонившись образу, сняли его с дерева и отнесли Александру Солтану, который запер ее в ларец.

На следующий день у Солтана собрались гости, которые заинтересовались находкой и выразили желание посмотреть на нее, однако в ларце иконы не оказалось.

Спустя некоторое время, те же жировицкие пастухи обрели вновь этот образ на прежнем месте и вторично принесли его Солтану. На этот раз Солтан отнесся к иконе с большим благоговением. Он счел себя недостойным держать дивную икону дома и построил для нее храм. Но в 1560 году храм совершенно сгорел. Все решили, что икона погибла.

Но однажды крестьянские дети подошли к горе, у подножия которой стоял сгоревший храм. Здесь их взору представилась некая Дева в лучезарном сиянии, сидевшая на камне. Когда местные жители, до которых дошла эта весть, приблизились к камню, то заметили на ней горящую свечу, а когда подошли ближе, обнаружили на нем и саму икону.

Спустя сто лет после описанных событий, около нового храма возник монастырь, который в 1613 году был захвачен униатами. Лишь в 1839 году Жировицкий монастырь вместе с чудотворной иконой был возвращен православным.

Приходящие на поклонение этому образу, богомольцы имели обычай запасаться водою из источника, где первый раз появилась чудотворная икона, кроме воды брались также кусочки от камня, на котором в третий раз была явлена чудотворная икона.

Акафист >>


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]

Последние добавления