Совсем скоро наступит духовная весна — Великий пост. Ему предшествуют три подготовительные недели, в которые Церковь вспоминает особые страницы Священного Писания. Об этом и не только поговорим в сегодняшнем выпуске.
Сюжет знаменитой картины Рембрандта знаком каждому с детства, как и популярная библейская притча о блудном сыне, которая легла в основу произведения. Она рассказывает о том, как юноша, забравший свою часть наследства, отправился путешествовать. Всё свелось к кутежу и пьянству. Впоследствии молодой человек стал трудиться свинопасом. После долгих мытарств и невзгод он вернулся домой. Отец принял его и расплакался.
Иерей Андрей ГЛУБОКОВСКИЙ, настоятель храма села Русский Акташ
— И вот также наша душа, когда она к Богу отходит, может быть в каких-то грехах, может о Боге забыть, но самое главное, что когда мы о Боге вспоминаем всем сердцем и когда жалеем о всех тех неправильных поступках, которые мы по своей либо молодости, либо по каким-то другим причинам делали, то Господь нас прощает всегда за наши дела. Прощает, но от нас потребует покаяния.
Эта история обозначает вторую подготовительную неделю к посту. Здесь нужно напомнить, что неделей на Руси называли воскресенье — день недели, а не привычный нам сейчас период в 7 дней. В это время уже принято начинать поститься, пока только по средам и пятницам, и конечно, обязательно нужно посетить храм. А вспоминая рассказ о возвращении блудного сына, Церковь призывает нас задуматься о покаянии, постараться что-то исправить в своей жизни. Она учит нас безграничной любви, состраданию, милосердию и прощению.
Эта скульптура хорошо знакома каждому жителю нефтяной столицы. Как молчаливый страж смиренно он охраняет покой христиан. Священномученик Ермоген, Патриарх Московский.
Не все знают, что этот святой имеет особое значение для всех жителей Татарстана — земли некогда новой для православной веры, края, куда направлялись самые преданные священнослужители. Одним из таких был Ермоген. Он начал службу клириком Казанского Спасо-Преображенского монастыря.
Середина XVI века была отмечена большим событием — явлением чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, и именно Ермогену выпала честь первым из священослужителей принять в свои руки чудесно обретенную святыню. Ермоген сам описал все обстоятельства приобретения чудотворного образа. Его перу принадлежит тот самый рассказ о страшном пожаре и девочке Матроне, нашедшей образ.
И это далеко не главные заслуги святого. Он стал Патриархом Московским в самое непростое время — в период Смуты на Руси.
Иерей Андрей ГЛУБОКОВСКИЙ, настоятель храма села Русский Акташ
— Когда польские интервенты уже захватили Москву, царствовали в Москве, когда Лжедмитрий старался стать новым царем, пытался искоренить Православие, а сделать унию с католичеством, святитель Ермоген, оставаясь в Москве, не уехал, не убежал обратно в Казань, он оставаясь в Москве, оставаясь среди, если так можно выразиться, врагов, он продолжал писать по регионам — тогда Руси, чтобы они держались Православной веры.
1611 год. Москвичи подняли восстание, поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми боярами они насильно свели Патриарха с престола и заключили под стражу в монастыре. В Светлый понедельник того года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, которая продлилась несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз присылали к Патриарху послов с требованием приказать русским ополченцам отойти от города, и в случае отказа угрожали убить Первосвятителя.
Иерей Андрей ГЛУБОКОВСКИЙ, настоятель храма села Русский Акташ
— Он всё равно говорил, что: «Ваше дело — не дело Божье, и я не буду на это подписываться». И закончил он жизнь в 1612 году, когда была осада в Казани, его просто перестали кормить в этой тюрьме, и он умер от голода. Но при этом память о нем жива. Он был канонизирован в 1913 году, то есть уже в XX веке он стал святым нашей Русской Церкви. Уже не просто местнопочитаемым — в нашей Казанской земле, но и во всей Русской Православной Церкви.
День священномученика отмечают 2-го марта. Это дата, установленная в честь памяти святого, о котором говорят: «Не было бы Патриарха Гермогена, не было бы России».
Он был обычным задиристым мальчишкой — проказничал, хватал двойки, был неугомонным и всегда находил приключения на свою голову.
Анатолий ЕГОРОВ, студент 1 курса Казанской православной духовной семинарии
— В школе я был такой классический парень с двойками, которого, можно так сказать, любили девочки, не любили учителя, и которому после 9-го класса сказали, что надо быстрее уходить из школы в какое-нибудь техническое заведение. Слава Богу, что они меня не сломали. Господь укрепил, может, тем самым, что как раз попались такие учителя, которые не дали сломаться.
Став взрослее, он услышал рассказ о Боге и Церкви и всерьез стал задумываться о вере, о смысле жизни и христианстве. И с того самого момента он никогда не переставал интересоваться верой и изучать Православие.
Анатолий ЕГОРОВ, студент 1 курса Казанской православной духовной семинарии
— Я стоял на пороге выбора, кем все-таки быть. Надо почитать историю, обратиться к 988 году, когда произошло Крещение Руси, и посмотреть на выбор, сделанный князем Владимиром в то время, а выбор действительно нелегкий был, очень много приходило на Русь с разных концов света. И вот когда у меня был выбор, кем мне быть, я стал таким классическим русским мальчиком, который выбрал Православную веру. И в выборе истины не ошибся, рад, что пришел к этому.
Жизнь шла своим чередом. После окончания школы, поступления в финансово-экономический вуз беззаботную детскую пору сменили лекции, экзамены и зачеты. Годы обучения пролетели незаметно, и окончил институт бывший двоечник и задира уже с красным дипломом. Сегодня он убежден: здесь не обошлось без помощи святых покровителей. Далее была работа на производстве, женитьба, семейная жизнь. В один из дней он понял, что знаний о Боге, полученных в храме и из книг православных авторов ему недостаточно. Он принял решение поступать учиться в Казанскую православную духовную семинарию.
Выражение «от сессии до сессии живут студенты весело» к семинаристам не подходит. Но все-таки жизнь семинариста насыщена и увлекательна. Студенты духовной семинарии с увлечением идут по пути постижения истины, изучают православные дисциплины, они живут в комфортных условиях и даже занимаются спортом и находят многие другие увлечения. После получения диплома они продолжают служение в епархии. Сейчас Анатолий помимо прочего работает в епархиальном управлении. Он убежден: помогать храму — большое счастье.
Планы на жизнь у него незамысловатые, и объясняет он это просто: на всё воля Бога.
Иерей Андрей ГЛУБОКОВСКИЙ, настоятель храма села Русский Акташ
— Когда мы проходим и Господь обращает наш взгляд на вещь, которая потерена, а при этом это не просто вещь... Идешь, видишь — какая-нибудь варежка, ты её отряхиваешь, вешаешь на забор рядом на видное место, но чтобы она не лежала на земле. То когда видишь то, что является для тебя святыней или то, что является святыней для других людей, ты естественно не должен проходить мимо. Есть множество суеверий о том, что нельзя брать икону, которая потерялась, нельзя брать крест, который лежит, потому что берешь с этим крестом вместе и грехи этого человека. Этим предрассудкам нельзя доверять. И когда мы видим, что лежит святыня, которая в грязи лежит и попирается, на которую могут наступить люди, просто не видя её, не должны мимо проходить.
И тут мы можем делать несколько вещей. Мы можем либо взять её, почистить и отнести в церковь, а можем её оставить для себя. Потому что Господь ведь не просто так нам показывает какие-то вещи, потому что эта икона или этот крестик, который лежит, через него станет Господь нам помогать. А мы иногда проходим мимо. И Господь иногда не просто так попускает какие-то вещи, которые происходят через нас. И когда мы машем рукой и говорим, что мы отказываемся от той благодати Божьей, которая через нас может пройти или которая может пройти мимо нас. Когда мы видим иконки или крестики, мы, естественно, их должны поднять. А вот дальше либо в церковь нести, либо сами для себя оставить.
Иногда приходят, спрашивают: «Что делать? Нашел крестик» или «Могу ли я свой крестик подарить другому человеку?». Вот у нас нет такого понятия «мой крестик». Крест всегда Божий. Вот тот крест, который мы носим на теле, он является Божьим Крестом. Он не наш, ни нашего друга, ни нашей сестры, ни какого-то другого... И поэтому с Божьим Крестом мы и должны относиться как с тем, что нам одевает священник при Крещении и с чем мы должны стараться не расставаться всю свою жизнь. Если он стал старый, таким, что мы его не можем носить, мы его можем снять и положить в божничку, где у нас иконки стоят. Но крестик должен быть на нас всегда.
Если так получилось, что мы потеряли крест, мы должны искать в себе, почему это произошло. Всё в нашей жизни случается не просто так. Как говорили святые, во всём ищите глубокого смысла. И поэтому с тем, что мы видим, что попирается, что является в ненадлежащем состоянии, мы естественно, если это в наших силах, должны исправлять.