Многие родители, вероятно, задаются вопросом: «Как с детьми говорить о Боге? Как научить их вере в современном мире? И нужно ли это делать? И если да, то, какое внимание уделить духовному воспитанию?». Эти вопросы нам удалось задать эксперту в этой области. Альметьевск по приглашению епархии посетил Андрей Борисович Ефимов, заместитель декана Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Москвы, одного из самых знаменитых Богословских институтов мира. Об этом, а также о многом другом поговорим сегодня.
Вербное Воскресенье — это светлый христианский православный праздник, дата которого меняется из года в год. Вербное воскресенье отмечается за неделю до Пасхи. В 2016 году этот праздник, когда в каждом доме появляются веточки вербы, выпадает на 24 апреля.
Иерей Андрей Глубоковский: Этот день предваряется Лазаревой субботы. На Лазареву субботу полагается послабление в посте - мы можем есть рыбную икру, а в Вербное воскресенье снова послабление в посте, также как на Благовещение, мы можем вкушать рыбу. И далее наступает Страстная седмица, когда Церковью установлен пост сугубый. И даже если мы по каким-то причинам не можем держать пост в остальные дни Великого поста, то вот эту неделю необходимо стараться подержать пост более строго.
Перед самой строгой неделей Великого поста Церковь приглашает верующих на причастие в Чистый четверг. Всем желающим заранее обязательно нужно исповедоваться.
Иерей Андрей Глубоковский: Чистый четверг назван так не потому, что мы должны убраться дома, хотя и это тоже необходимо. Но потому, что мы должны очистить душу. Мы стараемся исповедоваться в этот день, причаститься. Храм всегда полон народу, все стараются приступить к Таинству Причастия. И в этот день Господь устанавливает Таинство Евхористии, которое мы творим в Его воспоминание за каждой Литургией. И далее уже после четверга мы выносим Плащаницу, на которой изображен Господь, — для того, чтобы мы могли поклониться Ему, для того, чтобы мы могли перед Воскресением прийти и увидеть Тело Господа, которое изображено на ней.
1 мая верующие встретят великий праздник — Воскресение Христово.
Иерей Андрей Глубоковский: У нас есть двенадцать двунадесятых праздников, но Пасха Христова – особый праздник, который является для нас самым великим днем, потому что день этот — Воскресенье Христово — день нашего спасения. Этот день важен не только для всех людей, но особенно для тех, кто действительно держал весь Великий пост - все это время молился, причащался, исповедовался. Для такого человека этот праздник будет, действительно, из ряда вон выходящий. Этот праздник является особенным для нашего христианского сердца. Когда мы подходим к человеку и говорим: «Христос Воскресе!», а он отвечает: «Воистину Воскресе!».
Любые воспоминания о жизни, детстве, юности и зрелом возрасте у нее связано с верой. В доме родителей жительницы станции Калейкино Татьяны Зиганшиной в селе Верхний Акташ всегда было много икон, церковных праздников всегда ждали с особым нетерпением. И это несмотря на то, что по всему Советскому Союзу продолжали искоренять Церковь. И всё же тех, кого насильно отворачивали от Бога, продолжали верить.
Татьяна Зиганшина: В душе-то отложено было. Раньше была надежда на маму, как говориться, она ходила в церковь, молилась. А когда мама умерла у меня в 2003 году, некому было ходить в храм, а молиться всё равно надо было.
Всю жизнь она неразлучна и с Альметьевским районом. Здесь жила и трудилась простым рабочим, здесь вышла замуж и воспитывала детей. После выхода на пенсию перебралась на станцию Калейкино. Отсюда ей, всегда верующей, приходилось поначалу ездить в храм в соседнее село. В Калейкино не было собственной церкви.
Татьяна Зиганшина: Мы начинали молиться сначала на улице, потом в фойе клуба собирались, а потом в Доме связи нам разрешили проводить богослужения. Сами ремонт сделали.
Сейчас Татьяна вместе с другими верующими своими силами обустраивают крохотную церковь, мечтая о большом, просторном храме. Она не сомневается в силе и поддержке Бога. Ведь с помощью веры ей удавалось преодолеть самые нелегкие периоды жизни.
Татьяна Зиганшина: У меня внучка очень болела, и я думаю, что блаженная Матрона помогла.
Без Божьей помощи ни у кого ничего не получается. Всё равно нами руководит, естественно, Бог. И ходить надо!
Иерей Андрей Глубоковский: Естественно, молиться лучше вслух. Как мы вслух молимся в храме, также вслух должны мы молиться и дома. Почему? Потому что наши мысли так проще удержать. Ведь мы не просто прочитываем тексты молитв для того, чтобы формально отчитать и пойти дальше. Мы стараемся сердце вкладывать, чтобы это были не просто слова, которые мы уже когда-то, возможно, выучили наизусть, и просто их проговариваем и идем на работу или ложимся спать после вечернего правила. Но ведь в молитвослове сказано, что прежде всего мы должны собраться с мыслями и только после этого начать молиться. И вот эту собранность в себе мы должны стараться сохранить во время всей молитвы. Но, естественно, бывают случаи, когда мы не можем молиться вслух. Например, мы живем в однокомнатной квартире с детьми, которые могут в это время спать. Чтобы никого не беспокоить, естественно, можно молиться про себя или вполголоса. Но лучше, конечно, молиться вслух.
Помните, как набожны были Ихменевы со страниц романа Федора Михайловича Достоевского «Униженные и оскорбленные»? А припоминаете ли момент, когда Николай Иртеньев на Страстной неделе готовился к исповеди? Известно, что исповедь придает главному герою повести Льва Николаевича Толстого «Юность» сильнейший импульс к духовному очищению, что и составляет содержание всей повести. Напомним также, что герой Достоевского Родион Раскольников выходит на путь духовного воскрешения после чтения Евангельской притчи о Воскрешении Лазаря. Верили герои Чехова, Тургенева, Пушкина. Литература не просто изображает жизнь человека в определенный исторический период, она привлекает внимание читателя к моментам его духовного прозрения, когда спасительным для человека оказывается обращение его к Православию, к полному погружению в православный мир и слиянию с ним. Именно в трудные минуты своей жизни русский человек или литературный персонаж приходит в Церковь, обращается к Богу со словами молитвы и приобщается к церковным Таинствам. Такие примеры приводит Андрей Борисович Ефимов, заместитель декана Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Москвы, рассуждая о непростой судьбе Русской Православной Церкви.
Андрей Ефимов, заместитель декана миссионерского факультета ПСТГУ (г. Москва): Если мы возьмем всю русскую великую культуру и литературу, изобразительное искусство и музыку, то вот эта величайшая культура создана потому, что эти великие души наших творцов были укоренены в вере. И Лермонтов, и Пушкин, и Тургенев. Казалось бы, ну какой там Тургенев — христианин, но если взять его произведения «Дворянское гнездо», «Живые мощи», всё великое, это всё укоренено в Православии.
Но целую эпоху сменило другое время — безбожный период, который удалось пережить. И Церковь вновь получила свободу. Вот только в храмы не ринулись толпы верующих. Всё потому, что это было уже другое поколение — поколение, не знавшее Бога. Андрей Борисович посвятил свою жизнь тому, чтобы рассказывать молодым о вере. Уже четверть века он, доктор физико-математических наук одного из ключевых и самых первых факультетов Православного Свято-Тихоновского университета, автор множества научных трудов, помогает молодежи узнать веру и познать себя, учит не церковному этикету и правилам церковного служения, а тому, как быть настоящим человеком. Он убежден, делать это необходимо, и нужно это, прежде всего, самим юношам и девушкам.
Андрей Ефимов, заместитель декана миссионерского факультета ПСТГ (г. Москва): Я не могу не вспомнить высказывания одного из самых древних греческих мудрецов — Платона, который говорит: «Человек самое прекрасное и возвышенное существо, если он укрощен должным воспитанием. Если же его не воспитывать и давать ему не должное воспитание, он станет самым страшным животным, какого еще не видела земля». И вот это мы часто видим. Отношение к воспитанию детей и молодежи должно быть крайне серьёзным.
В противном случае, убежден Андрей Борисович, молодежью займутся другие, так называемые «церкви».
Андрей Ефимов, заместитель декана миссионерского факультета ПСТГ (г. Москва): Мы должны знать, что в России сегодня живут, так или иначе, порядка 800(!) различных сект. Это одно из направлений разрушения традиционной веры, и традиционной культуры.
В вере нет сложных формул и математических вычислений. Определение веры Андрей Борисович дает просто: «Это в первую очередь синоним любви».
Андрей Ефимов, заместитель декана миссионерского факультета ПСТГ (г. Москва): Грех — это всё, что мы делаем против любви. Грех — это (в идеале) всё, что мы делаем даже без любви. Потому что мы призваны к другому. Мы призваны жить свободно, с любовью и творчески. И тогда наша жизнь раскрывается, наша душа вырастает, появляются крылья, появляется помощь Божия. И с Божией помощью всё преображается в мире и в нашей жизни.