Главное воспоминание Великого Четверга – о Тайной Вечери и установлении Господом таинства Евхаристии (греч. «Благодарение»), спасительного Святого Причастия. Иудейская пасха приходилась на вечер пятницы. Христос же, зная, что уже вот-вот, в ночь на пятницу, Он будет предан в руки мучителей, велел приготовить пасху и вкушать ее раньше, в вечер четверга. Уже после омовения ног ученикам, преподанного Им как урок великого смирения, и фактического обличения Иуды в предательстве («тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам, предаст Меня», – тихо сказал Христос одному Иоанну (Ин. 13:26), Он в конце вечери, «взяв хлеб, сказал: приимите, ядите. Также и чашу, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета; сие творите в Мое воспоминание» (ср.: Мк. 14:22–24; Лк. 22:19–20; Мф. 26:26–28).
Помимо Тайной Вечери, в этот день Церковь вспоминает еще три события: умовение Христом ног своих учеников, молитву Христа в Гефсимании и, наконец, само предательство. После Вечери ученики пошли на гору Елеонскую. Там Христос предрек Петру его троекратное отречение, а потом сказал ученикам, показывая им, что Он, зная о грядущем Своем Воскресении, как и всякий человек, страшится мук кончины: «Душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26:38, Мк. 14:34). И, отойдя на большой камень, молился, говоря: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26:42). И вот предатель Иуда пришел с отрядом воинов и множеством народа. Много раз Христос уходил не замеченным преследователями, но теперь Он Сам вышел к ним, спросив: «Кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея… И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18:4). Происходит чудо: Иисуса не узнают при факелах, падают в страхе – но все должно исполниться, и Иисус вольно отдает Себя на мучения и смерть.