В миру Михаил, родился в 1470 г., происходил из древнего и знатного византийского рода, отличающего благочестием и преданностью православной вере. С 10 лет Михаил проходил обучение классическим наукам у Иоанна Мосхоса на острове Корфу (Керкира). С 1492 г. он продолжил образование в Италии (которая после падения Константинополя стала средоточием греческой образованности), где занимался изучением древних языков, церковной и философской литературы, слышал и о великих богомудрых старцах, подвизавшихся в святогорских обителях. И уже в 1505 г. святой принял постриг с именем Максим в честь Максима Исповедника († 662 г.) в Благовещенском Афонском Ватопедском монастыре.
В марте 1515 г. великий князь Московский Василий III отправил на Афон послов с просьбой прислать ему искусного переводчика книг старца Савву. Но так как Савва был стар годами и слаб здоровьем, то святогорские старцы Афона решили вместо него послать в далекую северную страну Московию для выполнения церковного послушания Максима, который также был «искусен Божественному Писанию и годен к толкованию и переводу всяких книг». 4 марта 1518 г. преподобный Максим вместе со своими спутниками прибыл в Москву. Василий III принял гостей с великой честью и назначил местом пребывания их кремлевский Чудов монастырь. Первый труд — перевод Толковой Псалтири, сделанный при помощи русских толмачей и писцов, заслужил торжественное одобрение духовенства и «сугубую мзду» князя, но домой по окончании труда, несмотря на просьбы Максима, отпустили только его спутников.
Преподобный Максим Грек продолжил работу над переводами, сделал опись книгам богатой великокняжеской библиотеки, исправил богослужебные книги: Триодь, Часослов, праздничную Минею, Апостол. Переводческие труды убедили преподобного Максима в важности хорошего знания грамматики и греческой, и славянской. Он признавал подчинение философии богословию и указывал вредные «внешние» светские науки и философские теории, которые ищут наслаждения и покоя в земной жизни, например, философия Эпикура, тогда как надо искать богообщения, «Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Созерцание Божества, как учил св. Максим, возможно лишь при чистоте сердца, очищении ума и души. Святой учил о вездесущии Божием, о свободе в мире духовном, то есть, человек волен стать подобным Ангелу или демону. Преподобный Максим Грек способствовал просвещению, писал против астрологии и суеверий.
Общение с образованными русскими вельможами познакомило ученого инока с русской церковной, государственной и общественной жизнью. В вопросе о монастырских вотчинах он явился деятельным сторонником «нестяжателей» — последователей преподобного Нила Сорского († 1508 г.), что повлекло за собой вражду с влиятельными в церковной иерархии и при дворе лицами.
Положение преподобного Максима усугубилось при возведении на первосвятительский престол митрополита Даниила, ученика преподобного Иосифа Волоцкого († 1515 г.), еще более оно стало уязвимым, когда преподобный вызвал к себе нерасположение и со стороны великого князя Василия III, которого не одобрил за намерение развестись с женой. Воспользовавшись гневом государя на преподобного, недоброжелатели стали обвинять инока в политической неблагонадежности, и через несколько месяцев, в апреле 1525 г., в царских палатах был созван собор для суда над преподобным Максимом Греком. По приговору собора преподобный был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, где его заточили в темницу.
Шесть лет провел страдалец в сырой, тесной, смрадной и угарной келлии. Здесь он терпел мучения от дыма, холода и голода и был «от великия тесноты темничныя вельми скорбен очами и ногами», а по временам, приходил в омертвение. Но Господь не оставил страдальца без утешений: явившийся Ангел Божий сказал ему: «Терпи, старец, этими временными страданиями ты избавишься от вечных мучений». Исполнившись духовной радости от этого видения, узник воспел Святому Духу Утешителю канон, который нашли потом написанным на стенах его темничной келлии.
В 1531 г. преподобного Максима опять потребовали на соборный суд. С новым обвинением против него выступил сам митрополит Даниил. На этот раз он начал с политических обвинений, потом выдвинуто было и совершенно нелепое обвинение в колдовстве, за которыми последовали новые обвинения в хульных выражениях, обнаруженных в сделанных им 10 лет назад переводах. На допросе преподобный страдалец вел себя смиренно, кланялся в ноги судьям, просил о прощении, признавал себя виновным в «неких малых описях», происшедших не от ереси или лукавства, а случайно. Но унижение Максима не смягчило его судей, собор отлучил Максима Грека от причащения Святых Таин и в оковах отправил в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Здесь преподобный Максим Грек провел более 20 лет. Тверской епископ Акакий был человек добрый и к преподобному Максиму относился милостиво и сострадательно. Об освобождении его и отпущении на родину тщетно просили и святогорская братия, и патриархи Антиохийский и Константинопольский от имени целого собора, и патриарх Иерусалимский. Безуспешны были также просьбы самого преподобного Максима Грека, обращенные к Иоанну IV.
В 1547 г. преподобный Максим написал послание новому митрополиту Макарию, в котором жаловался на то, что его оболгали не за ересь, а за невольные ошибки, допущенные по незнанию языка, он претерпел оковы, дым, голод, холод и, самое тяжкое, лишение причастия. Митрополит Макарий отвечал ему не сам, а через своего протосинкела (должностное лицо при митрополите и в его доме) монаха Алексея «Узы твои целуем, как одного из святых, пособить тебе не можем», ибо «жив связавший его» — митрополит Даниил. Когда преподобному было предложено испросить себе причащение под предлогом смертной болезни, то для святого инока этот лукавый совет был неприемлем. Великий страдалец уже не просил о дозволении вернуться на Афон и даже о возвращении в Москву: «Я о возвращении в Москву и житии там не прошу, а только хлопочу о причастии, которое просто всем дается; ни суда ни собора не прощу, а только милости и человеколюбия». Наконец, отлучение от Святых Тайн было снято с преподобного, но свободу ему не вернули.
Митрополит Макарий высоко ценил сочинения ученого грека. И когда готовился Стоглавый Собор, то к суждениям ученого богослова прислушивались и митрополит с иерархией, и царь, и лица при дворе Влияние писаний преподобного Максима сказалось на деяниях и постановлениях Стоглавого Собора. С ходатайством об облегчении участи преподобного узника выступил тогда новопоставленный игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. И это ходатайство возымело успех. Произойти это могло лишь в 1551 г., когда в течение полугода Артемий был игуменом Троицкой обители.
В 1553 г. царь Иоанн IV, отправляясь по обету в Кириллов монастырь на богомолье, посетил преподобного Максима Грека, который в беседе с царем посоветовал ему заменить обет богомолья более богоугодным делом — заботой о семьях павших под Казанью воинов. Царь смиренно выслушал совет преподобного, но последовать ему не захотел. Тогда святой через князей и царского духовника велел ему передать: «Если не послушаешься меня, советующего тебе по Бозе, забудешь кровь мучеников и избитых погаными за христианство, презришь слезы сирот и вдовиц и поедешь с упрямством, то знай, что сын твой умрет по дороге». Несмотря на столь грозное предостережение, царь продолжил свое неблагословенное богомолье, и пророчество святого сбылось. Царевич Димитрий скончался в возрасте 8 месяцев. В 1554 г. преподобного приглашали на Собор по делу о ереси Башкина, но он отказался, боясь, что и его примешают к этому делу. 21 января 1556 г. преподобный Максим скончался в обители Живоначальной Троицы, проведя 38 лет в подвижнических трудах и страданиях на благо Русской Церкви и Вселенского Православия. Умирая, преподобный страдалец трижды осенил себя крестным знамением.
В 1591 г. по благословению патриарха Иова мощи преподобного были освидетельствованы: «И открыша, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы бяше и мантия, и вся на нем покрывало не истле, и на персех руце его, и десная рука согбена крестом».
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6-8 нюня 1988 г. преподобный Максим Грек был канонизован для общецерковного прославления на основании святости жизни и чудотворений от него и его святых мощей, а также на основании его широкой почитаемости православным народом как жителя иноческого жития, святого чудотворца. В июле 1996 г. мощи преподобного Максима Грека были обретены у Духовского храма Троице-Сергиевой Лавры.