Явление Калужской иконы произошло в 1748 году и сопровождалось многими чудотворениями.
В семи верстах от Калуги, В сельце Тинькове, проживало в то время семейство боярина Василия Кондратьевича Хитрово.
Однажды две дворовые девушки разбирали на чердаке барского дома старые вещи. Одна из них, Евдокия Григорьева, отличавшаяся дерзким и легко-мысленным характером позволяла себе резкие и даже непристойные речи, не обращая внимания на замечания своей скромной подруги. Среди разного хлама благоразумная девушка нашла сверток сурового холста. Развернув его, она увидела ясное, отчетливое изображение Женщины в темном одеянии, подобном монашескому, с благоговейным лицом читающей книгу. Приняв изображение за портрет игумении и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом этой игумении. Легкомысленная Евдокия, плюнув на изображение, дерзко сказала: “Вот как я боюсь твою игумению!”. Но лишь только несчастная произнесла эти слова, так тотчас была поражена невидимой силою: руки и ноги ее скорчились, язык онемел, глаза помутились и она упала без чувств. Испуганная ее подруга сбежала вниз и рассказала о случившемся своему господину. По его приказанию бесчувственную Евдокию отнесли в дом родителей и положили под святые иконы.
Однако Царица Небесная хотела не погибели, а спасения неблагоразумной девицы. В ту же ночь Пречистая явилась родителям Евдокии и сказала: “Дочь ваша своим дерзким поступком оскорбила не монахиню, но Меня, ибо изображение, ею поруганное, есть Мой образ, через который по воле Сына Моего и Бога я буду ходатайствовать за город ваш и за всех жителей земли сей”. При этом Она повелела на следующее же утро совершить молебствие перед поруганной иконою, а больную окропить освященной на молебне водой. Родители исполнили все, что повелела Владычица; дочь их, придя в себя, принесла искреннее покаяние и выздоровела (акафист Калужской иконе Божией Матери, икос 2).
Икона же немедленно была взята с чердака, вставлена в раму и поставлена на подобающем ей месте в доме боярина.
Вскоре чудотворная сила новоявленной иконы проявилась в новом чудесном исцелении. В боярском доме был служитель Прохор, который много лет страдал глухотой. Он троекратно видел во сне Божию Матерь, которая повелевала ему молиться пред Ее новоявленною иконою об исцелении от своего недуга. Прохор исполнил это повеление. После усердной молитвы он от усталости заснул крепким сном, который продолжался двое суток. Во время сна из его ушей вытекло много гноя. Пробудившись от сна, он почувствовал себя совершенно здоровым.
В это же время разболелась единственная дочь боярина Евдокия. Болезнь была такой тяжелой, что приглашенные к ней врачи не оставили убитым горем родителям никакой надежды на исцеление больной. Ночью Евдокии явилась во сне Калужская икона Божией Матери, от которой исходил голос, сказавший: “Молись пред этою иконою и получишь исцеление”. Евдокия рассказала родителям о своем сне, и они все вместе обратились с горячей мольбой к Богоматери. Во время молитвы больная совершенно исцелилась.
После всего этого боярин уже не решался оставлять у себя дома святую икону и с подобающей честью перенес ее в приходской храм во имя Рождества Богородицы в селе Калужке, где она прославилась многими чудесами.