Неделю назад слышали мы на евангельском чтении, как Господь обращается к апостолу Петру: «Маловерный! Зачем ты усомнился?». В это воскресенье Святая Церковь вновь привлекает наше внимание к вере — драгоценному дару от Бога, который следует искать, и который нужно беречь. Знаменитую фразу Христос обращает к ученикам, не смогшим исцелить мальчика-лунатика: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас».
Какой удивительный дар — вера! И как, в сущности, неуязвим для того, чего так боится во все времена человек, становится верующий в Бога! Если верим мы в Спасителя, пообещавшего нам Небесное Царство и назвавшего нас Своими друзьями, то кто может обидеть нас? Всё, абсолютно всё, происходящее с нами в жизни, мы воспринимаем как движение Его руки, Его заботы о нас — и, будучи уверенными в Его бесконечной любви к нам, способны лишь благословлять и скорби, и радости.
Вера приносит мир и радость человеку. «Да даст Господь найти успокоение в вере и покорности воле Божией», — желает преподобный Макарий Оптинский и напоминает о случае с Авраамом. Это трудно представить, но попробуем: Бог сначала пообещал тебе многочисленное потомство, а потом повелевает принести в жертву, убить единственного сына. Что делать, как быть? Вот испытание для веры!
Зачем оставаться наедине с Богом и что делать, если тонем в пучине скорбей
Но Авраам выбирает правильный путь: абсолютного послушания Отцу, и его вера, его надежда не остаётся тщетной. Так и мы способны обрести покой и утешение, лишь доверившись Господу, поверив в то, что Он ведёт нас за руку, что все крупные и мелкие происшествия в нашей жизни — не случайности, а Его промысел о нас. В самом деле, что же тогда сможет выбить нас из колеи? Разве что собственные грехи, от которых, впрочем, мы имеем могучее лекарство — покаяние.
Всё-всё, случающееся в нашей жизни — от Него. Если это так, то увольнения, внезапные болезни, непростые отношения с родственниками, потери кошельков и разбитые бамперы автомобилей, даже такая страшная и, кажется, бессмысленная смерть — всё помазано елеем слов «От Меня это было». Мы ищем жизни в городе будущего — Небесном Иерусалиме, так стоит ли удивляться испытаниям, делающим нас сильнее?
А потому не болезней и неприятностей на работе надо нам бояться, а потери веры. Это ведь подарок от Бога, и если мы начнём уходить от Него, то и вера незаметно вспорхнёт с нашего сердца, и тогда как страшно станет жить нам! «Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо, — ибо с нищим и больным есть Христос. А потеряешь веру — великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры», — говорит преподобный Варсонофий Оптинский.
Нет опоры — и тонет в холодных водах озера апостол Пётр. Нет опоры — и не могут исцелить бесноватого ученики Христа. Нет опоры — и в какое глубокое отчаяние впадаем мы, окружённые испытаниями и скорбями, и не находя в них смысла! Да, беречь надо веру, хранить, как драгоценный дар, просить у Бога: «Помоги моему неверию!».
Комментируя ситуацию, описанную в воскресном евангельском отрывке, святой Иоанн Кронштадтский обращает наше внимание на один любопытный факт. Бесноватый, которого привели ко Христу, начинает вести себя неадекватно, стремясь то сгореть в огне, то утонуть в воде, именно во время новолуния. Почему так?
Кронштадтский пастырь вспоминает здесь святителя Иоанна Златоуста, который говорил, что злой дух мучит человека в новолуние для того, чтобы сбить с толку людей, чтобы они приписывали жуткое состояние больного не бесам, а Луне — творению Бога. «Злые духи, причиняя многообразное зло людям, хотят утаить от людей свои пагубные действия, чтобы люди не возненавидели их», — поясняет святой Иоанн Кронштадтский, и тут же приводит всем привычные примеры, причину которых современный человек приписывает отнюдь не духам злобы… Однако на самом деле на заднем плане тёмной тенью маячат именно они.
Отец Иоанн говорит здесь об алкоголиках; о людях, подверженных плотской страсти (очевидно, о тех, кто изменяет своим супругам, чувствуя внутри себя огонь «любви»); об атеистах. «Это несчастные, заблудшие люди, запутавшиеся в сетях вражиих», — говорит святой Иоанн Кронштадтский и напоминает нам, что они очень похожи на того евангельского лунатика, причиной страданий которого было вовсе не ночное светило, а бесы. Судите сами, эти самые пьяницы, изменники и безбожники часто кончают жизнь самоубийством, своими собственными ногами шагая то в огонь, то в воду — совсем как тот лунатик.
«Какой ужасный рычаг движет этих несчастных к насильственной смерти? — вопрошает отец Иоанн, и сам же отвечает: Это — раз, неверие и развратная или превратная жизнь, во-вторых, — это злые демоны, исконные убийцы человеческого рода. Я сам слышал от многих несчастных, подверженных запою или унынию вследствие каких-либо страшных обстоятельств, что им назойливо шепчет злой демон: удавись, удавись! Или: утопись, утопись! Или: застрелись, застрелись! Или убей того-то».
Вот так вот. Но и таких силен исцелить Христос, как мы слышим из Евангелия, но всё же лучше держаться за веру, подаренную Богом, обеими руками, и вера эта будет менять нашу жизнь. А чтобы сохранить веру от нападений нечистой силы, Господь даёт как бы два меча, способных защитить её: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом».
«Без молитвы и поста душа наша — лёгкая добыча диавола, потому что не ограждена и не защищена от него, — говорит святой Иоанн Кронштадский, великий воин невидимого фронта. — Пост и молитва имеют ту духовную выгоду, что, укрепляя наши души, укрепляют в нас самую веру, надежду и любовь и соединяют с Богом».
Итак, чтобы жить в мире и спокойствии, зная что Господь — рядом, доверяя Ему, радуясь всему, что происходит с нами — надо стараться чаще и чаще обращаться с молитвой к Богу, разговаривать с Ним. И ещё надо поститься. Впереди — две недели усиленной подготовки к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Отнесёмся же к ним не как к муторной «обязаловке», к вынужденному отказу от молока и мяса, к некому короткому пути, который надо побыстрее пройти, и поскорее потом забыть о нём…
Нет, пост — это радостное время, когда мы крепче сжимаем в руке меч для духовной брани, когда мы чуть-чуть ближе выходим к передовой войны, когда молитвой и воздержанием мы как бы подливаем масла во внутреннюю лампадку своей души, и огонёк веры ярче разгорается в ней.
А ведь если так, то сколько побед мы можем совершить! Да вообще, всё сможем — во укрепляющем нас Иисусе. Главное, хотеть того, чего хочет Он — Ему виднее, что нужно человеку для счастья. А значит, будем поститься, молиться, и искать воли Творца, и поступать так, как поступал бы Он.
Если получится — станем немножко блаженнее. Это значит — счастливее. А кто против? Мы — нет.