Летом 2017 года началась роспись стен Духосошественского храма Казани. В настоящее время расписные работы ведутся в приделе священномученика Харалампия восемью специалистами из иконописной мастерской «Палехский иконостас».
«Сейчас идет уточнение фигур, ликов, орнаментов, параллельно ведется золочение. Перед нами стоит задача сохранить храм светлым, поэтому мы выбрали холодновато-голубую тему, напоминающую небо. Стилистику сформировал настоятель храма протоиерей Алексий Чубаков, который помогает добрым советом и по ходу работы. Сценарий выстроен, все идет по плану с Божией помощью», — рассказывает художник мастерской Альберт Тиханов.
Мастерская «Палехский иконостас» основана художниками Анатолием Влезько и Юрием Федоровым в поселке Палех в 1996 году. По крупицам собирая материал, изучая техники росписи на собственном и чужом опыте, мастера нашли свой стиль, в основу которого заложен оправдавший себя способ обучения, практиковавшийся в иконописных артелях Святой Руси — от мастера к ученику. Мастерская развивалась: приходили мастера, строились рабочие помещения, осваивались новые инструменты и оборудование. Сегодня в мастерской трудятся более ста человек — архитекторы, иконописцы, мастера резьбы, столяры-краснодеревщики, позолотчики и левкасчики.
«Сюжет росписи диктуется самим названием церкви, поэтому мы изобразим здесь апостолов, их деяния и некоторые эпизоды из Священного Писания. Также изобразим лики наиболее почитаемых святых. В Харалампиевском приделе можно будет увидеть житие епископа Магнезийского и образы святых II—III веков. Алтарь храма украсят каноничные сюжеты — «Не рыдай Мене, Мати», «Моление о Чаше», жертвоприношение Авраама, распятие Господа, положение во Гроб…», — говорит Альберт Тиханов.
Сам художник, как и многие из бригады, закончил Палехское художественное училище имени М. Горького. Еще с допетровских времен Палех славился своими иконописцами. В советские времена многовековую традицию вытеснила палехская миниатюра, и только в середине 90-х стали возрождаться традиции храмовой росписи. Мастера, расписывающие Духосошественский храм, до этого расписывали Морской Никольский собор в Кронштадте, кувуклию в Новоиерусалимском монастыре, резиденцию патриарха в Геленджике, многочисленные церкви в Москве, Нижегородской области и ближнем зарубежье.
«Морской собор выполнен в стиле модерн, он пришел в храмовую роспись недавно — в начале прошлого века. До него был фряжский стиль с элементами барокко, в котором и выполняются работы в Духосошественской церкви. Это смесь академического письма и каноничной живописи. Изображения прописаны, есть традиционные для алтаря, есть — для четверика, но мы, конечно, не забывали и о местночтимых святых», — отмечают художники.
Работы в Духосошественском храме выполняются силикатными красками из Германии. Материал недешевый, зато надежный. Отличительными чертами немецких красок являются глубокое проникновение и защита от выцветания. Кроме того, стена храма после росписи остается «дышащей». Как надолго сохранится роспись, зависит от вентиляции в храме. При плохой вентиляции копоть от свечей оседает на изображениях очень быстро.
Художники уверены, что нынешнюю роспись увидят и внуки, и правнуки нынешних прихожан: «Вы не представляете чувства, которые мы испытываем, когда разбираем леса. После их демонтажа роспись открывается, и мы видим полную картину с фигурами в несколько ярусов. Художники вкладывают душу в роспись, стараются подарить радость!»
Роспись храма мастера планируют завершить в следующем году. А пока прихожанам и священникам остается с замиранием сердца следить за работами и помогать мастерам молитвой об успешном завершении работ. Каждый желающий может сделать пожертвование на роспись храма. Информацию об этом можно найти по ссылке: duhovhram-kzn.ru/pomoshch-khramu.