В самом центре села Спасское Бугульминского района Республики Татарстан находится полуразрушенный храм Вознесения Господня, построенный в XVIII веке. Он является усыпальницей Петра Ивановича Рычкова — видного, но незаслуженно забытого ученого, первого члена-корреспондента Петербургской академии наук. Местные жители много лет пытаются восстановить церковь и воздать должное Петру Ивановичу. Одним из кураторов проекта является руководитель бугульминского отделения МГЕР Алексей Мухалев.
Нужно отметить, что Петр Рычков не только построил храм, но и основал само село, которое раньше называлось Рычково. Однако это лишь одна из страниц его богатой и яркой биографии. В разное время он служил переводчиком в Санкт-Петербургской портовой таможне, заведовал Оренбургской губернской канцелярией, возглавлял правление Оренбургских соляных дел,
«За усердные труды Екатерина II выделила ему землю близ Бугульминской слободы», — говорит Алексей Мухалев. Здесь он основал село, а в 1765 построил церковь. Изначально она была освящена во имя Преображения Господня. В свободное время чиновник занимался историей, топографией и множеством других наук.
«Он внес большой вклад в изучении оренбургских степей (в то время Бугульма относилась в Оренбургской губернии)», — рассказывает депутат. Его труды по топографии этого края используют до сих пор. Также ученый составил первый путеводитель по Казани, написал труд «Краткое известие о татарах…», на который ссылались Соловьев и Татищев. Рычков является автором первого в стране исследования по пчеловодству.
Наконец, с его легкой руки зародился знаменитый промысел оренбургских пуховых платков. Он опубликовал «Опыт о козьей шерсти», а его супруга была награждена золотой медалью Вольного экономического общества «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».
В 1770-е годы село, которое Рычков с любовью называл «маленький Рим», оказалось в эпицентре пугачевского бунта.
«На село напали повстанцы Салавата Юлаева. Оно же граничит с Башкирией», — поясняет Алексей Мухалев. Храм был разграблен. Первый сын Петра Рычкова — Андрей, занимавший должность коменданта Симбирска, погиб при обороне города от пугачевцев.
Самому Петру Ивановичу довелось лично пообщаться с арестованным Емельяном Пугачевым. Позже из-под его пера выйдет «Описание шестимесячной оренбургской осады». Считается, что это первый опыт исторического осмысления того страшного восстания. Сей труд целиком включит в свою «Историю Пугачевского бунта» Александр Пушкин.
Петр Рычков оставил после себя около 60 научных работ, но знает о нем только узкий круг специалистов да жители села Спасское, которые три десятка лет пытаются возродить храм.
Поразительно, но разрешение на восстановление памятника дал еще в 1981 году Совет Министров ТАССР. Советские власти прониклись масштабом личности, поэтому вышло постановление создать мемориал Рычкова.
В селе Спасское Бугульминского района восстанавливается храм Вознесения Господня
«Еще один любопытный факт: в 1988 году в газете „Ленинское знамя“ опубликовали банковские реквизиты для сбора средств. Пожертвования присылали как отдельные граждане, в том числе и комсомольцы, так и организации: школы, училища. А Бугульминский драматический театр даже дал внеплановый благотворительный спектакль. Вырученные деньги направили на создание мемориала, но проект так и не реализовали», — отмечает Алексей Мухалев. «С тех пор реконструкционные работы носят нерегулярный характер. В 90-е предприняли попытку, даже разобрали крышу, но на этом все и закончилось. Храм остался открытым, что ему только навредило. К настоящему времени восстановили купол, сейчас занимаемся кровлей. За церковью закреплен священник — иерей Александр Бердников. Несмотря на полуразрушенное состояние, по большим праздникам там совершаются службы».
По словам депутата, главная проблема состоит в том, что храмовое здание формально является бесхозным. Согласно решению суда храм сначала должен взять на баланс муниципалитет, а затем передать его Альметьевской епархии.
Депутат своими руками изготовил деревянный аналой для храма. В юности он любил работать с деревом и навыки не растерял. Жалеет только, что резьбу не освоил.
Какая сумма нужна для восстановления церкви, сказать пока трудно. Для начала требуется разработать проектно-сметную документацию, а это уже несколько миллионов рублей.
Но понятно, что работы предстоят масштабные. А ведь в идеале надо бы не только храм реконструировать.«Там еще имеется засыпанный подземный ход, который ведет на кладбище», — открывает любопытные детали Алексей. «В селе можно было бы туризм развивать. Я уже экскурсии для школьников организовывал. Говорят, мы и не знали, что у нас живая история под ногами».