Сегодня вновь знакомимся с описанием хода заседаний Всероссийского Съезда духовенства и мирян 1917 года и высказанных на нем мнений, которые были записаны клириком Казанской епархии протоиереем Георгием Богословским и опубликованы в Известиях по Казанской епархии.
Президиум предлагает послать Съезду приветственные телеграммы председателю Государственной Думы М.В. Родзянко, военному министру А.Ф. Керенскому и Временному Правительству. В зале поднимается шум и протесты отдельных голосов против посылки телеграммы Родзянко: «Зачем Родзянко?! Кто такой Родзанко?! Мы не хотим быть ничьими слугами!» С трудом председателю удается восстановить порядок и после долгих пререканий тексты проектов телеграмм передаются в президиум для новой редакции и для обсуждения, посылать ли телеграмму Родзянко.
На кафедре появляется представитель петроградского совета рабочих и в своем приветствии Съезду выражает пожелание, чтобы пастыри Церкви были в стороне от политики и строили «свободную Церковь» по заветам Христа, совершенно отделив ее от государства. Представитель петроградского демократического духовенства священник Егоров горячо оппонирует ему и требует, чтобы священники, как и все граждане, принимали живое участие в политической жизни страны, они не должны молчать, как молчали до сих пор.
С большой, хотя и запутанной речью, обратился к Съезду черногорский иеромонах Мардарий, рассказавший историю гонений на него со стороны старого Правительства за то, что он горячо отстаивал права самоопределения славянских народностей на Балканах и избавление их от гнета Австрии и Германии. Отдельные выражения в его речи, например, что «бесчинство солдат опоганило Россию и революцию» заметно повышали настроение зала, слышались отдельные восклицания и вопросы: «это не тот ли Мардарий, который был конкурентом Распутина?!». Оказалось, тот самый.
Известия по Казанской епархии: С Всероссийского Съезда духовенства и мирян
Сильное впечатление производит выступление генерала Артамонова, прослужившего 43 года в рядах армии и последние три года принимавшего участие во многих боях на фронте рядом с солдатами. «В настоящий момент, говорил он, вся Россия больна, она заразила и армию, но каждая добрая весть о проблесках выздоровления в тылу тотчас же отражается необыкновенным подъёмом на фронте, так как армия - плоть от плоти и кровь от крови своего народа.... Дух армии угас не неокончательно, он еще теплится, его спасает вера, религия... От настоящего высокого собрания много зависит, оно может влить бодрость в ряды армии»... С высоким подъёмом генерал заканчивает свою речь: «Армия теперь выздоравливает. Помогите же скорейшему врачеванию ее болезни».
По предложению Епископа Андрея, Съезд избирает Комиссию для выработки особого обращения Съезда духовенства и мирян к армии. Одновременно Епископ Андрей напоминает, что на Рогожском кладбище сейчас работает такой же Съезд старообрядцев, которые не создавали в прошлом идолов, в чем повинны православные архипастыри, и стойко держали знамя свободы и независимости, и от Государства, и царского режима. Он предлагает послать им приветствие в надежде единения в будущем. Предложение встретило одобрение.
На вечернем заседании 2 июня выступил с явно демагогической речью миссионер И.Г. Айвазов. В своей речи он обрушился на демократию, называя демократические стремления обновлённого строя противными идеям христианства, а вождей демократии — «генералами общественного затемнения». Речь Айвазова неоднократно прерывалась криками: «Довольно!», «Долой!». Резкую отповедь Айвазову дал обер-прокурор Синода В.Н. Львов. «Я считаю себя, говорил он, вынужденным дать ответ господину Айвазову от имени той демократии, представителем которой я себя считаю. Миссионеры, которые раньше пели хвалебные гимны государственной власти, теперь выступают против этой власти, перешедшей к народу. Они должны помнить, что власть народа, давшего им свободу, выше той власти, перед которой они преклонялись... Говорить, что христианские идеи несовместимы с идеями христианства, а только с крепостническими, — значит уничтожать демократию и хулить христианские идеи... Те полубоги, которые возглавляли государственную власть России со времени Петра, не были носителями христианского идеала вопреки тому, что пытается доказать Айвазов. Христианство говорит о свободе, равенстве и братстве тем же языком, как и демократия. Пусть тот, кто хулит демократию, знает, что если бы не совершилось нашего государственного переворота, русский народ не мог бы быть даже назван народом». Речь господина Львова была встречена долгими восторженными аплодисментами и криками по адресу Айвазова: «Долой его! Вон!». Айвазов требует слова, председатель усиленно звонит, но порядок не восстанавливается и только пение молитвы прекращает шум. Заседание прерывается до утра. Многие подходят к В. Н. Львову, целуются с ним и жмут ему руку.
К началу утреннего заседания 3 июня организационным Комитетом было выяснено, что мандат господина Айвазова вызывает большие сомнения. Господин Айвазов представил в Комитет удостоверение от петроградского епархиального Съезда на имя священника Никитина за подписью председателя Епархиального Съезда. При рассмотрении оказалось, что в удостоверении имя священника Никитина было зачеркнуто и вставлено имя Айвазова. Внизу на удостоверении имеется оговорка, подписанная однако же не председателем Съезда, выдававшим удостоверение, а каким-то другим лицом. В виду этого Съезд постановил передать этот мандат в специальную комиссию, которой поручено проверить полномочия всех участников Съезда.
Открывая заседание, председатель Съезда объясняет свой вчерашний отказ в представлении Айвазову слова по личному вопросу после речи господина Обер-прокурора Синода В.Н. Львова тем, что собрание в то время находилось в слишком повышенном настроении, но он даст это слово Айвазову в конце заседания по окончании прений, по программе дня, об отношении к переживаемым событиям.
С Всероссийского Съезда духовенства и мирян (часть вторая)
Прения эти базируются на следующих тезисах доклада преподавателя Московской семинарии М.И. Струженцова, которая вместе с тем намечена как основа предстоящей резолюции Съезда:
1. Хотя христианская церковь может существовать при всякой форме государственного устройства, но по возвещенному христианством понятию о человеческой личности и церковному началу соборности, мы признаем более соответствующим демократический строй государства.
2. С падением царского самодержавия, безвозвратно отошедшего в прошлое, вся полнота верховной власти перешла к народу; управление же страной до созыва Учредительного Собрания принадлежит Временному Правительству, подчинение коему мы, как граждане, считаем не только обязательным для каждого, но и совершенно необходимым во избежание гибельного, особенно в переживаемое время, безначалия.
3. Каждого православного христианина при полной возможности для него участвовать во всех не враждебных христианству национальных, классовых и партийных организациях, мы призываем вносить всюду с собою христианские понятия и содействовать установлению благожелательного отношения к Православной Церкви.
4. В отношении к Учредительному Собранию, составленному на справедливых основах всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, выражаем пожелание, чтобы оно было созвано, как только это окажется возможным по обстоятельствам военного времени, и подчинение его решениям во всем, что относится к государственному устройству, заранее считаем своим долгом.
5. Считая, что всероссийский, церковный собор должен быть созван ранее Учредительного Собрания или одновременно с ним, призываем церковное общество готовиться к нему в частных, приходских, епархиальных и всероссийских собраниях.
6. При явном несоответствии войны с существом и духом христианского учения мы видим себя однако вынужденными продолжать ее до такого исхода, который обеспечил бы государственную целость России, свободу ее политического и церковного самоопределения, равно долгий и прочный мир. Горячо призываем к немедленному прекращению внутренней розни и всенародному отпору врагу и считаем это вернейшим средством к приближению желанного мира. Обсуждался только первый тезис по докладу господина Струженцова. Всего записалось желающих высказаться более 70 лиц, но выслушано было только 24 оратора.
Оглашаются и принимаются Съездом следующие телеграммы.
Армии и Флоту
Всероссийский Съезд православного духовенства и мирян из сердца России, первопрестольной Москвы, шлет горячий привет родной армии и флоту, готовым грудью защищать Россию от врага. Православная Россия верит, что русское воинство не уступит пяди родной земли и увенчает победой трехлетий подвиг борьбы народов с воинствующим германизмом во имя торжества, права, свободы и христианской цивилизации.
Военному министру А.Ф. Керенскому
Русский православно-церковный народ, впервые свободно собравшийся в составе делегатов клира и мирян в сердце России — Москве, приветствует министра - гражданина Керенского, главный оплот всех вооруженных сил России, и молитвенно желает ему с той же твердостью и отвагой продолжать стоять на его беспримерно тяжелом, но и исключительно важном сторожевом посту России, чтобы всегда быть таким же самоотверженным поборником правды, голосом народной совести и олицетворением русской доблести.
Председателю Государственной Думы М.В. Родзянко
Всероссийский Съезд православного духовенства и мирян, выражая глубокое уважение к заслугам вашим в великом деле освобождения родины, шлет вам горячий привет и искреннее пожелание долголетнего продолжения вашего славного служения России.
Г. Б.