Кто из нас не любит своей родной матери, которая нас родила, вскормила и возрастила? Но у всех нас есть еще общая духовная мать. Это — Святая Православная Церковь. Она нас духовно породила в иную христианскую жизнь, духовно нас питает и руководит на пути к вечному блаженству. Ее материнская любовь не отворачивается от нас, когда мы согрешаем, если только глубоко сознаем свою вину и каемся. Как посему мы должны любить эту нашу духовную мать — Святую Церковь. Отрекаясь от Церкви или просто даже забывая о ней, мы подлинно забываем и Бога. По словам одного древнего церковного писателя — «кому Церковь не мать, тому Бог не отец» (святитель Киприан). Таким образом, дело церковное воистину есть дело Божие, и всякий труд на пользу Церкви и всякая забота о ней есть богоугодная жертва. А дело Божие следует совершать с великим усердием и благоговением. В Священном Писании сказано: «проклят всяк творяй дело Божие с небрежением».
В настоящее время важным церковным делом является созыв Собора нашей Русской Православной Церкви. Долго-долго ждала наша родная Церковь этого собора. Можно сказать, что свыше двухсот лет у нас не было общецерковных соборов, хотя они, по церковным правилам, должны быть созываемы очень часто. Не будем говорить — почему так было. Это дело прошедшее. А лучше приведем себе на мысль — какое великое торжество церковной жизни составит собор, который откроется 15 августа (28 августа по н.ст. – прим. ред.) нынешнего 1917 года, в праздник Успения Божией Матери, в городе Москве. На этот собор прибудет большое число участников, свыше 500. Здесь будут все правящие архиереи. Такого значительного собрания святителей давно или, можно сказать, никогда не было на Руси. С ними прибудут избранные по епархиям духовные и мирские люди, из числа особенно преданных Церкви и могущих разбираться в церковных важных делах. Здесь, таким образом, в представителях будет собрана вся многомиллионная Русская Церковь.
Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: соборный разум в эпоху революций
Вспомнятся само собою древние соборы, на которых бывало множество епископов и других духовных лиц, в присутствии народа. Самым делом покажет Русская Церковь, что она — живая, могущественная ветвь единой святой соборной и апостольской Церкви, что она живет тою же верою, тою же надеждою и тою же любовью, какими жила вся Христова Церковь с самых первых времен ее существования. Как при святых апостолах (Книга Деяний Апостольских, глава 15), как при их преемниках — святых Отцах и Учителях Церкви для решения недоуменных вопросов и для лучшего благоустройства церковного порядка и чина собирались соборы, так и теперь то же святое внушение Духа Божия говорит нам, что лучшим средством для уврачевания накопившихся недостатков и устранения неисправностей служит собор. В единомыслии и в единодушии собравшихся со всех мест обширной Русской церкви верующих и их пастырей и архипастырей заключается залог обновлений Русской Церковной жизни и ее улучшения. Надо только молитвенно желать, чтобы предстоящий, собравшийся после долгого перерыва, собор был одушевлен единою мыслью и единым духом, чтобы он послужил к великому благу нашей Русской Церкви. Дай Бог, чтобы Собор, между прочим, положил предел разным попыткам умалить или и вовсе упразднить преподавание Закона Божия в наших школах для детей православных родителей. Да благословит Господь и все начинания и деяния Собора по всем сторонам церковной жизни! «Отче наш, иже еси на небесех! Да приидет Царствие Твое».
Справка
Собор открылся в Москве на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Председателем был избран Московский митрополит Тихон. В соборе участвовало более 500 человек, там были представлены лучшие духовные и интеллектуальные силы Русской Церкви. Собор был призван, с одной стороны, разрешить проблемы церковной жизни, накопившиеся за два века синодального периода, с другой — дать ответы на новые вызовы, бросаемые Церкви бурными событиями революционной поры. Собор смог объединить Русскую Церковь в тяжёлый момент. Он санкционировал активное привлечение к церковному управлению как рядового духовенства, так и мирян, чем дал им почувствовать свою ответственность за судьбу Церкви. Восстановленный собором институт патриаршества в лице новоизбранного Святейшего Патриарха Тихона дал Церкви духовного вождя, символ её единства и соборности. Благодаря собору Русская Церковь смогла выстоять в гонениях, обрушенных на неё богоборческой властью. В настоящее время более 50 членов Собора 1917–1918 годов прославлены в лике святых.
В 2017 году Священный Синод Русской Церкви постановил ежегодно 18 ноября праздновать память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов. В число Отцов Поместного Собора 1917-1918 годов вошли два святителя Казанской епархии: священномученик митрополит Кирилл (Смирнов; †1937) и священномученик митрополит Анатолий (Грисюк; †1938).