Доклад доктора церковной истории, секретаря Ученого совета, профессора, заведующего кафедрой Общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии протоиерея Алексия Колчерина на научно-исторической конференции «1917—2017: уроки столетия в Казанском крае», прошедшей в Казани 3 декабря 2016 года.
В наступающем 2017 году мы будем вспоминать 100-летие трагических события русской истории, связанных с революцией, государственным переворотом, приходом к власти большевиков, прямо позиционировавших себя как врагов Церкви. В 1917 году в стране, истощенной войной и политическим кризисом, распространялись хаос и анархия; Временное правительство, по оценкам многих историков и правоведов, сохранявшее свою легитимность лишь до середины лета, не обладало фактической властью и не контролировало положение дел на обширной территории страны, в том числе и на фронте. Вся эта тяжелейшая ситуация вылилась впоследствии в Гражданскую войну, террор, миллионы загубленных жизней, эмиграцию цвета русской интеллигенции заграницу и беспрецедентным в российской истории гонением на Православную Церковь и религию вообще.
В эту тяжкую годину в церковном сознании состоялся небывалый расцвет, выразившийся в работе соборного разума, и приведший к серьезнейшим переменам в жизни Русской Православной Церкви. Промыслом Божиим, именно в столь сложное и трагическое для Церкви время, объединились для работы иерархи, священнослужители, монахи и миряне. На Поместном Соборе Православной Российской Церкви трудились ради блага церковного выдающиеся богословы, историки и канонисты — весь цвет церковной науки того времени.
Синодальный период истории Русской Православной Церкви длился более двух столетий, и многие члены Церкви осознавали необходимость возвращения к каноническому устройству, к восстановлению патриаршества и самоуправления. Масштабное движение в этом направлении началось после Первой русской революции и обидного поражения в Русско-Японской войне. Начало дискуссии о восстановлении канонически верного церковного устройства и разработка основных положений предстоящих реформ были инициированы первенствующим членов Святейшего Правительствующего Синода митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским).
Владыка Антоний (в миру Александр Васильевич Вадковский) близок к Казанской земле, здесь он окончил духовную академию, создал семью, стал профессором кафедры Гомилетики, но очень скоро овдовел, и после трагической гибели детей принял монашество. В результате знакомства с обер-прокурором Синода Константином Петровичем Победоносцевым будущий митрополит Антоний был переведен в столицу, где сделал блестящую карьеру и возглавил столичную кафедру. Имея блестящее образование, пережив утрату близких и избрав монашеское поприще, он на всех этапах своего служения оставался добрым пастырем, радеющем о Церкви Христовой. Именно митрополит Антоний смело предложил императору Николаю II восстановить канонической статус Русской Православной Церкви, и, при поддержке иерархии и церковных ученых, организовал работу Предсоборного Присутствия в 1906 году, но сам до открытия Поместного Собора 1917-1918 годов не дожил.
Предсоборное Присутствие, работая чуть менее года, предложило проекты решений по многим аспектам церковной жизни. Однако, предложенные перемены не были востребованы более десяти лет, и лишь в 1917 году началась активная подготовка к созыву Поместного Собора. После Февральской революции 1917 года сменился состав Святейшего Собора и по епархиям Православной Российской Церкви прошли собрания с участием духовенства и мирян, на которых утверждались епархиальные архиереи. Например, в Московской епархии был избран архиепископ Тихон (Беллавин), проживавший в Москве в эвакуации, а митрополит Московский Макарий (Невский), по сути, был отправлен на покой. Практика утверждения епископа или пресвитера своей паствой имеет корни в жизни христианских общин первых столетий, и предстоит еще дать оценку, насколько она применима в современной действительности и какие канонические основания под собой имеет. Так или иначе, волна епархиальных собраний и избрание на них архиереев, а также проведение различных общецерковных съездов весной-летом 1917 года, стали проявлением соборного разума нашей Церкви.
Поместный Собор Православной Российской Церкви заседал с 15 августа 1917 года до 7 (20) сентября 1918 года, более года, принял важнейшие решения, многие из которых не могли быть применены в советский период и актуальны по сей день. Главное — восстановление патриаршества и избрание Святейшего Патриарха Тихона, что ознаменовало окончание Синодального периода в истории Русской Церкви. Пожалуй, если не было бы принято это решение, то и все остальные соборные постановления не имели достаточного авторитета и значения, а решения эти были весьма масштабны: изменения в системе высшего церковного управления, в монастырской, епархиальной и приходской жизни, в области духовного и школьного религиозного образования, миссии и диаконии, в отношениях с единоверцами.
Работа Собора проходила в весьма непростое время. После октябрьского политического переворота в Москве, где проходили заседания, развернулись уличные бои с большим количеством убитых, со штурмом Кремля, с утверждением власти большевиков. Большим потрясением для членов Собора стало известие о мученической кончине 31 октября 1917 года священника Иоанна Кочурова в Царском селе, замученного и расстрелянного на глазах сына-гимназиста. В конце января 1918 года стало известно о мученической кончине митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), состоявшего в должности почетного председателя Собора; а далее на Собор все чаще стали приходить известия о мученически убитых иерархах, священниках, монахах, мирянах, в том числе и членах Собора. Многие члены Собора в последующие годы приняли мученическую кончину за Христа, многие были вынуждены навсегда покинуть Родину.
В настоящее время Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. все чаще становится объектом научного изучения, публикуются рабочие материалы Собора, издаются монографии и научные статьи. Особенную актуальность данные исследования приобретают в преддверии столетнего юбилея с начала работы Собора. Многие его решения актуальны по сей день и продолжают внедряться в церковную жизнь. Следует осмыслить данный феномен и извлечь из него уроки: в тяжелейшие годы политического и духовного кризиса начала ХХ столетия мы наблюдаем небывалый рост богословской, канонической, церковно-научной мысли, проявивший себя в деятельности соборного разума.