Человеку стоит лишь на мгновение расслабиться, сказать себе: «У меня все хорошо». И молитва уже не та, и душа не на месте. И главное, объяснить другим ближним, что есть молитва, сложно. Может, мы и не знаем эту «настоящую» молитву? О которой сказано в «Добротолюбии»: «Сердечная же молитва велика и всеобъемлюща, как источник добродетелей, потому что ею стяжается всякое благо».
Как удивительно Господь устроил мир. Для того чтобы созерцать окружающие предметы, нам нужны глаза. Для того, чтобы услышать красоту природы, нам нужны уши. Но ни то, ни другое не понадобиться, чтобы отбросить все суетное, и просто помолиться, пусть даже своими словами. Мы можем сделать это в любых условиях. И нет такого оправдания, как нехватка времени. Вспоминаются многочисленные жития, когда святых бросали в горящий костер, но они продолжали молиться. В этот момент Господь с нами. Это встреча с Живым Богом. Вот почему нельзя использовать молитву как «палочку-выручалочку» во всех делах. Молитва дается, прежде всего, для соприкосновения с Богом. Однажды помолившись по-настоящему искренне, «человек все более держится молитвы и убеждается, что жить без этого невозможно», — говорил архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский).
Зачем оставаться наедине с Богом и что делать, если тонем в пучине скорбей
«Встав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, поставляя себя пред Всевидящим Богом, и, сотворив крестное знамение, говори: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. После этого немного помедли, пока все чувства твои утихнут и мысли твои оставят все земное: и тогда начинай молиться». Это полезное правило отнюдь не для новоначальных, оно абсолютно для всех. Даже перед сном мы творим столько разных ритуалов: от умывания до пожелания близким спокойной ночи. А уж перед разговором с Богом как не подготовиться? Привести все свои чувства и мысли в порядок от суетности. Прекрасный совет дал митрополит Сурожский Антоний:
Православная Церковь имеет огромное бесценное сокровище — это труды святых отцов. И их многолетний опыт показал, что молитва должна быть бесстрастной. Это значит, что нельзя опираться на чувства. Да, каких-то людей Бог наделил более сильным эмоциональным характером. И им нужно быть особенно начеку. Что может случиться, если человек будет руководствоваться одними эмоциями? Только представьте, это изо дня в день. Так вообще можно потерять душевное равновесие и до кабинета психиатра недалеко. Вот поэтому часто сектанты используют этот прием. Когда у человека расшатана психика, им легче управлять. Нам же православным нужно молиться умом. Тому первый помощник — молитвослов. Священники рекомендуют читать не наизусть, а по молитвослову. Иначе заученная молитва может легко превратиться в какую-то формальность. А взгляд может уловить важные слова, помочь задуматься о духовном. Бесстрастие предполагает отсутствие в молитве образов. Наше греховное сознание может исказить Божественную реальность.
Разговор
Каждая мама знает, чтобы научить ребенка читать, нельзя целыми днями заставлять сидеть за учением. Это быстро надоест ему, и интерес к чтению пропадет. Так и в молитве не стоит переусердствовать и мнить себя духовно готовым сразу к многочасовым молитвам. В этом может скрываться гордость. Лучшим советом для начинающих является молитва небольшая, но зато совершаемая несколько раз в день. Люди же, которые молятся уже давно, часто сталкиваются с проблемой привыкания. В этом-то и заключается духовная жизнь, всегда быть на страже. Лучше потратить время, вернуться к молитве, чем прочесть ее с пустым сердцем. А посторонние мысли отсекать сразу же на корню. Помимо церковнославянского языка, мы можем молиться своими словами, просто, лаконично. Преподобный Исаак Сирин говорил:
Человек старается, все делает для молитвы, но все равно ничего не выходит. Почему? Не хочется молиться, желания просто нет. Помню, один батюшка сказал мне: «Говоришь мне о своих проблемах. А ты посмотри на себя в зеркало». Тогда еще я подумала, причем тут внешность. Только по прошествии времени эти слова раскрылись для меня в ином смысле. Нужно посмотреть на себя в зеркало, и увидеть там всю свою греховность, образ жизни. Именно молитва и отображает нашу жизнь. Если в молитве мы говорим: «Да будет воля Твоя», то значит в жизни так и должно быть. Если мы просим Бога о помощи в молитве, то значит мы и сами должны быть готовы совершить над собой усилие. Многие люди ищут чудеса. Молитва — это и есть чудо на земле, без которой нет настоящей жизни.