Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в День знаний поздравил с наступающим новым учебным годом педагогов и школьников, а также пожелал юным ученикам научиться «отсеивать ложь от правды и добро от зла» в современных обширных информационных потоках.
— От того, как сформируются дети, зависит то, как они сформируют общественную жизнь, жизнь народа и государства в будущем. Необходимо, чтобы традиции Святой Руси передавались из поколения в поколение, чтобы Отечество наше всегда было суверенным, независимым, способным самостоятельно определять путь своего исторического развития, сохраняя веру и традиции. Я молюсь о том, чтобы наши дети научились преодолевать трудности, испытания, справляться со всем, что несет современный информационный поток; научились отсеивать ложь от правды и добро от зла, — сказал Предстоятель Русской Церкви перед началом традиционного молебна на начало учебного года.
В свою очередь глава Синодального информационного отдела, профессор МГИМО Владимир Легойда обратил внимание на то, что, хотя Россия сегодня переживает непростые времена, «есть вещи, которые должны всегда оставаться приоритетными, на которых нельзя экономить никогда, даже во время самого тяжелого кризиса».
— Образование к ним, безусловно, относится. По-моему, мы этого ни на уровне общества, ни на уровне государства до конца не понимаем, и это очень плохо, — заявил Легойда, слова которого приводит синодальный отдел.
По мнению представителя Церкви, новые информационные технологии меняют способ и навыки получения знаний, и при всех важных положительных преимуществах, например, доступности огромного массива информации, несут и негативные последствия для конкретных людей и целого поколения.
— Например, основная проблема интернет-поиска, с которой я лично сталкиваюсь постоянно, — это отсутствие косвенных признаков, по которым можно достоверно определить качество найденной информации. Человек сегодня теряет возможность оценивать источники в силу отсутствия нужных компетенций и из-за небрежного оформления интернет-ресурсов, — отметил Легойда.
По его словам, существует и другая проблема, позволяющая сформулировать характеристику времени и ситуации.
— При постановке любой задачи люди сразу обращаются к поисковику, а не к своей памяти; стоит только отключить Интернет, и человек остается безоружным.