Доминирование в западном мире либеральной системы ценностей приводит к тому, что религия, мораль и традиция признаются «общественным злом», заявил 25 мая первый заместитель председателя Cинодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков.
Щипков выступил на международной научно-практической конференции «Преступление и наказание; грех и искупление», которая проходит во Всероссийском государственном университете юстиции Минюста России.
«В России мораль существует, если ей следуют не сговариваясь, — этот взгляд укоренен в традиции. На Западе он тоже был известен, но сегодня западная мораль есть конвенция, сделка. Ее защищают методом торга. <…> Проследим логическую цепочку: договориться можно обо всем — договориться можно с кем угодно — договориться можно со злом — зло это те и то, с кем и о чем договориться нельзя. В итоге получается, что «добро есть договороспособность», иными словами, «добро есть правовая конвенция». И только», — сказал он.
По мнению Щипкова, такое право есть релятивизм. «Экстремистской, "террористической" признается любая система, в рамках которой торг невозможен, а это — религия, мораль, традиция, родственные отношение, чистая наука. Такова идеологическая матрица позднего либерализма», — отметил замглавы синодального отдела.
Для преодоления такой ситуации Щипков считает необходимым восстановить разорванную в сознании западного человека связь между правом и этикой. «В период позднего либерализма право является коллапсирующим институтом. Чтобы вывести право из состояния коллапса, необходимо восстановить его утраченную связь с этикой, поскольку в основе общественной этики лежит принцип справедливости», — сказал он.
При этом западное сознание сузило применение понятия «гуманизма», отметил эксперт.
«В отличие от ренессансного прочтения гуманизма, в котором человек ценен таким, какой он есть или хочет быть, в рамках либеральной философии права человек признается мерой всех вещей лишь на определенных условиях. Например, несогласие с легализацией однополых браков или гендерной теорией пола нередко исключает человека из числа тех, на кого распространяются нормы гуманизма. Такой человек выводится за границы круга выгодополучателей гуманизма. В рамках либеральной гуманистической концепции такая позиция делает его недочеловеком, «тоталитарной личностью». Изгои лишаются прав и стигматизируются», — сказал Щипков.
В своем выступлении представитель Церкви подробно рассмотрел ситуацию упадка либеральной системы общества и возможность «парадоксального синтеза консервативных и социалистических идей как условия смены социальной парадигмы». По его мнению, эпицентр социальных изменений при таком сценарии развития окажется на границе между этикой и правом. В рамках социал-консервативной концепции понятия «справедливость» и «общественная нравственность» восстанавливаются в правах, заявил Щипков.