«Это очень важная тема, потому что сегодня наблюдается рост семейного устройства детей—сирот, приемных семей становится больше, вместе с тем, они сталкиваются с проблемами: в том числе, с трудностями и непониманием в школе. Вместо помощи они иногда слышат от учителей: «Что вы от него хотите — он же детдомовский! Он никогда не догонит нашу программу! Переведите вашего ребенка в другую школу!» Конечно, это вопрос внутренней культуры учителя и вообще человека, потому что предвзятое отношение может встретиться и со стороны родителей других детей», — рассказала Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова, сообщает сайт Deti.gov.ru.
Как показал опрос, проведенный Фондом профилактики социального сиротства, а также фондом «Измени одну жизнь», сложности у приемных детей и их родителей возникают ещё в момент поступления в школу (19%).
Лишь в 16% случаев приемные дети справляются со школьной программой самостоятельно, всем остальным необходима помощь, но при этом в 76% случаев школа свою помощь не предлагает совсем.
Учителя и руководство школы в 32% случаев стараются решить ситуацию, действуя в интересах приемного ребенка, в 29% — в своих интересах. 10% родителей рассказали, что педагоги лишь усугубляют конфликты, а 11% — что просто не вмешиваются в ситуацию.
Органы опеки и попечительства, как показывает исследование, чаще всего оказываются в стороне от непростых школьных проблем. Половина респондентов (50%) не обращались к ним за помощью. По наблюдениям трети опрошенных (32%), чиновники не считают нужным вмешиваться в образовательный процесс. 4% респондентов замечают, что органы опеки не только не помогают в сложных ситуациях, но и усугубляют их.
Говоря о насущных потребностях, приемные родители отметили необходимость повышения квалификации школьных учителей и психологов, а также наличия в штате школы логопеда. Еще одно распространенное пожелание — обеспечить приемным детям возможность бесплатных дополнительных занятий. Родителям важно, чтобы учителя находили возможность для индивидуального подхода к каждому ученику.
«Наша общая задача — создать комфортную среду для приемных семей, изменить отношение к детям—сиротам. Здесь нужны меры системного характера: не только законодательные изменения, но и программы повышения квалификации педагогов, формирование среды принятия ребенка таким, каков он есть. Большой опыт в этом вопросе накоплен сегодня, в том числе, и у НКО — считает Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. — Семья с приемными детьми становится нормой. Но нам нужно смотреть немного вперед: большинство оставшихся в федеральном банке данных сирот — это как раз подростки, многие из которых сталкивались с жестоким обращением в семье, имеют непростой опыт жизни в сиротских учреждениях. Школы должны быть готовы принять таких детей и помочь им адаптироваться. Мы обязательно рассмотрим эту проблему на общественном совете при Уполномоченном в ближайшее время и выработаем комплекс предложений по адаптации детей—сирот в общеобразовательных учреждениях», — сказала Анна Кузнецова.