С 30 ноября по 2 декабря 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве прошел Общецерковный съезд, посвященный регентско-певческой тематике.
Работу направлений съезда возглавили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия; архиепископ Петергофский Амвросий, ректорСанкт-Петербургской духовной академии; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора города Москвы. Председатель организационного комитета съезда ― игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря.
«И в наши дни репертуар церковных хоров включает сочинения, чья церковность обеспечивается только их текстом, тогда как по музыкальному языку они абсолютно светские», ― заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в четверг на I международном съезде церковных регентов в Москве.
Как отметил иерарх, который сам является музыкантом, в некоторых крупных городских приходах, где имеются профессиональные хоры, во время причащения священнослужителей звучат «написанные в вычурной итальянской манере «духовные концерты», отвлекающие священнослужителей от причащения, а мирян ― от подготовки к нему».
«Многие песнопения исполняются хорами либо слишком громко, так что священнослужителю приходится перекрикивать хор, либо слишком быстро, так что священнослужитель не успевает прочитать положенные молитвы. Иной раз, наоборот, из-за слишком медленного пения богослужение искусственно затягивается. Бывает, что во время богослужения алтарь живет своей жизнью, а клирос своей, в алтаре происходит одно священнодействие, а на клиросе ― совсем другое: скорее концерт, чем служба», ― заявил он.
По словам митрополита, пение за богослужением должно отличаться особой духовной проникновенностью, помогать верующему проникнуться духом богослужения, «быть максимально далеким от тех образцов концертной, светской музыки, которые до сих пор нередко исполняются в наших храмах».
«В служении литургии недопустимы театральность, актерство, искусственность. Священнослужитель не должен открыто выражать свои эмоции, чувства, переживания, не должен своим служением привлекать внимание к себе, дабы основное внимание верующих было всегда обращено не на него, а на истинного совершителя литургии ― Христа. Сказанное относится и к диаконам, которые иногда превращают богослужение в театр, используя все богатство своих голосовых и актерских данных для того, чтобы произвести большее впечатление на публику», ― отметил он.
Как считает иерарх, еще одной проблемой многих церковных хоров является нежелание обновлять репертуар.
«Из недели в неделю, из года в год исполняются произведения одних и тех же авторов XIX века ― так, будто ничего нового не появилось с тех пор в церковной музыкальной литературе. Между тем то беспрецедентное по своим масштабам возрождение Церкви, которое началось в 1988 году, затронуло и сферу духовной музыки. За прошедшие годы появилась целая плеяда церковных композиторов», ― заявил он.