4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в селе Карабаян Тюлячинского района РТ состоялось освящение новой кряшенской церкви в честь Казанского образа Богородицы.
Возглавил первую Божественную литургию в храме благочинный Пестречинского округа иерей Павел Кириллов. Ему сослужили руководитель Кряшенской духовной миссии иерей Димитрий Сизов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Тюлячи иерей Артемий Тёрло, клирик храма святителя Николая Чудотворца села Кряш-Серда иерей Геннадий Сизов.
Открытие храма еще раз подчеркнуло значимость Дня народного единства для Татарстана, являющегося многонациональной республикой: на первую Божественную литургию пришли сотни жителей самых разных национальностей — кряшены, русские, татары, чуваши. Причем на праздник прибыли не только жители самого Карабаяна и окрестных сел. На малую родину специально ради такого события приехали даже уроженцы села, проживающие ныне в таком дальнем городе нашего Отечества, как Калининград.
Гости из российской Прибалтики приехали в родное село с подарком. Калининградец Иван Козлов с большим волнением и трепетом передал в дар храму икону Всех святых, десятилетиями бережно хранившуюся в семье калининградцев — уроженцев села.
— В советское время неподалеку от этого места, где построен новый храм, находилась старинная каменная церковь, возведенная еще в 1901 году. Когда ее, как и многие другие храмы, разрушили, жители села успели разобрать по домам иконы, находившиеся там. Наша мама работала помощником председателя колхоза и, узнав о предстоящем закрытии и разрушении церкви, тайком взяла вот эту икону, завернула ее в полотенце и принесла домой. Трижды образ Всех святых спасал наш дом от сильных пожаров, случавшихся в селе. В 1967 году в соседнем селе Старый Карабян произошел большой пожар. Он перекинулся на наше село, но наш дом тогда уцелел. В другой раз огонь только немного лизнул крышу, будто остановленный какой-то неведомой силой. Да, крышу пришлось делать заново, но дом остался цел. И вот только после этого удивительного спасения наша мама призналась: у нас дома хранится спасенная икона Заступницы из разоренного храма, — говорит Иван Козлов.
Теперь образ, неоднократно спасавший семью, занял свое место в уютной сельской церкви.
…Только что вышедшая на улицу после церковной службы женщина чему-то улыбается, разглядывая маковку деревянного, ладно сложенного храма. Затем не выдерживает и вслух делится своим радостным настроением с прихожанами, вышедшими с первой службы.
— Надо же! Все удалось Паше. Все, как он задумал. В этом большом деле есть и моя часть помощи, пусть и совсем небольшая. Павел Кузьмин, мой коллега по работе, всегда был добрым человеком, — с удовольствием рассказывает Маргарита Архипова. — И вот как-то раз во время беседы, это было пять лет назад, он и говорит мне: «Есть у меня большая-большая мечта — построить в своей родной деревне церковь — вместо разрушенной». А я ему в ответ: «Паша, это хорошее богоугодное дело. Рука у меня легкая, возьми мои 500 рублей — это будет первое пожертвование на храм». Он сказал, что если все получится, то обязательно пригласит меня на открытие церкви. И вот все мы здесь, все получилось! А церковка-то какая красивая да ладная получилась — на загляденье!
Маргарита Архипова — жительница Казани, в село Карабаян приехала впервые в жизни. С инициатором строительства храма Павлом Кузьминым она работала на одном предприятии — казанском заводе, где ремонтировали часы и ювелирные изделия. Зарплата у простого гравера Кузьмина средняя. И хотя к тому времени он уже много лет жил с семьей в Казани, родных мест не забывал. В 2011 году Павел решил: нужно в родном селе построить церковь, чтобы все было, как при его отце и дедах-прадедах.
— Храм — это сердце села: сюда приходят с радостью и горем, встречают в начале жизненного пути и провожают в последний путь. Мне очень больно, что мое село вымирает, надеюсь, оно возродится. Пока есть храм, люди отсюда никуда не уйдут, — говорил тогда Павел.
Не один год он вынашивал этот грандиозный замысел и летом 2011 года, накопив денег, заложил, наконец, фундамент будущей церкви. Помощи Павел ни у кого не просил. Просто заручился согласием и поддержкой своих земляков. Те с радостью согласились. Благо есть среди них настоящие мужики, рукастые — каменщики, столяры да плотники. Все работали на закладке фундамента безвозмездно, включая приезжающих из города детей и внуков сельчан. Даже ребятишки по кирпичику от разрушенного здания магазина таскали.
И вот спустя пять лет итоги общих трудов в буквальном смысле увенчались куполом церкви, уходящим в небо Карабаяна. Более того, строительство храма объединило сельчан и, как правильно предположил в свое время Павел Кузьмин, люди потянулись в родные места. Да, пусть не навсегда, а пока только на дачи в летнее время, но дома-то начали строить по всему селу — то тут, то там появлялись новенькие срубы. Дальше — больше. Вдохнуть новую жизнь в древнее село помогли и местные власти. Буквально за два года к селу проложили асфальтированную дорогу, а на улицах появилось освещение. Кроме того, в Карабаяне появилось централизованное водоснабжение.
— Пять лет назад нас очень тронула история Павла Кузьмина и его желание вернуть жизнь в село, которое он очень любит, — с такими словами к сельчанам на открытии храма обратилась главный редактор «Казанских ведомостей» Венера Якупова. — Так и получилось — Павлу помогали всем миром. Мы внимательно следили за судьбой древнего села и, как могли, помогали. И вот храм построен, есть дорога, вопросы обеспечения жизненно важными коммуникациями решены. В добрый путь, Карабаян!
Кряшенскому селу Карабаян, что находится в Тюлячинском районе Татарстана, примерно 600 лет. Если верить местным краеведам, поселение это появилось на месте одного из бивуаков Чингисхана, который проходил по этим живописным местам.
Действительно, природа здешнего края до сих пор располагает к себе: широко раскинувшиеся поля и бескрайнее небо над ними.
Вот так, оказывается, каждый из нас может позаботиться о своей малой родине…