Старинный двухсотлетний храм, объект культурного наследия (памятник истории и культуры), села Протопопово Буинского района Республики Татарстан возвращают в собственность Русской Православной Церкви.
«Когда мы восстанавливаем храм, мы становимся в один ряд с теми, кто его создавал. И это не виртуальное соприкосновение со своим народом и историей, а прямое, физическое. Сохранение этих храмов — в прямом смысле сохранение русской земли». Эти слова принадлежат одному из челнов инициативной группы по восстановлению заброшенных храмов на территории нашего, российского Севера. Почему-то они запомнились.
…В деревне Протопопово Буинского муниципального района, к старинному православному храму, освященному в честь Живоначальной Троицы ровно два столетия назад, в 1817 году, и пришедшему практически в полное запустение — ведет протоптанная тропинка. Она больше не зарастет, убежден Николай Сурков, с недавних пор новый председатель приходского совета храма. Его на эту должность благословил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Николай является инициатором восстановления культового здания, он курирует этот сложнейший процесс. Включая документооборот, выстраивание множественных связей с органами государственной власти, и общественными организациями, и, конечно, обустройство приходской жизни. Местные жители постепенно тянутся к храму. По большим праздникам здесь идут службы, прихожан окормляет настоятель храма из соседнего села Ашихово.
По имеющимся историческим данным, сама деревня основана в 1650-х гг. дворянами Игнатием и Василием Протопоповыми. До реформы 1861 года, освободившей от крепостничества, ее жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота.
Любопытный документ из государственного архива Ульяновской области возвращает нас в далекое прошлое.
«Из ведомости о церкви Троицкой Симбирской Епархии, Буинского уезда села Протопопово за 1859 год. Оная церковь построена в 1817 году стараниями помещика титулярного советника Федора Васильевича Ртищева. Здание каменное, с такой же колокольней, крепкое. Престолов в ней два, в настоящей холодной во имя Пресвятой Троицы; в пределе теплом во имя Святителя Николая Чудотворца, вновь сооруженный в 1859 году стараниями помещика ротмистра Федора Васильевича Пятницкого. Утварью достаточна. Причта положено по штату издавна священник, диакон, дьячок и пономарь» (Орфография и пунктуация из подлинника).
Однако в клировой ведомости за 1867 год значатся уже три престола. Третий — в честь Казанской иконы Божией Матери, сооружен в 1860 году на средства того же Федора Пятницкого. Еще факты: в 1859 году священнослужителями Троицкой церкви значились, например, «благочинный священник Гавриил Михайлович Сергиевский, 34 лет». Пономарский сын, как написано в архивной справке — был назначен сюда «по окончании богословских наук Симбирской духовной семинарии». Любопытно, что этот священник оказался самым молодым на тот момент в причте — диакону на тот момент было 43 года, дьячку — 41 год, а пономарю Павлу Перову — 58 лет.
— Троицкий храм является объектом культурного наследия республиканского значения. К сожалению, сведения о строительстве церкви в селе Протопопово, чертежи, фотографии в документах Симбирской духовной консистории не обнаружены, — говорит Николай Сурков. — Мы практически начинаем заново поиск документов.
Если кто замечал — все разрушенные храмы, несмотря порой на ужасающее запустение — красивы и внешне и внутренне. Троицкий храм даже в своем нынешнем состоянии «консервации» (так официально значится в документах), выглядит величественно, его купола заметны издалека. Стоит он в живописном месте, чуть удаленном от активной жизни этого небольшого населенного пункта.
Николай Владимирович открывает навесной замок и откидывает солидный засов, приглашая пройти внутрь храма. Первое впечатление — великолепное пространство, высоченные потолки и… непочатый край работы. В интерьере храма сохранились остатки трехъярусного деревянного иконостаса с почти невидимыми святыми ликами. Здесь есть вся необходимая для скромного богослужения церковная утварь. Зажигаем свечи, ставим на канун, и к «празднику», читаем молитву. Староста внимательно оглядывает помещение, где приняты все возможные на данный момент, меры пожарной безопасности. Ветер гуляет внутри храма, шевелит подсохшие листочки березовых веток, оставшихся еще с Троицы. Отчетливо представляется, каким притягательным для верующих людей было это место. Как чудесно пел хор, истово служили батюшки, а на исповедь и к причастию выстраивались целые очереди…
По словам Николая Суркова, у него и немногочисленной пока группы единомышленников есть две главные задачи — восстановление храма и воссоздание крепкой общины. Остальные вопросы решаются по мере поступления. В этом помогают неравнодушные люди. Они есть. Например, руководитель Мокросавалеевского сельского поселения Валерий Носов. Благочинный Буинского благочиннического округа, настоятель Троицкого храма города Буинска протоиерей Иоанн Ткачук. Николай Сурков просит назвать поименно помощников и благотворителей, без содействия которых подготовка и оформление необходимых документов по передаче храма в собственность православного прихода затянулась бы надолго.
Это — глава Буинского муниципального района Азат Айзетуллов, помощник Буинского городского прокурора Ильдар Хайбуллин, директор филиала №2 ООО «Дружба» — Радик Гисматов. А также — главный врач филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эппидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» в Буинском, Дрожжановском, Апастовском районах Анатолий Никифоров и главный бухгалтер ООО «Буинское управление строительства» Ольга Никифорова.
Процесс оформления права собственности прихода на здание и соответствующую территорию завершается. Это важнейший шаг, но впереди еще самый сложный этап. Объект находится под государственной охраной и собственник по закону обязан придать зданию первозданный облик. Процесс этот небыстрый. Николай Сурков уточнил, что совместно со специалистами Министерства культуры РТ, которые выезжали на место, составлен план пошаговой реконструкции храма, и работа уже начата.
Местные жители, большинство из которых являются представителями чувашского народа, этому известию обрадовались. По их словам, они надеются, что с восстановлением храма Живоначальной Троицы оживится жизнь не только их деревни, но и окрестных поселений, — как это всегда и было.
— Когда речь идет о восстановлении храма, нет ничего случайного, все есть промысл Божий, — говорит староста прихода. — А в такой многонациональной республике как Татарстан, благие дела всегда совершаются сообща. Любому виду финансовой помощи и поддержки, конечно, мы всегда рады, но главное — привлечь людей, для которых сохранение православных святынь не просто интерес, а искреннее радение во благо будущих поколений.
Реквизиты для пожертвований: