Евфимий Александрович Малов (1835 — 1918), протоиерей, профессор Казанской духовной академии, миссионер, духовный писатель
Родился 23 января 1835 года в селе Тереньга Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье священнослужителя.
Обучался в Симбирском духовном училище, в 1858 году окончил Симбирскую духовную семинарию, в 1862 году — Казанскую духовную академию.
В 1862–1863 годах был преподавателем Казанской духовной семинарии, на должности помощника ректора, в 1863 году был переведен в академию, где преподавал татарский и еврейский языки. 2 сентября 1863 года был утвержден в степени магистра, позже состоял профессором по кафедре противомусульманских миссионерских предметов. Был лучшим учеником профессора Г. С. Саблукова.
С 1865 года занимал должность профессора на кафедре еврейского языка, в 1867 году он был одним из основателей Братства святителя Гурия.
В 1868 году ему было присвоено звание экстраординарного профессора.
Вступил в брак. Его сын, Сергей Ефимович Малов (1880 — 1957), стал тюркологом, доктором языковедения, членом-корреспондентом АН СССР (1939).
В 1869 году был рукоположен во священника к Богоявленской церкви города Казани.
В 1870 — 1884 годах был заведующим кафедрой древнееврейского языка и библейской археологии Казанской духовной академии.
6 ноября 1875 года на него возложено руководство «Частным миссионерским приютом при Спасо-Преображенском монастыре».
Проживал в г. Казани по ул. Академической, д. 10, недалеко от академии. 13 мая 1880 года он купил одноэтажный дом за 1500 руб. у вдовы Дмитриевой, переехал 5 июля. А в сентябре 1883 года за 2000 руб. возвёл второй этаж.
В 1881 году возведен в сан протоиерея.
В 1883 — 1895 годах являлся редактором журнала «Известия по Казанской епархии».
В 1884 — 1912 годах был профессором на противомусульманском отделении по кафедре татарского языка, этнографии тюркских народов и распространения христианства в Азии, где преподавал татарский язык, этнографию тюркских и финно-угорских народов.
В 1886 году переведен в Благовещенский кафедральный собор.
В 1895 году стал действительным членом Общества истории, археологии и этнографии при Казанском университете.
Обладал редким миссионерским талантом и своим трудом способствовал укреплению веры в сердцах многих казанцев и жителей губернии. Его характеризовали как человека, созданного «для практического миссионерства», «историка миссии и искусного наблюдателя нравов, умственных и религиозных понятий».
Большой интерес с самых первых лет работы в Академии батюшка проявил к изучению этнографии народов Поволжья. Многочисленные наблюдения за их бытом, полученные во время поездок по уездам Казанской губернии, стали для ученого тем фундаментом, который лег в основу его этнографических исследований. Видя смысл своей жизни в христианской миссии, протоиерей Евфимий оставил потомкам ряд важных трудов, в которых показал пути защиты Православия в собеседованиях с представителями других религий, в первую очередь с исламом. Батюшка написал целую серию научных и практически ценных для миссии работ, среди которых «Об Адаме по учению Библии и Корану — беседы с муллой», «Моисеево законодательство», целый ряд сочинений по истории миссии. При участии отца Евфимия издано около двадцати пяти выпусков «Миссионерского противомусульманского сборника», крещеные татары почитали его как своего духовного отца, уважали его и некрещеные как «доброго муллу православного».
Подвизаясь на поле практической миссии, отец Евфимий обратил много лиц из иудейства, ислама и язычества в лоно Православной Церкви. О его высоком уровне знаний в области богословия, истории и ряда других наук, высокой степени ораторского мастерства, убежденности в правоте своего дела, свидетельствует интересное событие, которое вызвало заметный резонанс в жизни мусульманского сообщества Казани конца XIX века. В 1891 году шакирд Апанаевского медресе Сахиб Гирей Ахмеров (1858 — 1900) был крещен как Павел Николаевич. Переходу муллы в Православие предшествовали знакомство и продолжительные дискуссии на духовные темы с отцом Евфимием, в ходе которых Ахмеров радикально пересмотрел свои взгляды. После крещения он вошел в состав преподавателей КазДА, где с 1892 года преподавал арабский язык.
Протоиерей Евфимий Малов был известен и как видный церковный археолог и историк. Именно ему принадлежала идея систематизированного изучения истории церквей и монастырей Казанской епархии, им был издан ряд трудов, которые представляют значительный интерес для интересующихся историей Православия в Поволжье и Марийском крае.
Труды отца Евфимия были отмечены как церковными, так и государственными наградами.
В октябре 1912 года Казанская общественность широко отметила 50-летие его богословской и миссионерской деятельности. Вот что писали в публикации к 50-летию деятельности батюшки в Казанской губернии «Известия по Казанской епархии»:
«Являя собой цельный, редкий ныне тип верующего ученого, глубоко любящего и веру, и науку, смиренно и беззаветно преданного Матери-Церкви, юбиляр известен всему Казанскому краю своими высоко-христианскими качествами души, удивительным смирением, безграничною добротою, приветливостью и благодушием».
Скончался 6 марта [1] 1918 года и был погребен на Арском кладбище Казани. Могила находится на 2-й аллее в семейной усыпальнице и почитается верующими и поныне.
Сочинения
Награды
Литература
Использованные материалы
[1] В ряде других источников указано 25 февраля/10 марта, что, видимо, является датой погребения