Первое воскресенье Великого поста называется днем Торжества Православия. Этот праздник связан с именами царицы Феодоры и Константинопольского патриарха Мефодия, которые положили много сил для восстановления иконопочитания. Незадолго до этого христиане боролись против ереси иконоборчества. Противники икон говорили о том, что верующим не стоит поклоняться кумирам и творить идолов из изображений Христа, Богоматери или святых. По всей византийской империи уничтожали и оскверняли иконы и устраивали гонения на тех, кто почитал святые образа.
В 842 году умирает молодой император Феофил — муж Феодоры, который перед смертью, возможно, покаялся в своем иконоборчестве. По всей империи быстро восстанавливается почитание икон, и к Великому посту 843 года царица Феодора и патриарх Мефодий решают отметить победу Православия над ересями.
К XI веку в Византийской Церкви появляется особый чин Торжества Православия, который принимает и Русская Церковь.
Преподобный Феодосий Печерский, выбравший для Киево-Печерского монастыря устав преподобного Феодора Студита, принес этот чин на Русь в конце XI века.
Постепенно в чин Торжества Православия стали включать тексты с рассказами о православных догматах. В этой службе описываются определения всех Вселенских соборов, поминаются умершие патриархи и правители. Наиболее известной частью этого богослужения стало провозглашение анафемы. Сейчас почти все считают, что слово «анафема» означает проклятие человека, осуждение его на вечные муки, но на самом деле это просто свидетельство Церкви об отпадении от нее одного из ее членов, отлучение от Церкви. Это было хорошо видно в 1901 году при отлучении от Церкви Льва Толстого. Текст Синода предусматривал возможность отмены анафемы в случае публичного раскаяния писателя.
В чине Торжества Православия к 1917 году осталось 12 анафем, осуждавших тех, кто отрицает существование Бога, считающих, что Бог представляет собой лишь особого человека. Также в этот день предаются анафеме люди, считающие, что Сын Божий меньше Отца, отрицающие необходимость прихода в мир Христа, полагающие, что Христос не искупил наших грехов. Иными словами, первые анафемы, которые можно услышать в чине Торжества православия, обращены к откровенным безбожникам и последователям самых древних ересей.
Также отлучаются от Церкви люди, отрицающие непорочное зачатие Христа, бессмертие души, Страшный суд, церковные таинства, святые иконы, авторитет Церкви и Вселенских соборов.
Все эти догматы составляют основу веры каждого православного христианина.
Отменять анафемы Церковь может в случае раскаяния отлученного при жизни или открытия новых обстоятельств после смерти.
В чин Торжества Православия также входит провозглашение вечной памяти всем защитникам Православия и православным христианам.
Евангелие Недели (Ин., 5 зач., I, 43–51)
43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.